Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2007

Из КР дистанционного курса «Психодидактика...»

1. ДОМИНИРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗНАНИЙ

Я изучила лекции курса А.Н.Крутского, О.С.Косихиной «Психодидактика: новые технологии преподавания физики» с большим интересом, и мне показалось, что я в какой-то мере уже давно применяю столь подробно описанный ими дискретный метод. При объяснении нового материала я стараюсь выделить важные элементы, которые в лекциях очень удачно названы доминирующими элементами знаний (ДЭЗ). Главная цель – добиться, чтобы на таких уроках дети поняли физическую сущность ДЭЗ, а на уроках закрепления нашли ДЭЗ в учебнике в соответствующем параграфе как ответ на вопрос учителя. На дом я задаю внимательно прочитать параграф и ответить устно на вопросы к нему в учебнике. При проверке домашнего задания я крайне редко прошу пересказать сам параграф, но неукоснительно требую ответов на вопросы в учебнике, а также на дополнительные свои, предлагаю решить качественные задачи. Вопросов задаю много, каждому ученику достаётся хотя бы один. Отвечают с места.

Оцениваю знания учащихся по своей, однобалльной, системе, ведь ответы такие маленькие, что оценивать их по 5-балльной системе нелогично, а оставлять ответ без оценки непедагогично. Поэтому, если ученик чётко и правильно отвечает, ставлю «+», если ответ частично правильный или ученик, не знающий ответа, быстро находит его в учебнике и чётко, внятно, с пониманием сути может прочитать, – ставлю «^», если ответ неправильный – ставлю «–».

Такой метод оценки я широко применяю на всех уроках – и при решении задач, и при разборе нового материала, который стараюсь проводить с элементами проблемно-поискового метода. Ни один ответ не остаётся без оценки, ни один ученик не уходит с урока, не пообщавшись с учителем.

Оценки я выставляю в своём черновом журнале. Когда накапливаются 5 значков-баллов, выставляю оценку в чистовой журнал: (+++++) означает «5», (++++–) – «4», (+++– –) – «3», (– – –) – «2», (++++^) – «4» и т.д. Таких оценок («по плюсам–минусам») за четверть ученики получают не меньше двух. Это даёт возможность активизировать учеников на уроке, стимулировать их желание отвечать, ведь один неправильный ответ это ещё не «2». Конечно, и традиционные оценки не отменяются.

Я не могу похвастаться большим количеством четвёрок и пятёрок. Может, потому, что стараюсь добиться осознанного понимания учениками физической сущности изучаемых явлений, законов и т.д., задаю много мелких и немелких вопросов, учу сравнивать, сопоставлять, делать выводы из наблюдаемых явлений, а это сложнее, чем просто пересказать параграф.

Я не могу провести предлагаемый лекторами эксперимент: «Сравнить результаты проверочной работы в разных классах». Я давно уже не работаю в традиционном стиле и не буду возвращаться к нему ради эксперимента. Но после урока закрепления по теме «Законы Ньютона» (его ход я оформила в своей работе в виде таблицы) я провела на следующем уроке тестирование в двух 10-х классах. В результате «4» и «5» получили лишь около трети учеников (однако прошу учесть, что наша гимназия – гуманитарная, и после 8-го, 9-го классов ученики, склонные к точным наукам, уходят в другие учебные заведения).

Мне очень нравится предложенная в лекциях мысль записывать ДЭЗ в специальные тетради. Но пока я не могу внедрить её. Боюсь, что меня не поймут ни родители, ни коллеги-учителя: они решат, что я требую, чтобы «ученики переписывали учебник в тетрадь». Тем более, что у нас сейчас началась очередная кампания по «регулированию объёма домашних заданий». Но предложение очень интересное, и со временем я подумаю, как внедрить его в свою работу.

Слушательница Т.Ш.ЧУМАЧЕНКО,
Московская обл.,

twirl@yandex.ru

2. О ПРИМЕНЕНИИ СТРУКТУРНЫХ И ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ НА УРОКАХ

III этап (дополнительное задание)

3.1. Изготовьте наглядное пособие для обучения системно-структурному подходу.

3.2. Какие темы вы можете предложить для преобразования их к изучению методом системно-логического подхода?

Интегративные логические схемы эффективны при изучении тем: «Механическое движение», «Масса и плотность тела», «Блок», «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел», «Давление твёрдых тел, жидкостей, газов», «Плавание тел» в 7-м классе и «Равномерное движение», «Движение по окружности», «Законы Ньютона», «Механические колебания», «Способы изменения внутренней энергии», «Агрегатные состояния вещества» в 8-м.

Логические текстово-графические схемы лучше использовать при изучении тем: «Физические величины и их измерение», «Виды сил в природе», «Рычаг», «Строение вещества», «Диффузия», «Агрегатные состояния вещества», «Закон Паскаля» в 7-м классе и «Звуковые волны», «Внутренняя энергия», «Двигатель внутреннего сгорания» в 8-м.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА по теме «Световые волны» (учебник: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Физика-11)

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА по теме «Световые волны»

Слушательница П.Н.РЯБИНИНА,
с. Саханга, Назаровский р-н,
Красноярский кр
.

3. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА по теме «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА»

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА по теме «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА»

Слушатель Н.Д.БЕЛОВ,
п. Ягодный, Кондинский р-н, Ханты-Мансийский АО