Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2007

Т.Ю.КУЗЬМИЧЁВА,
гимназия № 38, г. Дзержинск, Нижегородская обл
.

tyuk2001@mail.ru

На строительной площадке

Урок-экскурсия (деятельностный подход). 7-й класс

Природа бесконечно разнообразна в своих проявлениях.

Применять знания по физике учащиеся могут на занятиях, проводимых в нестандартной форм, типа «Физика за чайным столом», «Физика в кабинете врача», «Физика и человек», «Физика и живая природа», «Физика вокруг нас», «Физика и технический объект» и т.д. Одним из примеров деятельностного подхода может быть экскурсия на технологический объект – строительную площадку. Строительство жилья – это вечная проблема. А уж физика проявляется здесь во всей своей «технической красе»! Так что провести её в качестве повторительно-обобщающего урока – лучше и не придумаешь, если, конечно, сумеешь договориться с администрацией стройки.

Цели и задачи урока: обобщить знания по курсу физики 7-го класса; продолжить формировать умения применять знания в конкретных практических условиях; развивать творчество учащихся; профессионально сориентировать их; учить выполнять работу в сотрудничестве; показать политехническую сторону физики.

Оборудование: строительный объект, где применяется строительная техника; раздаточный материал – задание на экскурсию; учебник «Физика-7» Пёрышкина А.В.; тетрадь, линейка, часы (секундомер).

Задания Подсказки
1. Дома строят из кирпича. Какова масса белого силикатного кирпича? Необходимые данные найдите измерением.

Используйте таблицу плотности твёрдых тел и формулу плотности.

2. Какова масса железобетонной плиты? Необходимые данные найдите измерением.

См. подсказку к заданию № 1.
3. Какое давление окажет эта плита на стену дома после укладки?

Используйте формулу для определения давления твёрдых тел. Толщину стены определите измерением.

4. Какие простые механизмы применяются на стройке?

Вспомните, что такое рычаг, куда приложены силы и где плечи сил.
5. Какие простые механизмы действуют при работе подъёмного крана? Сколько? Зарисуйте его схематично, выделив силы и плечи сил.

Используйте формулу для определения давления твёрдых тел. Толщину стены определите измерением.

6. Какого максимального веса груз может поднять этот подъёмный кран?

Вспомните, что такое рычаг, куда приложены силы и где плечи сил.
7. Какие силы действуют на плиту при её равномерном подъёме? Изобразите их на рисунке. Вес противовеса можно определить по надписи на платформе крана, а длину плеч измерить шагами.
8. Дождитесь, когда начнёт работать кран, и определите, с какой скоростью он поднимает груз.

Вспомните формулу для расчёта средней скорости движения тела.

9. Рассчитайте работу и мощность подъёмного крана.

Вспомните формулы для расчёта механической работы и мощности. Считайте высоту одного этажа равной 3 м. Используйте свои часы.
10. Какую потенциальную энергию приобретёт груз на высоте 5-го этажа? Вспомните формулу для расчёта кинетической энергии тела и примените закон сохранения механической энергии.
11. Какую скорость получит тело, если вдруг оно упадёт на землю? Вспомните формулу для расчёта потенциальной энергии тела и примените закон сохранения механической энергии.

12. Зачем каменщикам нужен отвес?

 
13. Почему кирпичи в кладке не съезжают друг с друга?  
14. Какие ещё технические механизмы («технику») применяют на стройке?  
15. Почему физику называют основой технического прогресса?  

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся

Учитель (находясь вместе с учащимися на строительном объекте). Физика – основа научно-технического прогресса. Сегодня мы обязательно ещё раз убедимся в этом на строительной площадке. Каждая пара получает задание. В конце урока, пожалуйста, сдайте его полностью выполненным.

(Учащиеся восхищённо осматривают площадки, радуясь, что их подпустили близко к строительному объекту, разбиваются на пары, получают задания – на руки каждому ученику – и приступают к выполнению. Лучше всего проводить этот урок во время обеда строителей.)

2. Самостоятельная деятельность учащихся

(Как показывает практика, вначале необходим некоторый толчок – подсказка. Дальше ребята прекрасно понимают, что от них требуется, и самостоятельно справляются с заданиями.)

3. Подведение итогов

(После того как ребята сдадут свои ответы, полезно разобрать с ними, как правильно нужно было отвечать на вопросы и проводить расчёты. Интересно послушать ответы на последний вопрос. Ведь именно для правильного понимания роли физики в жизни общества ребята и пришли выполнять это творческое занятие – на строительную площадку.)