Т.Ю.КУЗЬМИЧЁВА,
гимназия № 38, г. Дзержинск, Нижегородская обл.
На строительной площадке
Урок-экскурсия (деятельностный подход). 7-й класс
Природа бесконечно разнообразна в своих проявлениях.
Применять знания по физике учащиеся могут на занятиях, проводимых в нестандартной форм, типа «Физика за чайным столом», «Физика в кабинете врача», «Физика и человек», «Физика и живая природа», «Физика вокруг нас», «Физика и технический объект» и т.д. Одним из примеров деятельностного подхода может быть экскурсия на технологический объект – строительную площадку. Строительство жилья – это вечная проблема. А уж физика проявляется здесь во всей своей «технической красе»! Так что провести её в качестве повторительно-обобщающего урока – лучше и не придумаешь, если, конечно, сумеешь договориться с администрацией стройки.
Цели и задачи урока: обобщить знания по курсу физики 7-го класса; продолжить формировать умения применять знания в конкретных практических условиях; развивать творчество учащихся; профессионально сориентировать их; учить выполнять работу в сотрудничестве; показать политехническую сторону физики.
Оборудование: строительный объект, где применяется строительная техника; раздаточный материал – задание на экскурсию; учебник «Физика-7» Пёрышкина А.В.; тетрадь, линейка, часы (секундомер).
Задания | Подсказки |
1. Дома строят из кирпича. Какова масса белого силикатного кирпича? Необходимые данные найдите измерением. | Используйте таблицу плотности твёрдых тел и формулу плотности. |
2. Какова масса железобетонной плиты? Необходимые данные найдите измерением. |
См. подсказку к заданию № 1. |
3. Какое давление окажет эта плита на стену дома после укладки? | Используйте формулу для определения давления твёрдых тел. Толщину стены определите измерением. |
4. Какие простые механизмы применяются на стройке? |
Вспомните, что такое рычаг, куда приложены силы и где плечи сил. |
5. Какие простые механизмы действуют при работе подъёмного крана? Сколько? Зарисуйте его схематично, выделив силы и плечи сил. | Используйте формулу для определения давления твёрдых тел. Толщину стены определите измерением. |
6. Какого максимального веса груз может поднять этот подъёмный кран? |
Вспомните, что такое рычаг, куда приложены силы и где плечи сил. |
7. Какие силы действуют на плиту при её равномерном подъёме? Изобразите их на рисунке. | Вес противовеса можно определить по надписи на платформе крана, а длину плеч измерить шагами. |
8. Дождитесь, когда начнёт работать кран, и определите, с какой скоростью он поднимает груз. | Вспомните формулу для расчёта средней скорости движения тела. |
9. Рассчитайте работу и мощность подъёмного крана. |
Вспомните формулы для расчёта механической работы и мощности. Считайте высоту одного этажа равной 3 м. Используйте свои часы. |
10. Какую потенциальную энергию приобретёт груз на высоте 5-го этажа? | Вспомните формулу для расчёта кинетической энергии тела и примените закон сохранения механической энергии. |
11. Какую скорость получит тело, если вдруг оно упадёт на землю? | Вспомните формулу для расчёта потенциальной энергии тела и примените закон сохранения механической энергии. |
12. Зачем каменщикам нужен отвес? |
|
13. Почему кирпичи в кладке не съезжают друг с друга? | |
14. Какие ещё технические механизмы («технику») применяют на стройке? | |
15. Почему физику называют основой технического прогресса? |
Ход урока
1. Организация деятельности учащихся
Учитель (находясь вместе с учащимися на строительном объекте). Физика – основа научно-технического прогресса. Сегодня мы обязательно ещё раз убедимся в этом на строительной площадке. Каждая пара получает задание. В конце урока, пожалуйста, сдайте его полностью выполненным.
(Учащиеся восхищённо осматривают площадки, радуясь, что их подпустили близко к строительному объекту, разбиваются на пары, получают задания – на руки каждому ученику – и приступают к выполнению. Лучше всего проводить этот урок во время обеда строителей.)
2. Самостоятельная деятельность учащихся
(Как показывает практика, вначале необходим некоторый толчок – подсказка. Дальше ребята прекрасно понимают, что от них требуется, и самостоятельно справляются с заданиями.)
3. Подведение итогов
(После того как ребята сдадут свои ответы, полезно разобрать с ними, как правильно нужно было отвечать на вопросы и проводить расчёты. Интересно послушать ответы на последний вопрос. Ведь именно для правильного понимания роли физики в жизни общества ребята и пришли выполнять это творческое занятие – на строительную площадку.)