Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2007

Я.В.САТУРНОВА,
СОШ № 10 им. дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова,
г. Мончегорск, Мурманская обл.

Новый подход к контрольно-оценочной деятельности

Подготовка к ЕГЭ, профильный курс, 136 ч (4 ч/нед.). 10-й класс

При переходе школы от традиционной формы итоговой аттестации к ЕГЭ перед учителем возникает проблема, как подготовить учащихся к новой форме испытания. Предлагаю с этой целью традиционные контрольные работы, которые проводятся в конце изучения каждой темы (2–5 задач, 1 ч), заменить на более приближённые по форме к ЕГЭ: первые три задания формулируются в виде тестов с выбором одного правильного ответа из четырёх представленных; в задачах 4 и 5 требуется представить решения. Первые три задания проверяют теоретические знания, могут содержать качественные вопросы или простые задачи на подстановку в формулу. Задание 4 предполагает нахождение какой-нибудь физической величины из основной формулы, задание 5 – решение задачи повышенного уровня сложности. В начале учебного года к этим заданиям даю также варианты ответов. Я разрабатываю по 4–6 вариантов контрольной работы разного уровня сложности. Первый вариант – самый простой (каждое из пяти заданий оценивается в 1 балл), максимальная оценка – «4». Если ученик несколько контрольных подряд справляется с этим вариантом, ему можно в дальнейшем предложить более сложный вариант с максимальной оценкой «5».

Благодаря дифференцированию сложности можно обеспечить 100%-ную успеваемость, ощущение комфорта для учащегося со слабыми и средними знаниями и возможность развития способностей для сильных учащихся.

Для исключения списывания ответов на первые три задания, формирования умения распределять своё время и выработки темпа, принятого в мировой практике (1 вопрос за 1–3 мин), на решение первых трёх заданий отводится 8 мин. Затем я собираю тетради и тут же их проверяю. Известные правильные ответы значительно ускоряют проверку работы. В оставшееся время дети выполняют более сложные задания.

Учащиеся предварительно знакомятся с критерием выставления оценок. Правильный ответ на каждое из первых трёх заданий оценивается в 1 балл. Задача 4 – в 2 балла, задача 5 – в 3 балла.

Суммарный балл

7–8

5–6

3–4

0–2

Оценка 5 4 3 2

Такой подход помогает учащимся рационально распределить время, а учителю – объединить текущий контроль усвоения материала (задания 1–3) с проверкой глубины понимания физической теории (задачи 4, 5). Сводная таблица помогает составить представление о динамике изучения материала каждым учащимся.

Предложенная форма контроля позволяет отслеживать не только уровень усвоения материала по теме, но и изменение интереса учащегося к изучению курса. Привожу примеры контрольных работ.

Литература

Касьянов В.А. Физика-10. Тематическое и поурочное планирование. – М.: Дрофа, 2002.

Касьянов В.А. Физика. 10-й класс. – М.: Дрофа, 2004.

Никифоров Г.Г., Орлов В.А., Ханнанов Н.К. Физика-11. Пособие по подготовке к итоговому тестированию. – М., 2002.

Никифоров Г.Г., Орлов В.А., Ханнанов Н.К. Единый государственный экзамен. Физика: Контрольно-измерительные материалы. Министерство образования России. – М.: Просвещение, 2003.

Фадеева А.А. Единый государственный экзамен. Физика: Тренировочные задания. – М.: Просвещение, Эксмо, 2006.

Контрольная работа № 6 «Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов»

Вариант I

1. Какая из приведённых ниже физических величин является скалярной?

А) Напряжённость поля; Б) потенциал; В) сила; Г) скорость.

2. Как изменится электрическая ёмкость плоского конденсатора, если площадь его пластин увеличить в 3 раза?

А) Не изменится; Б) увеличится в 3 раза; В) уменьшится в 3 раза;

Г) среди приведённых ответов нет правильного.

3. Напряжённость однородного электрического поля равна 100 В/м, расстояние между двумя точками, расположенными на одной силовой линии, равно 5 см. Разность потенциалов между этими точками равна:

А) 5 В; Б) 20 В; В) 500 В; Г) 2000 В.

4. Какую работу совершает поле при перемещении заряда 20 нКл из точки с потенциалом 700 В в точку с потенциалов 200 В?

5. Конденсатору ёмкостью 10 мкФ сообщили заряд 4 мкКл. Какова энергия заряженного конденсатора?

Вариант II

1. Как изменится электроёмкость плоского конденсатора, если заряд на его пластинах увеличить в 4 раза?

А) Увеличится в 2 раза; Б) увеличится в 4 раза; В) уменьшится в 4 раза; Г) не изменится.

2. Проводящему полому шару с толстой оболочкой сообщили положительный электрический заряд.  В каких областях напряжённость электростатического поля равна 0?

А) Только в 1; Б) только в 2; В) только в 3; Г) в 1 и 2.

3. Электрический заряд значением 10–6 Кл под действием электростатического поля перемещается из точки 1 в точку 2. При этом поле совершает работу, равную 3 мДж. Разность потенциалов 12 между точками равна:

А) –3000 В; Б) 3000 В; В) 3 • 10–3 В; Г) 0,33 • 10–3 В.

4. Определите энергию конденсатора, если его ёмкость 0,25 мкФ, а разность потенциалов между пластинами 400 В. Какой заряд имеет этот конденсатор?

5. Какую скорость приобретает неподвижный электрон, пройдя разность потенциалов 1 В?

Вариант III

1. Как изменится электроёмкость плоского конденсатора, если напряжение между его пластинами увеличить в 3 раза?

А) Не изменится; Б) увеличится в 3 раза; В) уменьшится в 3 раза;

Г) среди приведённых ответов нет правильного.

2. В однородном электростатическом поле перемещается положительный электрический заряд из точки A в точку B по траекториям 1, 2, 3. В каком случае работа сил электростатического поля больше?

А) Только в 1; Б) только в 2; В) только в 3; Г) работа одинакова.

3. Электрический заряд на одной пластине конденсатора равен 2 мкКл, на другой –2 мкКл. Напряжение между пластинами равно 5 В. Чему равна электрическая ёмкость конденсатора?

А) 0 Ф; Б) 0,4 мкФ; В) 0,8 мкФ; Г) 2,5 мкФ.

4. Конденсатор ёмкостью 10–5 мкФ соединили с источником тока, в результате чего он приобрёл заряд 10–9 Кл. Определите напряжённость поля между пластинами конденсатора, если расстояние между ними 2 мм.

5. Между двумя пластинами, расположенными горизонтально в вакууме на расстоянии 4,8 мм друг от друга, находится в равновесии капелька масла массой 10 нг. Определите заряд капельки, если на пластины подано напряжение 1 кВ.

Вариант IV

1. Как изменится электроёмкость плоского конденсатора с квадратными пластинами, если сторону каждой пластины увеличить в 4 раза?

А) Увеличится в 16 раз; Б) увеличится в 4 раза; В) уменьшится в 4 раза; Г) не изменится.

2. Проводящему полому шару с толстой оболочкой сообщили положительный электрический заряд. В каких областях на конечном расстоянии от центра шара потенциал электростатического поля равен 0? Потенциал точек, бесконечно удалённых от шара, равен 0.

А) Только в 1; Б) только в 2; В) только в 3; Г) такой точки нет.

3. Как изменится энергия электрического поля в отключённом от батарейки заряженном плоском воздушном конденсаторе, если расстояние между его пластинами увеличить в 2 раза?

А) Увеличится в 2 раза; Б) не изменится; В) уменьшится в 2 раза; Г) уменьшится в 4 раза.

4. Определите расстояние между вертикально расположенными пластинами плоского конденсатора, заряженного до напряжения 60 кВ, если полый шарик массой 0,1 г с зарядом 1 нКл, подвешенный между обкладками этого конденсатора на невесомой нити, отклонился на угол 60°.

5. 125 капель шарообразной формы, заряженных до потенциала 70 В, сливаются в одну каплю той же формы. Определите потенциал получившейся большой капли.

Ответы