А.Ф.БЕЛЕНОВ,
Нижегородский институт развития образования
Сетевой научно-образовательный журнал
Опыт разработки
Электронный научно-образовательный журнал www.sced.nnov.ru разрабатывался в рамках проекта Британского совета «Narrative Science» (повествовательная наука) как российская версия международного сайта www.sci-journal.org. Мотивов для создания интернет-журнала было несколько. Прежде всего – дефицит открытого интернет-общения российских школьников в части обмена собственными естественнонаучными исследованиями. Правда, примеры такой деятельности есть: в частности, можно отметить проект «Феномен» центра дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru, руководитель проекта – А.В.Хуторской, ИОСО РАО, г. Москва). Работы школьников, участников проекта, яркие, в них есть непосредственность, удивление, попытка самостоятельного анализа «необычного в привычном», живое общение. Жаль, что от проекта осталась лишь «кунсткамера феноменов» («Феномен» прекратил существование). Для наших школьников традиционный способ представления научных исследований – это доклады на конкурсах НОУ, где, как правило, преобладает пересказ известных научных достижений, а в части изложения результатов собственных исследований часто прослушивается голос научного руководителя.
Журнал www.sci-journal.org, редактором и разработчиком которого является Патрик Фуллик (университет г. Саутгемптона, Великобритания), – это пример международной школьной лаборатории, в которой отдельные участники или микрогруппы имеют возможность представить свои собственные результаты, а также обсудить их дистанционно. Обращает на себя внимание формат школьных статей. Информация о процессе и результатах исследований точна и конкретна, но без изнурительной детализации. Здесь есть приятная завершённость поиска в сочетании с открытыми вопросами и некоторой долей сомнений в правильности только одной гипотезы.
Вот, например, работа Тима Конвея из британского города Страуда (Marling School) «Исследование силы электромагнита». Обращает на себя внимание чёткий ритм изложения: главный вопрос – предварительные сведения – постановка задачи – оборудование для исследований – метод исследований – результаты – обсуждение – предложения по модернизации эксперимента – ссылки на статьи и использованные программные продукты. Необычным для нас является… реклама своего способа исследований: «Эксперимент был прекрасным, поскольку: я использовал одни и те же приборы; я использовал одинаковые шпильки (для притяжения к магниту); я менял только один параметр; электромагнит имел однородную поверхность».
Своего рода стимулом в создании российской версии научного интернет-журнала школьников стала публикация нижегородского школьника Миши Чумбуридзе на сайте журнала www.sci-journal.org. В качестве предмета исследований он выбрал… процесс заваривания чая. Казалось бы, такое повседневно наблюдаемое явление должно иметь чёткое и понятное объяснение. Но при детальном знакомстве оказалось, что интерпретация поведения чаинок не так проста, а возможно, и неоднозначна. Исследуя движение чаинок, школьник выстроил внутреннего оппонента и изложил свои результаты в виде нескольких конкурирующих гипотез-моделей. Обсудив достоинства и недостатки каждой, Миша предложил ряд опытов по проверке своих гипотез.
Целями создания российской версии научного интернет-журнала были: выход научных исследований школьников и учителей в открытое сетевое пространство; знакомство учителей и учащихся с международным форматом научных публикаций; ориентация (в основном) на практические исследования.
В ходе разработки виртуального сервера в российскую версию были включены разделы:
– исследования школьников (статьи школьников по результатам собственных исследований);
– страница учителя (статьи преподавателей, адресованные как коллегам, так и учащимся);
– страничка «Приглашаем к обсуждению» (краткие сообщения дискуссионного характера);
– информационная страница;
– переводы интернет-публикаций естественнонаучного содержания, выполненные школьниками;
– сообщения о конференциях и фестивалях;
– публикации и пособия.
В настоящее время научно-образовательный журнал НИРО при поддержке Британского Совета (официальное название российской версии) размещён на сайте www.sced.nnov.ru. Приглашение к участию, адресованное к преподавателям и учащимся, размещено на главной странице сайта. Там же (в гиперссылке «Интервью с самим собой») можно более подробно познакомиться с мотивами создания журнала и с пожеланиями к стилю публикаций.
Хотелось бы обратить внимание на учителей школьников, которые прислали свои статьи и переводы в российскую версию, и прежде всего – на учительницу М.Чумбуридзе, А.П.Богатову (школа № 105), П.М.Савкина, Т.П.Монич (лицей № 40), А.С.Перова (школа № 49), А.Д.Мартьянова (школа № 45) – все из Нижнего Новгорода, а также на Т.Ю.Кузьмичёву (гимназия № 38, г. Дзержинск). Ученики Е.А.Кутовой и Н.Г.Кровяковой (нижегородский лицей № 8) сделали переводы статей. Значительная часть времени ушла на выстраивание формата «sci-journal»: пришлось соединять немногословный язык решения практических задач, принятый в российском естественнонаучном образовании, с повествовательным языком литературных сочинений. Тем не менее «форматирование» публикаций может помочь во взаимопонимании при сетевом общении школьников, занимающихся поисково-исследовательскими работами.
Хочется думать, что «дебютная идея» найдёт своё продолжение в статьях и сообщениях школьников и учителей, присланных на электронный адрес balniro@mail.ru (c пометкой темы сообщения «в журнал»).
Алексей Федорович Беленов – к.ф.-м.н., доцент Нижегородского института развития образования (НИРО). Большое внимание уделяет пропаганде современных интерактивных педагогических технологий, интеграции в преподавании физики и астрономии. Является уважаемым учителем среди учителей Нижегородского региона. Активно занимается исследовательской научной работой.