Л.Г.ШЕЛГУНОВА,
школа № 5, г. Апрелевка, Московская обл.
Игры на уроках физики
При изучении строения вещества я предлагаю ребятам построить снежинку с шестью лучами, взявшись за руки. Они изображают колебания. Затем условно повышаем температуру, амплитуда колебаний увеличивается. Вот разрушилась кристаллическая структура снежинки, получилась вода. Вода течёт – прошу девочек взяться за руки и изобразить текущий ручеёк, они бегут друг за другом. При дальнейшем «увеличении температуры» скорость движения увеличивается. Они побежали, цепочка рук порвалась, все со смехом разбегаются, – вода испарилась, получился пар (газ).
При введении единицы «джоуль» прошу перенести гирю весом 1 Н на расстояние 1 м – совершённая работа равна 1 Дж. Затем предлагаю перенести эту гирю на 2 м – работа равна 2 Дж. Спрашиваю: «Сколько таких грузов можешь поднять и перенести на 1 м? Какую при этом совершишь работу?»
При изучении давления на поверхность я стелю на стол у доски большую газету и предлагаю кому-нибуть на неё стать. Находятся храбрецы. Если вес мальчика равен 500 н, а площадь газеты 1 м2, то давление будет 500 Па (p = F : S). Складываем газету вдвое, площадь опоры стала меньше в 2 раза, а давление возросло в 2 раза. Продолжаем складывать газету, пока ученик не останется на одной ноге. Делаем выводы о зависимости от площади опоры.
Задаю вопрос классу: «Как надо приближаться к провалившемуся под лёд человеку?» Я приседаю за кафедрой, высовываю руки и изображаю, что тону, зову на помощь. Обычно кто-нибудь бросается к кафедре и изображает ползущего по льду спасателя.
Вес и невесомость. На вопрос, есть ли невесомость на Земле, часто отвечают отрицательно. Тогда я прошу ребят встать и подпрыгнуть три раза. Объясняю, что они три раза были в невесомости, т.к. не касались опоры и не растягивали подвес.
Сила тока – электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1 с. Приглашаю примерно 6 мальчиков пройти в тамбур перед кабинетом. Затем объясняю условия игры. Предлагаю им подойти спокойно к доске, а остальные должны заметить время их движения. Условно каждый из них представляет 1 кулон электричества. Например, время их движения 6 с, тогда сила тока равна I = q : t, I = 6 Кл : 6 с = 1 А. Уменьшаем время движения и получаем большую силу тока.
Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую. Предлагаю учащемуся взять в руки гирю массой 100 г и перенести на расстояние 1 м. Какую работу он совершил при этом? Примерно 1 Дж (А =F • S = mgs). Если на батарейке написано «4 В», это означает, что её электрическое поле может совершить работу 4 Дж по перемещению 1 Кл.
Электрическое сопротивление. Вспоминаем с учащимися строение вещества, различие в расположении частиц в разных веществах. Всегда в классе есть непоседы, желающие побегать по кабинету. Первое условие – спокойно пройти в проходе между партами, затем – через преграды из стульев. Обычно с этими трудностями парни справляются, но бурчат, что неудобно быстро перемещаться. Можно делать проход уже и шире, короче и длиннее. Делаем вывод, сравнивая движение ребят с движением заряженных частиц в веществе. Подвигались, получилась физкультурная минутка.
У меня в классе есть «артисты». Однажды я двоим опоздавшим «артистам» (эти ребята замучили меня опозданиями) дала пластину из оргстекла (размером примерно с журнал), шарф, транспортир, указку и попросила создать наглядную модель электрометра. Все ученики пришли в восторг, когда из лаборатории вышли мои фантазёры. Один из них объяснял устройство и работу прибора, второй изображал этот прибор и его работу. Затем, когда я проводила повторение по этой теме, ребята объясняли устройство прибора на себе и изображали стрелки, разводя руки. Сейчас по телевидению проходит много шоу, все любят игровые моменты, возможность подвигаться. Игры отвлекают от скуки усталых учеников. 6 часов сидеть – это трудно.
Напряжённость. Я пригласила трёх десятиклассников к доске. Взяла всех вместе за правые руки и сказала, что я условно представляю силу электрического поля, моя величина 600 Н. Они – заряды, каждый равен 1 Кл. Я потянула их за собой по классу, они сопротивлялись, делали это без желания. Я объяснила ученикам, что, прикладывая к ним силу 600 Н, испытываю напряжённость мышц, значит, на каждый «заряд» приходится по 200 Н/Кл. Это и есть, условно, напряжённость электрического поля в данной точке.
Скорость распространения колебаний в разных средах. Предлагаю ребятам встать в одну линию у доски или у стены. Даю первому карандаш и прошу передавать по цепочке следующему. Девочки засекают время. Меняем расстояние между ребятами на 1 м. Время передачи увеличивается. В нашей игре первая среда – твёрдое тело, вторая – жидкость. Прошу изобразить передачу движения в газах. Ребята разбегаются, их трудно догнать. В какой среде скорость распространения колебаний быстрее? Там, где частицы ближе друг к другу, в твёрдом теле.
Электромагнитные волны. В стальную кастрюлю (можно в любую жестянку) помещаю включённый мобильный телефон. Закрываю кастрюлю стальной крышкой. Прошу учащихся позвонить по номеру телефона, записанному на классной доске. Дозвониться невозможно! Открываем крышку – связь есть. Можно заменить стальную крышку пластинами из стекла, дерева, накрыть красивым полотенцем. Мобильный телефон экранируется только металлом.
Доступность всех учебных планов учителя. В кабинете физики, на стенде, висит планирование уроков с домашним заданием и график контрольных работ на четверть. Иногда учащиеся просят повесить такую информацию в свой класс. Были случаи, когда я ленивым школьникам прикалывала к дневнику планирование уроков с домашним заданием и график контрольных работ на четверть.
Людмила Григорьевна Шелгунова – окончила Ярославский ГПИ им. К.Д.Ушин-ского в 1968 г., педагогический стаж более 30 лет. Отличается творческим планированием уроков, применением разнообразных форм и методов обучения, учит детей осознанно владеть различными приёмами решения задач, точно выражать свои мысли в связной речи, целеустремленно и настойчиво формирует умения и навыки рациональной организации учебного труда, совмещая их с индивидуальным подходом. Широко использует технические средства обучения, владеет компьютерными технологиями. За подготовку победителей предметных районных олимпиад награждена грамотой. Привлекает учащихся к изготовлению самодельных приборов для проведения демонстрационных опытов и лабораторных работ. Руководит школьным методическим объединением учителей математического цикла. Организовала и ведёт танцевальный кружок, шьёт с детьми костюмы к выступлениям, снимает их выступления на фото- и видеокамеру. Кружковцы постоянно участвуют в городских праздниках (проводы Масленицы, Апрелевская звезда и др.), неоднократно нараждались грамотами. Людмила Григорьевна активно участвуeт в общественной жизни города – была секретарём избирательного участка в посёлке Мартемьяново во время трёх избирательных кампаний, участвовала в переписи населения. С коллегами и учениками Людмила Григорьевна тактична, выдержана, поддерживает тесную связь с родителями.