Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2007

Звёздное небо в июле

(Звёздные карты и описания звёздного неба даются примерно на 22ч 30м 15 июля в Москве.)

Созвездие Дракона

Солнце до 20 июля перемещается по созвездию Близнецов, а потом – по созвездию Рака. Что касается знаков зодиака, то до 23 июля Солнце движется по зодиакальному знаку Рака, а в дальнейшем по знаку Льва. 1 июля 2007 г. – 2 454 283-й юлианский день. Солнце взойдёт в 3ч 18м по среднесолнечному времени, или в 4ч 48м по московскому, а зайдёт в 22ч 18м по московскому времени. Продолжительность дня в средней полосе России составит около 17 ч 30 мин. В конце месяца, 31 июля (2 454 313-й юлианский день), Солнце взойдёт в 5ч 31м, а зайдёт в 21ч 40м по московскому времени; день станет уже короче почти на 1 ч 20 мин по сравнению с началом месяца и составит 16 ч 8 мин. Гражданские сумерки в средней полосе России длятся примерно по 40 мин каждые, сокращая время ночных наблюдений почти на 1 ч 20 мин. Астрономические сумерки, в конце которых только и появляются все звёзды, видимые невооружённым глазом, на широте Москвы и в более северных районах длятся всю ночь. Севернее 66-й параллели ещё длится полярный день. 4 июля Земля проходит самую удалённую от Солнца точку своей орбиты – афелий, – которая находится в созвездии Стрельца. В этой точке мы на 5 млн км дальше от Солнца, чем в перигелии (4 января), поэтому летом Земля получает на 7% меньше тепла, чем зимой. Но не это определяет смену времён года на Земле, а наклон оси вращения планеты к эклиптике. Так, в Москве в день летнего солнцестояния, в полдень, мы получаем тепла примерно в 5 раз больше, чем зимой в день зимнего солнцестояния. Именно поэтому у нас летом тепло, а зимой холодно, несмотря на то, что зимой мы ближе к Солнцу.

Итак, выйдем на улицу в 22ч 30м и посмотрим на небо. Вблизи зенита мы можем видеть много ярких созвездий. Так, почти точно в зените находится астеризм Голова Дракона из четырёх звёзд. Самая яркая звезда (, 2,5m) – Этамин. Название произошло от арабского Аль Рас аль Тиннин – голова Дракона. Именно так назвал её узбекский астроном XV в. Улугбек. Этамин – звезда гигантских размеров, оранжевого цвета. Так же переводится название звезды Растабан ( Дракона), которая по цвету похожа на Солнце. Очень красивой двойной звездой является Дракона, компоненты которой (обе по 4m) расположены на расстоянии 62" друг от друга. Они хорошо различимы даже в небольшой бинокль. По этой звезде можно проверить остроту своего зрения: если в тёмную прозрачную звёздную ночь вы отчётливо различаете обе звезды, значит, у вас со зрением всё в порядке. Четвёртая звезда – Груммиум, – что означает нижняя челюсть Дракона. Недалеко от и , как раз на кончике языка Дракона, находится звезда – Арракис (плясун). Эта звезда двойная, каждая в этой паре имеет блеск около 5,8m, а расстояние между ними 2".

Красивой двойной звездой является Дракона: яркая компонента 3m, соломенно-жёлтая, и слабая 10m – голубоватая; расстояние между ними около 4,7", так что их можно различить только в небольшой телескоп с увеличением не менее 20 крат.

Звезда Этамин примечательна тем, что по её наблюдениям английский астроном Дж.Брадлей открыл оптическое явление, получившее название аберрации света. Это явление похоже на то, которое наблюдается во время дождя: если вы стоите с зонтом под дождём, то держите его вертикально, но если вы побежите, то наклоните зонт вперёд, в сторону движения. Так же и от звезды, находящейся в зените, лучи света к наблюдателю идут по вертикали (роль зонта в данном случае играет телескоп). Будь Земля неподвижной, телескоп следовало бы направить в зенит. Но, поскольку Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км/с, приходится несколько наклонять телескоп, чтобы лучи света от звезды в него попали. Таким образом, наблюдатель увидит звезду не в зените, а чуть смещённой в сторону движения Земли. Так как направление скорости орбитального движения Земли непрерывно меняется (от 0 до 360°), то и звезда смещается по окружности. Измеряя точное положение Этамина, Брадлей определил, что её положение смещается по окружности радиусом около 20", и определил скорость движения Земли (30 км/с), а также расстояние от Земли до Солнца. Это было первое прямое доказательство движения Земли вокруг Солнца – подтверждение теории Коперника! Наш рассказ о созвездии Дракона будет неполным, если не привести описание этого созвездия в учебнике астрономии «Явления», написанном Аратом в конце IV в. до н.э.:

Между Медведицами, подобно потоку речному,
Вьётся – великое диво! – Дракон, извернувший бессчётно
Тело. А те с обеих сторон от изгибов несутся,
Остерегаясь касаться чернеющих вод Океана.
Краем хвоста достигает Дракон одной из Медведиц
И обвивает кольцом другую: хвоста оконечность
Над головой замерла у Гелики*, а Киносура**
Держит в изгибе чело, и вьётся драконово тело
Окрест её головы,  добираясь до лапы, откуда
Вдруг повращается вспять и обратно стремится. Нимало
Звездами змеи глава не обделена, но сияют
Две на висках и две на глазах, и единая снизу
Край украшают брады устрашающего исполина.
Наклонена его голова, словно он озирает
Гелики хвост, которой черта безупречно прямая
С пастью и правым виском драконовым соединяет.
Там по поверхности вод его голова проплывает,
Где воедино слились с восхожденьем пределы заката.

Сравните это описание с тем, что видно на небе, а если это покажется трудным, сравните с изображением на звёздной карте в области зенита.

Созвездия вблизи зенита

Если мы продолжим обзор неба далее на юг, то увидим гигантское созвездие Геркулеса. Оно выделяется астеризмом из четырёх звёзд – Клин Геркулеса. Здесь, между звёздами и , находится шаровое скопление звёзд М13. При очень хороших условиях его можно увидеть невооружённым глазом в виде туманного пятнышка 6m. Среди слабых звёзд выделяется звезда третьей величины Рас-Альгети ( Геркулеса) – двойная звезда, причём одна из её составляющих – переменная.

Созвездия над южной частью горизонта (на широте Москвы)

Рас-Альгети расположена рядом с более яркой звездой Рас-Альхаге ( Змееносца). Звезда Геркулеса называется Корнефорс. В созвездии Змееносца сейчас расположена планета Юпитер.

Мимо Юпитера по направлению к «бывшей» планете Плутон (чуть восточнее Юпитера в созвездии Змеи) летит космическая станция «Новые горизонты».

Извержение вулкана на спутнике Ио

Фотокамеры, установленные на её борту, сфотографировали извержение вулкана на спутнике планеты Ио, – высота выброса пепла достигала 300 км! Этот вулкан был известен давно, он был обнаружен ещё с борта космической станции «Вояджер» и получил название Тваштар. Приводимый справа снимок с большим разрешением был получен с расстояния 2,3 млн км от спутника. Станция «Новые горизонты», используя манёвр в гравитационном поле Юпитера, направится к Плутону и достигнет его в 2015 г. (фантастика!).

Восточнее Змееносца видна яркая звезда Альтаир, ярчайшая в созвездии Орла. Три яркие звезды – Альтаир, Денеб ( Лебедя) и Вега ( Лиры), – которые в июле находятся на юго-востоке, к концу августа переместятся южнее и займут главенствующее положение среди звёзд летне-осеннего неба. Они очерчивают гигантский Летне-Осенний Треугольник. В созвездии Лиры попытайтесь найти знаменитую планетарную Кольцеобразную туманность М57.

На самом юге, низко над горизонтом, можно попытаться найти созвездия Весов, Скорпиона и Стрельца. Эти южные созвездия, через которые проходит эклиптика, лучше видны в южных областях России. На северо-востоке, вблизи зенита и Полюса мира, где расположена Полярная звезда, мы увидим созвездие Цефея с известной пульсирующей переменной Цефея, а на северо-западе – хорошо знакомую нам Б.Медведицу, которая своим хвостом указывает на Арктур ( Волопаса).

Сoзвездия над севернoй частью гoризoнта (на ширoте Мoсквы)

Вблизи полуночи, на юге, низко над горизонтом, в созвездии Водолея появится планета Уран. Её трудно найти в школьный телескоп, поэтому приводим снимок Урана со спутниками и кольцом в ИК-лучах. Если кольцами Сатурна мы можем любоваться в обычный школьный телескоп, то кольца вокруг Урана в видимых лучах были открыты при тонких наблюдениях покрытий этой планетой слабых звёзд с борта самолётной обсерватории только в 1977 г. Было замечено, что перед тем, как планета покрывала своим диском звезду, свет звезды несколько раз заметно ослаблялся вследствие перекрытия её слабыми кольцами Урана.

На ИК-фотографии Урана, полученной на VLT-телескопе (Very Large Telescope – очень большой телескоп, диаметр объектива 16,4 м) Европейской Южной Обсерватории в Андах (Чили) отчётливо видно кольцо планеты. Также видны семь спутников – Оберон, Ариель, Пак, Миранда, Порция, Умбриель и Титания.

Уран с кольцом и спутниками

Как и у Сатурна, кольцо вокруг Урана расположено на расстоянии около двух радиусов планеты, на границе так называемой зоны Роша. Существование зоны, приблизившись к которой, спутник должен быть разорван на части приливной силой со стороны планеты, доказал французский астроном Э.Роша в XIX в.

Если встать лицом на север, то можно увидеть у самого горизонта Капеллу ( Возничего), а рядом, восточнее, знакомое созвездие Персея, на которое указывает созвездие Андромеды. На северо-западе видна Б.Медведица, а под её «хвостом» в одиночестве едва блистает Сердце Карла II – ярчайшая звезда созвездия Гончих Псов.

ПЛАНЕТЫ

Меркурий (0m) в период непродолжительной видимости (около 20–30 мин) утром в третьей декаде движется по созвездию Близнецов, достигая 20 июля максимальной западной элонгации (20°).

Венера (–4,6m) движется по созвездию Льва, 25 июля произойдёт её стояние. Планету можно увидеть в первой половине месяца на западе, сразу после захода Солнца в течение часа.

Марс (0,5m) движется по созвездию Тельца и хорошо виден после полуночи.

Юпитер (–2,5m) движется по созвездию Змееносца, его можно наблюдать до полуночи на северо-западе после захода Солнца.

Сатурн движется недалеко от Венеры, поэтому его практически невозможно наблюдать.

Уран (5,8m) движется попятно по созвездию Водолея, его можно попытаться найти ближе к полуночи на юге, низко над горизонтом.

Нептун движется попятно по созвездию Козерога, недалеко от звезды Козерога. Планета видна всю ночь, но отыскать её в школьный телескоп даже с подробной картой неба очень трудно, т.к. она низко над горизонтом.

МЕТЕОРНЫЕ ПОТОКИ

Каприкорниды (от латинского названия созвездия Козерога – Capricornus) активны в июле и августе, максимум 15 июля (до 9 мет./ч).

-Аквариды – радиант в созвездии Водолея, поток активен с 23 июля по 22 августа, максимум 28 июля (4 мет./ч и больше). Этот один из богатейших потоков южного неба был замечен в Китае ещё в XI в.

Кассиопеиды активны с 17 июля по 15 августа, максимум 28 июля (до 18 мет./ч). Этот поток подобен Персеидам и связан с ними.

Южные Писциды – радиант в созвездии Южной Рыбы, активен с 18 июля по 12 августа, максимум 2 августа (до 10 мет./ч). Хотя радиант находится в южном полушарии неба, это хорошо заметный поток медленных ярких метеоров.

Покрытие Луной звёзд Тельца и Скорпиона

Покрытие Луной звезды Тельца (2,9m) произойдёт 10 июля и будет видно на востоке нашей страны. Так, в Чите оно наступит в 19ч 15м 26с, а закончится в 19ч 48м 19с UT. Покрытие Скорпиона (2,8m) произойдёт 25 июля и будет видно в центральной и южной европейской части России. Оно начнётся в 18ч 35м 42с и закончится в 19ч 53м 09с UT (в Москве на 4 ч раньше).

Фазы Луны

Проф. В.М.ЧАРУГИН, МПГУ, г. Москва,

charugin@yandex.ru

___________________________

* Большая Медведица.

** Малая Медведица.

***

...В туфлях серебряных месяц нарядный

Ходит и ходит в ночи непроглядной;

Чуть он задержит серебряный взгляд –

Сад серебрится, и вишни горят...

Пёс безмятежно в своей конуре

Спит и не знает, что он в серебре;

Луч в голубятне, и снится голубке

Сон о серебряноперьевой шубке;

Мышка бежит – в серебре коготки

И серебром отливают зрачки;

И, неподвижна в протоке лучистой,

Рыба горит чешуёй серебристой.

Уолтер де Ла Мар

...Теперь уж тишина другая;

Прислушайся – она растёт,

А с нею, бледностью пугая,

И месяц медленно встаёт.

Все тени сделал он короче,

Прозрачный дым навёл на лес

И вот уж смотрит прямо в очи

С туманной высоты небес.

О, мёртвый сон осенней ночи!

О, жуткий час ночных чудес!

В сребристом и сыром тумане

Светло и пусто на поляне;

Лес, белым светом залитой,

Своей застывшей красотой

Как будто смерть себе пророчит;

Сова и та молчит: сидит

Да тупо из ветвей глядит...

И.Бунин

Далеко на севере Капелла

Блещет семицветным огоньком,

И оттуда, с поля, тянет ровным,

Ласковым полуночным теплом.

За окном по лопухам чернеет

Тень от крыши; дальше, на кусты

И на жнивьё лунный свет ложится,

Как льняные белые холсты.

И.Бунин