З.Д.ХМЫРОВА,
МОУ СОШ № 41, г. Шахты, Ростовская обл.
Загадочный мир света
Элективный курс, 13 ч. 10-й класс
Пояснительная записка
Изучение световых явлений – одна из самых увлекательных страниц естествознания. Предлагаемый предпрофильный курс «Загадочный мир света» является предметно-ориентированным курсом, который предлагается учащимся с целью их самоопределения относительно предстоящего выбора профиля обучения. Изучение курса позволяет комплексно решать основные задачи обучения: формировать устойчивый интерес к изучению физики; прививать и развивать навыки проведения физических опытов; радоваться успеху, достигнутому при проведении опытов; воспитывать трепетное отношение к окружающему миру; показывать тесную связь между явлениями природы и человеком; пытаться объяснять с точки зрения законов физики «сверхъестественные» явления; показывать связь между поэтическим восприятием природы и её научным описанием; способствовать развитию способностей учащихся благодаря использованию гуманитарного материала (поэзия, живопись) наравне с физическим; создать условия для формирования эмоционально-личностного отношения учащихся к изучению физических понятий с помощью художественных авторских и фольклорных произведений; удовлетворить потребность в знании, учении, развитии интереса к изучаемым проблемам.
Курс рассчитан на 13 часов и предназначен прежде всего тем, кто в дальнейшем выберет физический профиль. Во время его изучения учащиеся имеют возможность оценить собственные силы, «испытать себя». Результат должен заключаться не столько в систематизации и обобщении теоретических сведений по содержательной линии школьного курса «Оптика», сколько в осознании выбора профиля обучения на старшей ступени, интереса к изучению такого интересного раздела физики, как свет и световые явления.
Учебно-тематическое планирование
Урок 1 (1 ч). Презентация предпрофильного курса «Загадочный мир света». Рассказать об учёных, занимавшихся проблемами света. Создать общее представление о свете, световых явлениях, источниках света. Рассказать, как воспринимают окружающий мир животные.
Уроки 2, 3 (2 ч). Световые явления. Провести демонстрационные опыты с целью подвести учащихся к усвоению основного содержания темы.
Урок 4 (1 ч). Источники света. Дать представление о естественных и искусственных источниках света.
Урок 5 (1 ч). Мир глазами животных. Дать представление о том, как воспринимается окружающий нас мир животными.
Урок 6 (1 ч). Глаз и Солнце. Показать удивительную связь между явлениями природы и человеком.
Урок 7 (1 ч). Научно-атеистическое восприятие света. Сформировать в сознании учеников представления, доказывающие материальность мира и свидетельствующие об отсутствии сверхъестественных сил.
Урок 8 (1 ч). Окно в мир прекрасного. Показать внутреннюю связь между поэтическим восприятием природы и её научным описанием, взаимообогащение науки и искусства. Продемонстрировать «поэтичность» физики, необходимость знания её законов. Развивать умение логично и образно выражать свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе. Научить в ходе наблюдений за природными явлениями видеть прекрасное.
Урок 9 (1 ч). Световые явления и их описания в литературе народов мира. Изучение физических явлений и законов во взаимосвязи с рассмотрением их отображения в художественной литературе и произведениях искусства народов мира.
Урок 10 (1 ч). Голография. Показать применение законов оптики в искусстве, живописи и кино.
Уроки 11, 12 (2 ч). Свет. Световые явления. Закрепление изученного материала. Самостоятельное проведение опытов, связанных с изучением световых явлений и законов оптики. Решение кроссворда по теме. Тестовая работа по пройденному материалу.
Урок 13 (1 ч). Конкурс творческих работ учащихся. Защита творческих работ.
Цели курса
Обучающие: познакомить учеников с учёными-физиками, которые занимались проблемами изучения световых явлений; дать общее представление о свете и световых явлениях; привести примеры естественных и искусственных источников света; рассказать о том, как воспринимают свет человек и животные; показать важную роль света в жизни растений и человека; рассказать о том, как и где применяют законы оптики.
Воспитательные: воспитать у учеников интерес к изучению физики; развить умение логично и образно выражать свои мысли; воспитать бережное отношение к окружающему миру; показать связь между явлениями природы и человеком; создать в сознании учеников понятия, доказывающие материальность мира и свидетельствующие об отсутствии сверхъестественных сил.
Развивающие: развивать память, навыки проведения физических опытов, умения самостоятельно получать знания и пользоваться ими.