М.Н.ТЕРЕЩЕНКО,
МОУ СОШ № 36, г. Талнах, Красноярский кр.
Человек и космос
Программа элективного курса, 34 ч (1
ч/нед.), 10-й класс
(и программа сокращённого, предпрофильного,
курса, 12 ч (1 ч/нед.), 9-й класс)
(Полностью с программой курса, развёрнутыми методическими рекомендациями и иллюстрированным материалом можно ознакомиться на интернет-сайте газеты «Физика»: http://fiz.1september.ru в рубрике «Дополнительные материалы». – Ред.)
Пояснительная записка
Последствия выхода в космос многократно превзойдут в отдалённой перспективе сегодняшний непосредственный эффект и окажут глубочайшее воздействие на весь последующий ход эволюции нашей цивилизации.
С.В.Келдыш
Идея этого элективного курса возникла после опроса людей разных возрастов. Задавался единственный вопрос: «Что бы вы хотели узнать по теме “Человек и космос?”» В результате были созданы программа курса и учебное пособие. Курс имеет огромное мировоззренческое значение и большой практический интерес. Первый искусственный спутник Земли был запущен в 1957 г. С тех пор космонавтика, особенно пилотируемая, достигла впечатляющих успехов. Курс «Человек и космос» прассчитан на 34 ч (1 ч/нед.) и предназначен для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы. Он призван, в первую очередь, удовлетворить познавательный интерес учащихся и направлен на формирование у них ощущения познаваемости мира, развитие познавательной активности, любознательности и самостоятельности. Курс доступен для понимания и учащимися 9-го класса. Тем не менее для них создан облегчённый вариант этого элективного курса как предпрофильный курс «Человек в космосе» (12 ч, 1 ч/нед.).
В школьном курсе физики и астрономии на изучение элементов космонавтики времени практически не отводится, а вместе с тем освоение космоса, работа в околоземном пространстве, космические профессии становятся сегодня реальностью. Элективный курс даёт прекрасную возможность дополнить знания учащихся о полётах в космос, жизни на орбитальных станциях, о специальной подготовке космонавтов и других не менее интересных вопросах.
Элективный курс направлен также на практическое освоение и совершенствование общеучебных умений и навыков, приобретение навыков работы с информационно-справочными материалами и СМИ. Курс призван познакомить с профессией космонавта и на примере этой профессии формировать серьёзное, ответственное отношение к любому делу.
Данный курс можно использовать в школах любого направления, т.к. он не содержит формул, математических расчётов, сложных заданий и тестов.
Цель курса
Сформировать целостное представление о развитии пилотируемой космонавтики, об исследовании космоса с помощью космической техники, продемонстрировать достижения страны в освоении космического пространства, познакомить с перспективами развития космонавтики и космическими профессиями; сформировать элементы информационной культуры, дать возможность реализовать коммуникативные способности учащихся и способности, направленные на самостоятельное познание, изучение, мышление, исследование, поиск информации.
Задачи курса
– Познакомить с историей и перспективами развития пилотируемой космонавтики;
– познакомить с космическими исследованиями средствами космонавтики;
– показать роль нашей страны в освоении космоса;
– познакомить с особенностями профессии «космонавт» и других востребованных профессий в космической индустрии;
– на примере профессии «космонавт» показать всю серьёзность и значимость лично каждого, уровень ответственности за порученное дело;
– формировать навыки работы с информационными материалами;
– развивать общеучебные умения и навыки: логическое мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение;
– формировать коммуникативную и рефлексивную деятельность.
УМК содержит: учебное пособие «Человек и космос»; методические рекомендации по проведению занятий; дидактический материал к каждому занятию и предполагает организацию учебного процесса в форме урока, практикума-семинара, теоретического семинара, конференции, но может использоваться и для самостоятельного обучения. Единицей учебного процесса является параграф. Он изучается самостоятельно либо с помощью учителя, потом организуется обсуждение и даются практические задания.
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий с их обсуждением. По результатам всей деятельности возможно формирование портфолио работ.
Основными методами обучения являются словесные, наглядные, практические и частично-поисковые, которые позволяют развивать творческие способности учащихся, умение работать самостоятельно. Роль учителя заключается в кратком объяснении, постановке задачи и помощи в процессе выполнения практических заданий.
Содержание программы <...>
Распределение часов <...>
Учебно-тематический план
Литература
«В мире животных», 1999, № 4.
«Вокруг света», № 8/2003; № 8, 12/2004; № 2/2005.
Глазков Ю.Н., Колесников Ю.В. В открытом космосе. – М.: Педагогика, 1990.
Гольдовский Д.Ю., Назаров Г.А. Первые полёты в космос. – М.: Знание, 1986.
«Домашний очаг», 2004, № 6.
Касьян И.И. Первые шаги в космос. – М.: Знание, 1985.
«Комсомольская правда», 12.04.2005; 28.04–05.05.2005.
Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935 гг.). – М.: Наука, 1987.
Марленский А.Д. Основы космонавтики. – М.: Просвещение, 1985.
Мусский М.А. Сто великих чудес техники. – М.: Вече, 2005.
Непомнящий Н.Н. Сто великих загадок ХХ века. – М.: Вече, 2005.
Непомнящий Н.Н., Низовский А.Ю. Сто великих тайн. – М.: Вече, 2005.
«Парадокс», 2003.
«Популярная механика», 2005, № 7.
Рыжов К.В. Сто великих изобретений. – М.: Вече, 2005.
Ю.А.Гагарин (к 50-летию со дня рождения): Сборник статей. – М.: Знание, 1984.
Стотт К., Твист К. 1001 факт о космосе: Справочник. – М.: Аст-Астрель, 2003.
«Техника – молодёжи», № 2/2000; № 4/2001; № 4/2003; № 5/2004; № 1/2005.
«Физика» («ПС»), № 14/1997; № 14/2001; № 13/2002; № 12/2003; № 6/2005.
«Древо познания». Наука и техника. – М., 2003–2005.
Энциклопедия «Космонавтика». – М.: Аванта+, 2004.
Энциклопедия «Техника». – М.: Аванта+, 2004.
Марина Николаевна Терещенко – учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 23 года. Окончила Ульяновский ГПИ в 1984 г. по специальности «Физика и математика». Среди выпускников есть преподаватели вузов, аспиранты, политические деятели, ежегодно до 70% учащихся поступают в технические вузы. Любит свою работу, постоянно готовит компьютерные презентации, энциклопедические листы, технологические карты урока. Замужем, в семье два сына. Старший – студент Кубанского ТУ по специальности «Комплексная защита информацииЙ, младший – учитсся в 10-м информационно-технологическом классе. С юности увлекается фотографией, много читает, любит путешествовать.