Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №12/2007

Валерий Вильгельмович МайерВалерий Вильгельмович Майер в 1967 г. окончил физмат Удмуртского ГПИ и два года работал на кафедре высшей математики Ижевского механического института. После службы в Советской армии с 1970 г. работает в Глазовском ГПИ им. В.Г.Короленко, пройдя путь от ассистента до профессора и декана физического факультета. Учёное звание доцента получил в 1988 г., кандидатскую и докторскую диссертации защитил в 1998 и 2001 гг., учёное звание профессора получил в 2002 г. Ещё в юности он нашёл область дидактики физики, в которой в течение сорока лет непрерывно получает новые результаты. Эта область науки в последние годы стала называться учебной физикой, её элементы составляют неразрывное единство учебной физической теории, учебного физического эксперимента и методики их изучения. Первая статья юбиляра, как раз и посвящённая этим вопросам, была опубликована в журнале «Физика в школе» ещё в 1966 г. Семейные обстоятельства не позволили заниматься исследованиями в аспирантуре и докторантуре, своевременно оформить диссертации. Их заменили личные встречи и дискуссии с такими крупными учёными, педагогами и методистами, как Б.С.Зворыкин, И.К.Кикоин, А.А.Пинский, А.А.Покровский, В.Г.Разумовский, А.В.Усова, В.А.Фабрикант, Т.Н.Шамало, Н.М.Шахмаев и др. Доброжелательная критика позволила выполнить большую серию работ в области учебной физики, которые публиковались издательством «Наука» (6 книг), журналами «Успехи физических наук», «Известия вузов. Физика», «Физика в школе», «Квант», «Потенциал», «Учебная физика», в методической газете для преподавателей физики, астрономии и естествознания «Физика» («Первое сентября»), – более 400 статей. Основной объект исследований – процесс научного познания, осуществляемый системой учитель–ученик в сфере учебной физики. Он впервые обосновал не только возможность, но и необходимость эффективной организации процесса научного познания в современной системе естественнонаучного образования путём такого взаимодействия учителя и ученика, которое обеспечивает получение объективно новых результатов, дал многочисленные примеры итогов указанного взаимодействия во всех разделах учебной физики. Валерий Вильгельмович руководил школьными физическими кружками, учительским и студенческим научными семинарами, студенческим конструкторским бюро, учебно-исследовательской лабораторией, более 20 лет работал на курсах повышения квалификации учителей. Он разработал оригинальную систему обучения на физическом факультете, включающую технологии выполнения курсовых и дипломных работ, рейтинг, научную деятельность преподавателей и студентов. Являлся научным руководителем инновационного предприятия «Аргон», которое за несколько постсоветских лет снабдило сотни школ и десятки высших учебных заведений России современным учебным физическим оборудованием, описаниями новых экспериментов, рабочими тетрадями по физике для 7–11-х классов, обеспечило научную работу преподавателей и студентов физического факультета Глазовского пединститута. Валерий Вильгельмович – главный редактор журнала «Учебная физика», он ответственный редактор сборников научных трудов «Проблемы учебного физического эксперимента», член редакционных советов газеты «Физика» и журнала «Физика в школе», организатор ежегодной всероссийской конференции «Учебный физический эксперимент: Актуальные проблемы. Современные решения». За успешную работу по подготовке педагогических кадров Валерий Вильгельмович награждён почётной грамотой Минпроса РСФСР, знаком «Отличник народного просвещения», почётной грамотой президиума Верховного Совета Удмуртской АССР, двумя бронзовыми, серебряной и золотой медалями ВДНХ СССР, знаком «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», медалью К.Д.Ушинского, ему присвоено почётное звание заслуженного деятеля науки Удмуртской АССР и лауреата Государственной премии Удмуртской Республики. У Валерия Вильгельмовича два сына – Роберт (д.п.н.) и Ростислав (к.п.н.), – которые подарили ему двух внуков и четырёх внучек. Коллеги, учителя и ученики искренне уважают Валерия Вильгельмовича за его трудолюбие, организаторский талант, твёрдость характера, доброжелательность и неизменное чувство юмора.

От всей души желаем Валерию Вильгельмовичу здоровья и дальнейших успехов в деле распространения правильного физического эксперимента!

Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!