Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №9/2007

В.Б.ГУНДЫРЕВ,
МИЭТ, Менделеевская школа № 1,
пос. Менделеево, Московская обл.

vadim_gundirev@mail.ru

Не сгибаясь под ударами судьбы

Леонид Моисеевич ПятигорскийЯ хочу рассказать о судьбе отца – крупного, хотя и малоизвестного советского учёного, Леонида Моисеевича Пятигорского, о том, как трагические события в стране (гражданская война, период репрессий и, много позже, публичная клевета) трагично повлияли на его судьбу и как он не сломался.

«В 1919 г. на село Александровку Чигиринского района Киевской губернии налетела банда Григорьева и убила Лёниных родителей, а ему, десятилетнему, озверевший бандит разрывной пулей прострелил правую руку». Так начинается биографический очерк «Лёня Пятигорский» в книге З.Биленко «Весны мы всходы молодые», вышедшей на русском языке в издательстве «Детская литература» в 1975 г. Правда, в украинском издании 1974 г. говорится о девятилетнем ребёнке. Здесь нет ошибки. 17 мая 1919 г. все родные собрались отметить десятый день рождения сына Марии и Моисея Пятигорских. Налетевшие бандиты хладнокровно убивали взрослых, а маленький Лёня, на глазах которого были убиты родители, бросился на убийцу. У него хватило сил только на то, чтобы порвать на нём рубашку. В доме под столом спрятались две маленькие девочки – четырёхлетняя сестра Циля и семилетняя Соня, приходившаяся Лёне тётей. Она и спасла истекающего кровью мальчика, втащив его после ухода бандитов в дом и позвав фельдшера. Чтобы избежать гангрены, руку пришлось ампутировать. Воспитывался Лёня в детском доме им. Парижской коммуны в Харькове.

Никогда не учившийся в школе, Лёня Пятигорский самостоятельно, под руководством профессора Харьковского госуниверситета Николая Павловича Барабашова, подготовился и поступил в ХГУ. Профессора Барабашова Леонид Моисеевич всегда называл своим первым учителем. Вторым учителем был Лев Давидович Ландау. Именно по рекомендации Леонида Моисеевича Лев Ландау в начале 30-х гг. стал преподавателем кафедры теоретической физики ХГУ. Леонид Моисеевич стал первым аспирантом Ландау.

Плодом их дружбы и совместной (вместе с Е.М.Лившицем) работы должен был стать многотомный курс теоретической физики. Первый том, «Механика», вышел с двумя авторами – Л.Д.Ландау и Л.М.Пятигорским. Однако все последующие издания этого тома – тоже с двумя, но другими: Л.Д.Ландау и Е.М.Лившицем. Ныне этот курс известен всем, изучавшим теорфизику.

Трагическая история дружбы, совместной работы, а затем ссоры Л.М.Пятигорского и Л.Д.Лан-дау интересовала многих историков науки и в нашей стране, и за рубежом. Неспроста начиная с 1990 г. вышло несколько книг и статей, в которых обсуждаются их взаимоотношения. По-настоящему объективной можно назвать только книгу «Круг Ландау» Б.С.Горобца.

Что же послужило причиной ссоры, в результате которой сам Ландау перестал упоминать Пятигорского как своего ученика? Версии назывались разные – от женщины до написания Пятигорским доноса, в результате которого Ландау был арестован. Первая – из области институтских легенд, а последняя версия была полностью опровергнута судом в 1990 г. после её публикации Майей Бессараб в четвёртом издании книги «Ландау». Г-жа Бессараб принесла свои извинения. Возможно, что Ландау долгое время считал именно Пятигорского виновником своего ареста. Кто же был заинтересован в том, чтобы обвинить Пятигорского в аресте Ландау? На этот вопрос мы, наверное, уже никогда не получим точного ответа. Справедливости ради добавлю, что по прошествии многих лет, во время случайной встречи, Ландау произнёс: «Извините, товарищ Пятигорский». Было ли это извинением за необоснованные подозрения или за то, что кандидатскую диссертацию Леонид Моисеевич защитил только в 1955 г., на двадцать лет позже, чем мог бы?

С 1956 г. Л.М.Пятигорский руководил отделом теоретической физики во Всесоюзном научно-исследовательском институте физико-технических и радиотехнических измерений в подмосковном посёлке Менделеево. Одновременно он вёл занятия с аспирантами и молодыми учёными, читая им курсы лекций по физике, математике. Из всех научных, педагогических и методических работ Леонида Моисеевича отмечу две. Это упоминаемая уже книга «Механика», написанная совместно с Л.Д.Ландау и изданная в 1940 г., и «Энергия атомного ядра», изданная в 1948 г. и написанная в то время, когда в нашей стране велись активные работы по созданию атомной бомбы. Эта книга – едва ли не первая в стране по данной теме.

Чтобы охарактеризовать человеческие качества Леонида Моисеевича, приведу один показательный пример. Будучи заведующим лабораторией, он должен был периодически составлять списки людей «на картошку» (была такая прерогатива у советских учёных – помогать селу). Немолодой уже человек, без правой руки, первым в этот список он всегда ставил себя, и работал наравне с другими.

Ветры гражданской войны лишили Лёню Пятигорского родителей, но он выстоял. Бури периода репрессий лишили его друга, Учителя, испортили карьеру, но он не сломался. И только предательский удар, нанесённый публикацией книги М.Я.Бессараб в 1990 г., подорвал здоровье этого Человека. После трёх лет болезней и борьбы, а боролся он до последнего своего дня, Леонида Моисеевича Пятигорского не стало. Это случилось 12 июня 1993 г.

У Леонида Моисеевича осталось пятеро детей и, на сегодняшний день, шесть внуков. Он любил их и любил науку. В памяти и у меня, сына, и у других людей – сотрудников, учеников, друзей – он навсегда остался примером Учёного, Учителя, человека несгибаемого, готового всегда учиться новому и делиться знанием с другими.