Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2007

И.Ю.ПОРУС,
Поволжский центр аэрокосмического образования (ПОЦАКО),
г. Нижний Новгород

porus@sandy.ru

Организация научно-исследовательской деятельности школьников и студентов

Система дополнительного образования

Поволжский центр аэрокосмического образования (ПОЦАКО) был создан в 1991 г. при активном участии Федерации космонавтики, Научно-исследовательского радиофизического института (НИРФИ), Института прикладной физики РАН (ИПФ РАН) и вузов нашего города. ПОЦАКО занимается разработкой инновационных методик и образовательных технологий, которые с успехом реализуются в школах не только Нижегородского региона. Изначально попечительский совет Центра возглавил профессор Л.М.Ерухимов, сегодня его возглавляет заведующий кафедрой прикладной математики НГТУ профессор Н.С.Петрухин.

Основной задачей ПОЦАКО является обеспечение условий для организации научно-исследовательских работ (НИР) школьников и студентов. Системообразующей методикой стало «погружение в научную среду» – создание творческих групп из школьников, студентов и учёного-куратора, который вводит эту группу в сферу своей научной деятельности. Каждый учащийся выбирает для себя научную проблему, над которой активно работает, повышая свой интеллектуальный уровень и оказывая посильную помощь учёному-куратору в его научно-исследовательской деятельности. Занятия проводятся на базе НИИ или в вузовских научно-исследовательских лабораториях. Совместная работа с учёным является определяющим фактором создания условий саморазвития личности и ранней профессиональной самоориентации. Выбранный в школе вектор научных интересов часто оказывается определяющим в выборе будущей профессии. В данном случае можно говорить о непрерывной научной работе, т.к. школьник, став студентом, продолжает свою научную деятельность по той же проблеме, которая впоследствии становится темой его диплома, а порой и диссертационного исследования. Для достижения этой цели при Центре постоянно действуют школьные и студенческие научные лаборатории. Тематика научных работ широка: радиофизика, радиоастрономия, астрономия, аэрокосмический мониторинг, экология, информационные технологии и др.

Основным направлением работ на ранних этапах функционирования ПОЦАКО была проблема космическо-земных связей, которая охватывала широкий круг естественнонаучных направлений. Практические работы проходили на базе РАС НИРФИ «Зимёнки». Были подготовлены интересные исследования по ионосфере, солнечной активности, программы для патрульной службы Солнца.

При активном участии профессора Л.М.Ерухимова на базе НИРФИ «Зимёнки» стали проводиться летние научные школы, программой которых предусматривались лекции, лабораторные работы и самостоятельные научно-исследовательские проекты учащихся. На сегодняшний день летние школы стали одной из основных форм занятости интеллектуальной молодёжи в летний период. Лекции в школе читают ведущие учёные из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, а также из-за рубежа (Великобритания, Канада, США, Голландия, Израиль). Один из них – Kees van’t Klooster (Голландия) – стал постоянным участ-ником летних школ. Постепенно география участников расширялась, и в настоящее время в летних школах принимают участие школьники более чем из двадцати регионов России, а также из других стран.

Одной из важных проблем, стоящих перед педагогическим коллективом летних школ, являлась проблема отбора учащихся, а также постоянный мониторинг развития их творческих способностей и расширения сферы их знаний. Для решения этой проблемы была разработана уникальная система образовательных технологий, которая позволила проводить мониторинг в форме игр и тренингов. Игровая программа «Институты», в основу которой был положен известный в педагогике метод проектов, дала хорошие результаты и сейчас активно применяется. На основе этой образовательной технологии с успехом проводятся технические олимпиады в НГТУ в форме «Деловой игры». По окончании летней школы каждый её участник защищает дипломную работу в условиях, приближённых к защите диссертации (соблюдается практически вся процедурная сторона). В обсуждении принимают участие учёные из нижегородских НИИ и вузов. Летние школы, в которых сейчас принимают участие до 150 человек, – это один из самых больших блоков работ по дополнительному образованию учащихся.

Другой активной формой работы ПОЦАКО является представление научных разработок школьников и студентов на конкурсах, олимпиадах и конференциях, где, как правило, их авторы получают высокую оценку научной деятельности. Учащиеся и преподаватели Центра ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе «Космос», форуме «Великие реки», конференциях, проводимых Нижегородскими университетом им. Н.И.Лобачевского, Политехническим, Педагогическим и Строительным университетами. Наряду с активным участием в системе мероприятий по представлению своих достижений на суд научной и творческой общественности Центр и сам является организатором аналогичных акций и инициатив.

В ПОЦАКО при активной поддержке НГТУ и других вузов Нижнего Новгорода были организованы и регулярно проводятся Российские чтения-конкурсы памяти С.А.Каплана, участники которых школьники, студенты и преподаватели. Это мероприятие объединяет две формы: научные чтения (лекции, семинары, «круглые столы», на которых участники знакомятся с последними достижениями науки) и конкурс преподавательских, студенческих и школьных НИР. Жюри конкурса формируется из профессорско-преподавательского состава университетов и ведущих сотрудников НИИ. Этот конкурс имеет статус региональной олимпиады, и его победители получают привилегии при поступлении в вузы. Тезисы работ участников и доклады лауреатов Чтений ежегодно публикуются в сборнике материалов Чтений и рассылаются по городам России. География участников постоянно расширяется. Организационный комитет традиционно возглавляет губернатор Нижегородской области. Областная администрация оказывает постоянную поддержку в проведении мероприятий, направленных на подготовку научных кадров Нижегородского региона.

Ежегодно Центром организуются научные поездки в Москву (посещение Звёздного городка, ЦУПа, Ракетно-космической корпорации «Энергия», встречи с конструкторами, учёными и космонавтами) и в Санкт-Петербург (творческие встречи с учёными Пулковской обсерватории и Института прикладной астрономии РАН).

В настоящее время Центром разработана и реализуется региональная экологическая программа «Земля – наш дом, и пусть он будет чистым». В ней предусмотрен целый блок мероприятий, направленный на повышение экологической культуры, столь необходимой в наше время для учёных любых областей науки. В программе также предусмотрены конкретные проекты экологического направления, в которых принимают участие студенты – будущие экологи. Большим блоком этого направления стал проект «Малым рекам – большую заботу». В частности, он предусматривает длительный мониторинг загрязнения бассейна реки Кудьма, составление её паспорта с выработкой рекомендаций по улучшению экологической обстановки этой реки. На сегодняшний день Кудьма является местом массового отдыха, в её бассейне находятся курортные комплексы и детские оздоровительные лагеря. В этой работе, кроме экологов, принимают участие студенты радиофизического факультета НГТУ, которые помогают создать программное обеспечение для обработки и анализа полученных данных и гидродинамическую модель реки.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРУЮ ВЕЩЬ

Что можно сделать из старого холодильника, телефонного аппарата, телескопа? Не знаете? А вот участники конкурса юных конструкторов-исследователей знают. На конкурс 2006 г. собрались в осенние каникулы команды старшеклассников из пяти городов Нижегородской области. Конкурс проходил на базе МУП ДООЛ «Чайка» в Зелёном городе.

Задание этого года: «Что можно сконструировать из деталей устаревшего телескопа?» За несколько дней молодые таланты чего только не придумали. Аппараты Илизарова для фиксирования сломанных конечностей, чайник, сани, солнечные часы, газовый обогреватель, инструменты для ансамбля (гитару и барабан), цветомузыку, оборудование для рабочего уголка с оригинальным дизайнерским решением, мобильный умывальник, зеркало. Победителем стала команда, предложившая использовать детали телескопа для изготовления диапроектора.

Жюри конкурса было сформировано из специалистов разных областей науки: Андрей Алексеевич Панютин – начальник отдела Верхне-Волжского управления гидрометеослужбы, многолетний научный руководитель школьных исследовательских работ, Алексей Константинович Киселёв – преподаватель кафедры астрономии и истории естествознания НГПУ, Александр Валерьевич Казарин – преподаватель ННГАСУ и специалист в области дизайна (он даже прислал своих студентов для консультирования команд). Дизайнеры были расхватаны командирами команд буквально за пять минут. Студенты приехали на несколько часов, а пробыли в Зелёном городе до глубокой ночи.

Конкурс проводился во время осенних каникул, т.е. во время отдыха. Поэтому в программу встреч с учёными и практикумов по мастерству были включены игровые и спортивные программы. «Экспедиция по станциям» – команда получает маршрутный лист с указанием станций, разбросанных по достаточно большой территории Зелёного города. На каждой станции участники выполняют разнообразные задания и получают соответствующие баллы. Побеждает команда, первой достигшая финиша и получившая наибольшее количество баллов.

На совете командиров команд принимались решения по программе. В гости к школьникам приезжали представители НГТУ, которые рассказали не только об учёбе, но и о перспективах будущей работы, о наиболее востребованных и престижных профессиях. С большим интересом ребята слушали преподавателя Высшей школы экономики, заведующего кафедрой финансового менеджмента, к.э.н., доцента Алексея Станиславовича Макарова, который рассказывал о составлении бизнес-планов проектов. Это была скорее не лекция, а бурное обсуждение предложенной темы.

Проблема выбора будущей профессии – одна из главных проблем в жизни. Как же решают эту проблему наши старшеклассники? Часто я, беседуя с родителями, с удивлением слышу, что будущую профессию своему ребёнку выбирают именно они. Родители увлечённо рассказывают о преимуществах выбранного ими вуза, о лучезарном будущем выпускника того или иного факультета. Слушаю и вижу тоскливый взгляд загнанного в угол молодого дарования, которого собираются осчастливить против его воли. Что же происходит? Я думаю, что старшее поколение так напугано проблемами трудоустройства, что переносит эти проблемы и на молодёжь. К тому же родители часто просто не знают о совершенно новых профессиях и их востребованности в современном обществе. Как же правильно оценить свои творческие способности, найти работу, которая позволит полностью самореализоваться? Лучше всего проверить на практике. Один из вариантов – стать членом учебно-исследовательского объединения ПОЦАКО.

Изабэла Юдимовна ПорусИзабэла Юдимовна Порус – коренная горьковчанка. После окончания школы работала в педучилище лаборантом, затем в ГНИПИ стандартизатором. В 1978 г. окончила Ярославский ГПИ им. К.Д.Ушинского, получив специальность «Преподаватель физики». Читала лекции в Нижегородском планетарии, преподавала в ПТУ физику и астрономию, вела большую общественную работу – возглавляла ученический профком, была членом цехкома. Затем – начальник отдела технического творчества во Дворце пионеров (1986–1991), директор Нижегородского регионального отделения Всероссийского молодёжного аэрокосмического общества «Союз» (1991–1995) и директор ГОУ ПОЦАКО. В 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Аэрокосмическое образование как новое направление развивающего обучения». Руководитель высшей квалификационной категории, отличник народного образования, соросовский лауреат, неоднократно отмечалась грамотами и благодарностями Минобразования РФ, администрации Нижегородской области, Института «Открытое общество», ВМАО «Союз» и других организаций. И.Ю.Порус – энергичный директор, активно сотрудничает с образовательными учреждениями России, со СМИ. Автор многочисленных публикаций. Автор новой образовательной технологии на основе проектных методов, которая позволяет вовлекать в конструкторскую исследовательскую и творческую деятельность школьников и студентов. Благодаря её усилиям в Центре сформировалась творческая команда единомышленников. Руководимый ею Центр проводит большую научно-исследовательскую и методическую работу со школьниками, студентами и педагогами в области изучения космическо-земных связей. Она инициатор и организатор каникулярных школ и ежегодных научных чтений-конкурсов памяти С.А.Каплана. Увлекается историей Нижнего Новгорода (15 лет работала внештатным сотрудником нижегородского экскурсионного бюро).