Из КР дистанционного курса О.В.Коршуновой «Учёт особенностей мышления при обучении физике...»
МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1. Выбор темы. Мы живём в мире звуков, и познать его немыслимо без знания физических основ звука. Современные биофизические исследования показывают огромное влияние звуковых волн на процессы, происходящие в организме человека. Следовательно, необходимо интегрировать знания из курсов физики и биологии. К сожалению, в учебнике нет полного охвата всей информации, доступной для понимания десятиклассниками. Также хотелось создать мотивацию к изучению знакомых всем звуковых явлений. Тему «Механические и звуковые волны» (10-й класс) я представила в виде шести модулей.
2. Модуль 4. «Звуковые волны». Примерный план урока: 1) сообщение ДЦМ – «Сформировать понятие звуковой волны и её характеристик»; 2) выбор учащимися уровня модуля; 3) выполнение модуля; 4) обсуждение результатов работы; 5) определение домашнего задания. К уроку были приготовлены несколько таблиц: «Слух и голос» (табл. I), «Диапазоны звука» (здесь не приведена. – Ред.), «Частоты источников музыкальных звуков» (табл. II), «Свойства звуковых волн» (табл. III), «Шкала звуковых волн» (табл. IV).
Таблица I. Слух и голос
Таблица II.
Частоты источников музыкальных звуков
Таблица III. Свойства звуковых волн
Таблица IV. Шкала звуковых волн
3. Характеристика класса (табл. V*). К сожалению, уровень познавательной активности в целом не очень высок: 30% учащихся (из 16) не имеют сформированной потребности в знаниях, очень пассивны во всех видах деятельности, особенно при выполнении работы самостоятельно. Класс эмоционален, поэтому любой материал приходится подавать с эмоциональной краской, близкой к личностным отношениям.
Таблица V. Анализ результатов урока
4. Результаты урока (cм. табл. V). Не выполнили работу 12% учащихся, что гораздо меньше, чем при стандартном проведении уроков. Удовлетворительно справились с работой 53%, хорошо выполнили работу 35%.
Анализ результатов урока показал, что самые низкие оценки были у учеников, находившихся в подавленном состоянии и имевших низкие показатели. В приподнятом же настроении даже слабые ученики показали неплохой результат.
Анкетирование учащихся выявило, что 40% считают полезным использование модулей на уроках, это позволяет им лучше усваивать учебный материал, если он не сложен. 24% учеников высказали полное недовольство такой организацией урока.
Слушательница И.А.ПОДШИВАЛОВА,
п. Томилино, Люберецкий р-н, Московская обл.
______________________
*В соответствии с предлагаемым автором дистанционного курса интегративно-дифференцированным подходом к обучению, в том числе и физике, для успешного освоения предмета каждым школьником следует учитывать особенности индивидуального восприятия учебного материала, его переработки и применения. В частности, учитель должен учитывать когнитивный стиль обучаемого, а также доступный ему уровень сложности изучаемого материала (т.е. уровни обученности и обучаемости ученика). Автор выделяет 6 когнитивных стилей – интегрально-теоретический (ИТ), интегрально-эмоциональный (ИЭ), интегрально-деятельностный (ИД), дифференциально-теоретический (ДТ), дифференциально-эмоциональный (ДЭ), дифференциально-деятельностный (ДД) – и три уровня сложности (I, II и III). – Ред.