Е.А.РУЗУ,
с. Струги Красные, Псковская обл.
Слёт представителей разных профессий
Конспект нестандартного урока по
теме «Геометрическая оптика».
8-й класс
На первой ступени изучения физики школьники должны усвоить такие понятия, как плотность, масса, вес, давление, траектория, путь, перемещение и т.д. Чем проще удастся объяснить эти понятия, тем легче и быстрее дети их усвоят. Самое сложное для педагога дело – научиться объяснять трудные вещи легко, весело, доступно. И тогда физика перестанет казаться детям страшным и непонятным предметом. Осмысленному запоминаниею должно помогать непроизвольное. Школьная физика, не теряя своей научности, должна стать более «детской».
Мой урок – это, по сути, конференция, построенная на разнообразной предварительной самостоятельной работе учащихся. Её цель – показать использование в разных сферах производственной деятельности изученных физических явлений и закономерностей. От традиционной ученической конференции, где обычно докладчики выступают с сообщениями, построенными в строгом академическом стиле, моя отличается элементами театрализации (роли представителей разных профессий играют ученики) и свободной манерой выступлений.
«Слёт» требует от каждого участника домашней подготовки: найти и прочитать дополнительную литературу, подобрать фактический материал и реквизит – оборудование для иллюстрации сообщения (на работе у родителей, у шефов, дома, в школе).
Итак, всех участников слёта объединяет вопрос об использовании оптических приборов. Замысел урока: на слёт приезжают разные делегаты – шофёр, художник-оформитель, зубной врач, врач-окулист, ювелир, лаборант, астроном, военный, фотограф, киномеханик и даже... фокусник. Ученики от лица представителя каждой профессии должны рассказать о ней, о том, где и для чего специалисты его профиля используют в своей работе оптические приборы, продемонстрировать эти приборы или плакаты, посвящённые им. Слушатели имеют право задать каждому специалисту один вопрос, но только интересный и связанный непременно с оптикой и с обсуждаемой профессией.
Конференция начинается кратким вступительным словом об оптике и оптической аппаратуре. Затем слово берёт шофёр.
Шофёр. Я водитель автобуса, перевожу людей от дома к месту работы и обратно. Выполняю очень важное дело, и мне нужно быть очень внимательным, чтобы не попасть в аварию и не причинить неприятности пассажирам при входе в автобус и выходе из него. В этом мне помогает простейший оптический прибор – зеркало (показывает зеркало, рисует его крепление к кузову машины, изображает ход лучей и поясняет картину).
Вопрос из зала. Скажите, пожалуйста, как нужно располагать зеркало, чтобы шофёр автобуса мог хорошо видеть людей, входящих в заднюю дверь?
Шофёр. Зеркало надо расположить под углом.
Художник-оформитель. Художественные портреты всегда были очень дорогими, поэтому до изобретения фотографии были распространены силуэты – пойманные и обведённые тени. Они получались механическим путём: человек вставал в профиль между источником света и экраном, тень обводили карандашом, заливали тушью, вырезали и наклеивали на белую бумагу (показывает силуэт профиля одноклассника, вместо туши использовался чёрный пакет от фотобумаги).
Вопрос из зала. Какое свойство света используют, чтобы получить тени?
Художник. Прямолинейное распространение света.
Художник-декоратор. Отгадайте загадку: «Лишь сделано рукой движение – и новое в глазах явление». О чём идёт речь?
Ответ из зала. Это калейдоскоп.
Художник-декоратор. Правильно (показывает изготовленный своими руками прибор). Калейдоскоп был изобретён в Англии в 1916 г. Он состоял из трёх зеркал, горсточки цветных стёкол, корпуса, матового и прозрачного стекол. Если положить в калейдоскоп 20 цветных стёклышек и поворачивать его 10 раз в минуту, все узоры можно рассмотреть лишь за 500 миллиардов лет. Вечно меняющиеся узоры калейдоскопа интересуют нас, художников-декораторов. Эти узоры могут служить прекрасными мотивами для орнаментов на обоях, для узоров на тканях.
Зубной врач. У меня один из важных инструментов – зеркальце на длинной тонкой ручке. Для чего оно? Сейчас объясню. Оно помогает видеть скрытые обычно части зубов, которые нужно лечить. Зеркало используется иногда плоское, иногда вогнутое. Если вогнутое, то его располагают так, чтобы зуб находился между ним и фокусом, тогда получается увеличенное прямое изображение зуба. (Своё сообщение врач иллюстрирует показом зеркала и чертежом, где изображён ход лучей.)
Врач-окулист (по таблице рассказывает о строении глаза, дефектах зрения – близорукости и дальнозоркости, – о том, как исправляют эти дефекты при помощи очков и контактных линз, как подбирают очки. Окулист демонстрирует разные виды очков и таблицу, с помощью которой производится корректировка зрения). У моего дедушки очки с оптическом силой +1,5 дптр. Какие линзы в очках, и какой дефект зрения исправляют эти очки?
Ответ из зала.Линзы – собирающие, выпуклые, исправляют дальнозоркость.
Ювелир – рассказывает о своём оптическом помощнике в работе – лупе, о том, как действует этот прибор, какое может давать увеличение, как крепится к глазу; показывает схему, объясняющую ход лучей в лупе.
Лаборант поликлиники – рассказывает об устройстве микроскопа, его способности получать увеличенное изображение объекта, о правилах пользования прибором, о том, какие анализы с его помощью она делает и какое это имеет значение; немного останавливается на истории изобретения микроскопа.
Далее:
Астроном – рассказывает о телескопе и его назначении.
Военный – объясняет действие полевого бинокля и его различии с театральным.
Фотограф – показывает вначале простейший фотоаппарат – камеру-обскуру, потом более сложные аппараты, затем – современные, разъясняет принцип действия их оптических систем и возможности.
Путешественник – рассказывает, что во время поездки в Египет он узнал интересный факт: внутри некоторых египетских пирамид высоко на стенах и потолке есть такие рисунки, что специалисты долго не могли понять, как они были сделаны в темноте, ведь следов копоти от свечей и лучин вблизи них не обнаружено. Тогда предположили: древние художники освещали помещение солнечным светом при помощи системы металлических зеркал, расположенных у входа в пирамиду и галерею. Он предлагает придумать модель маяка, который был бы виден с моря. При моделировании разрешается пользоваться законами геометрической оптики. Эта задача когда-то была решена в Древней Греции.
Ответ из зала. В древности эту задачу решил греческий архитектор Сострат, построив седьмое чудо света – Александрийский маяк на острове Фарос. Сострат использовал металлические зеркала, в которых отражалось пламя костра, издалека указывая мореходам путь в порт.
Путешественник. Как, пользуясь вогнутыми зеркалами, русский изобретатель Кулибин освещал царские парадные залы?
Ответ из зала. В фокусе вогнутого зеркала он устанавливал зажжённую свечу. Свет отражался параллельным пучком на зеркала, которыми украшали стены залов, и, многократно отражаясь от них, освещал помещение.
Фокусник (показывает «чёрный ящик», с помощью которого карандаш кажется то увеличенным, то уменьшенным). Можете объяснить фокус? В ящике помещена оптическая система из двух линз: рассеивающей и собирающей. (Рассказывает секрет фокуса, пользуясь плакатом.)
Литература
Пёрышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативный курс физики: 7 класс. – М., 1980.
Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6–7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1987.