Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №9/2007

«Я иду на урок»

Л.И.АРИСТАРХОВА,
п. Ревякино, Тульская обл.

Физика в опытах

Итоговый повторительно-обобщающий урок, 7-й класс

В последнее время просматривается тенденция увеличения времени, отводимого на решение задач, в ущерб времени, отводимому на фронтальные лабораторные опыты. Чтобы частично скомпенсировать сложившийся дисбаланс, предлагаю включать в процесс обучения демонстрационный эксперимент, выполняемый самими учащимися, если приборы и оборудование несложные. Во-первых, всегда находятся ученики, которые после урока просят разрешить самому повторить опыт, который демонстрировал учитель; во-вторых, не все ученики хорошо владеют математикой, и решение задач в большом объёме им не интересно; в-третьих, ученики нуждаются в положительных эмоциях, особенно в конце учебного года. И наконец, всегда нужно стремиться разнообразить учебный процесс. Предлагаю сценарий итогового урока. Его я проводила два раза. Во второй раз «перегнула палку» – увеличила объём письменного отчёта, – и число выполненных опытов сразу уменьшилось. Нелюбимые работы – ведёрко Архимеда и определение массы «рыбы» (надо вычислять!). В этом году хочу провести аналогичный урок в 8-м классе. Оборудование в карточках-заданиях для учащихся перечислено очень подробно, чтобы при подготовке к уроку ничего не забыть. Лучше в эти карточки вклеить картинки из старых учебников*. Занимаемся мы по программе Пёрышкина А.В., Родиной Н.А.

Цель урока: развивать умение применять знания для постановки эксперимента; закрепить знания, полученные в течение учебного года, ликвидировать «белые пятна» при самостоятельном выполнении опытов.

Подготовка к уроку. Учитель заранее интригует учеников, вносит элемент загадочности: «Я хочу подарить вам необычный урок в благодарность за хорошую работу на уроках физики. Я уже готовлюсь к последнему в этом году уроку и обещаю, что вам будет интересно. Я уверена, что у вас всё получится». Непосредственно перед уроком на столы выкладывается оборудовние для опытов, ставятся таблички с названиями работ, кладутся карточки-задания.

Ход урока

Учитель. Вроде бы недавно я проводила с вами первый урок физики и рассказывала, что мы будем изучать. И вот позади целый учебный год. Хочется надеяться, что вы приближаетесь к пониманию необычности нашего предмета как ведущей науки о природе. Эта необычность объясняется широчайшим кругом явлений природы, которые изучает физика, с некоторыми вы познакомились в этом году. Сегодня на уроке вы повторите весь курс физики 7-го класса, выполнив опыты, которые демонстрировала я при объяснении нового материала в течение всего учебного года. Поэтому наш урок я назвала так: «Необыкновенная физика в обыкновенных опытах».

Цель этого урока состоит не просто в том, чтобы выполнить опыты, а в том, чтобы с помощью действительно обыкновенных опытов восстановить в памяти, повторить закономерности в изученных явлениях, с которыми вы сталкиваетесь в жизни и которые лежат в основе действия многих технических устройств на производстве и в быту.

Прошу бережно обращаться с приборами, ведь многие у нас в единственном экземпляре. Пожалуйста, соблюдайте правила техники безопасности, грамотно располагайте на столах приборы, не роняйте их. Письменный отчёт сведём к минимуму, чтобы вы смогли выполнить как можно больше опытов. На листочке со своей фамилией запишите номер работы, затем номер опыта и письменный ответ – буквально в нескольких словах и только там, где указано. Опыты, которые вам очень понравились, отмечайте тремя восклицательными знаками, те, что меньше понравились – одним, а неинтересные не отмечайте совсем. Образец отчёта – на доске:

Переход от стола к столу произвольный. Время проведения большинства опытов – 2–4 мин. Поскольку выставлено много работ, все их выполнить вы не успеете, но зато можете выбрать самые интересные. Работайте парами.

Ещё раз напоминаю: соблюдайте правила техники безопасности, поддерживайте на столах порядок, вытирайте случайно пролитую жидкость, пользуйтесь кюветами. Рекомендации и пояснения к работам – на столах. Итак, за работу!

Работа № 1. Наблюдение изменения объёма при смешивании сыпучих тел (опыт оказывает существование промежутков между молекулами)

Оборудование: ёмкость с горохом и пшеном (или с пшеном и песком); три химических стакана; пустая банка; палочка для перемешивания, чайная ложка.

Проделайте опыт, не имеющий прямого отношения к физике, но позволяющий понять физическую сущность внутреннего строения вещества: вещество состоит из мельчайших частиц, между ними есть промежутки! Первый стакан наполните горохом до отметки 30 мл, второй – песком до той же отметки. Высыпьте содержимое обоих стаканов в третий сосуд и тщательно перемешайте, а затем смесь снова насыпьте в стаканы. Результат легко объяснить: песок занял промежутки между горошинами, поэтому смесь занимает меньший объём, чем исходно горох.

Такой же результат получается, если смешивать спирт и воду.

Диффузия также косвенно доказывает, что между молекулами есть промежутки. Без промежутков – «пустот» между молекулами – смешивание веществ было бы невозможно.

Не забудьте смесь из стаканов ссыпать в банку!

Работа № 2. Наблюдение изменения объёма при нагревании твёрдых тел и жидкостей (рис. 16–18, с. 16, 17)

Оборудование: шарик с кольцом, электроплитка и горячая вода в чайнике – на демонстрационном столе; биметаллическая пластина, две одинаковые колбы с узким длинным горлышком, одна заполнена керосином, другая – подкрашенной жидкостью; сосуд для горячей воды.

Докажите экспериментально, что твёрдые, жидкие и газообразные тела расширяются при нагревании.

1. Стальной шарик, свободно проходящий через кольцо, после нагревания расширяется и застревает в кольце.

Убедившись, что холодный шарик проходит через кольцо, положите его на электрическую плитку для нагревания и приступайте к опыту 2.

2. Опустите биметаллическую пластину с красной стрелкой в горячую воду. Почему стрелка отклоняется, а сама пластина изгибается?

3. Опустите две одинаковые колбы в сосуд с горячей водой (налейте её из чайника) и переходите к выполнению опыта 1.

4. Убедившись, что нагретый шарик не проходит через кольцо, возвращайтесь к опыту 3. Он, как и опыт 2, доказывает, что твёрдые тела и жидкости расширяются по-разному.

Что же происходит внутри тел при нагревании? Дайте письменный ответ.

Работа № 3. Наблюдение взаимодействия атомов свинца, работа с моделью броуновского движения (рис. 26, с. 24)

Оборудование: свинцовые цилиндрики, приспособления для срезания оснований цилиндров, штатив, набор грузов по 100 г, кусок поролона для смягчения удара в случае падения грузов, металлические детали, спрессованные из порошка, модель броуновского движения.

1. Притяжение молекул можно показать на очень эффектном опыте, который, наверное, вам хотелось самим провести: зачистив основания цилиндриков специальным ножом (не знаете как – спросите), приведите их в соприкосновение, чуть поверните, плотно прижмите свежими срезами и подвесьте к штативу. Аккуратно (без толчка) подвешивайте к ним грузики массой 100 г.

Что доказывает этот опыт? Где используется это явление? Дайте письменный ответ.

2. Рассмотрите детали, сделанные из спрессованного порошка. Почему будущее – за порошковой металлургией?

3. Поработайте с моделью броуновского движения. Шарики толкают шайбу, и она движется беспорядочно – то в одном, то в другом направлении. Если представить себе, что шарики невидимы, то беспорядочное движение шайбы будет происходить как бы само собой. Также мы не видим молекул, которые толкают мелкие частицы, плавающие в жидкости, например, пыльцу, которую рассматривал английский ботаник Броун в микроскоп в 1827 г. Броуновское движение никогда не прекращается, потому что никогда не прекращается движение не видимых глазом молекул жидкости.

Не забудьте навести порядок на столе!

Работа № 4. Наблюдение явления инерции

Оборудование: монета, открытка, стакан (банка), игрушечный автомобиль-грузовик, пластмассовая игрушка-«человечек», пятикилограммовая гиря (для резкой остановки машины).

1. Накройте стакан открыткой, положите на неё монету. Научитесь так щёлкать по открытке (или дёргать её в горизонтальном направлении), чтобы монета падала в стакан.

Как называется это явление? Дайте письменный ответ.

2. Этот простой опыт покажет необходимость всегда пристёгиваться ремнями безопасности при поездках в автомобиле. Поставьте «человечка» на кабину или в кузов грузовика.

Что происходит с игрушкой, если машина резко тормозит? Как объяснить это явление? Что происходит с «человечком», когда грузовик резко трогается с места?

Работа № 5. Изучение зависимости силы трения от состояния трущихся поверхностей. Сравнение сил трения скольжения и качения. Знакомство с устройством роликового и шарикового подшипников

Оборудование: штатив, наклонный жёлоб, полоска меха, крышки от больших коробок из-под конфет с песком и опилками, металлическая банка из-под кофе, 5 шариков диаметром 1,5–2 см, книга, роликовый и шариковый подшипники, газета.

1. Убедитесь, что главной причиной возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел. В конце наклонного жёлоба, по которому (с небольшой высоты!) скатывается шарик, последовательно ставьте коробку с выровненным песком, коробку с опилками, полоску меха, бумагу.

Как изменяется путь, пройденный шариком? Что будет с шариком, если он будет двигаться по идеально гладкой поверхности? Исчезнет ли сила трения?

2. Попытайтесь вращать книгу, положив её на крышку металлической банки из-под кофе. Повторите опыт, подложив под книгу между бортиками в крышке шарики.

Почему книгу легко вращать? Дайте письменный ответ.

4. Рассмотрите устройство роликового и шарикового подшипников.

Работа № 6. Наблюдение передачи давления твёрдыми телами, жидкостями

Оборудование: два штатива, два демонстрационных динамометра, брусок, пластмассовый цилиндрический флакон с завинчивающейся пробкой и многочисленными отверстиями в боковой поверхности и в основании, кювета.

1. С помощью двух динамометров проверьте, как передают давление твёрдые тела.

2. Проделайте опыт, повторяющий опыт с шаром Паскаля (рис. 95, с. 87). Сдавливайте флакон руками. Не забудьте про кювету!

Как передают давление жидкости? Дайте письменный ответ.

Работа № 7. Изучение зависимости давления от площади поверхности и от силы давления, действующей перпендикулярно поверхности

Оборудование: дощечка со вбитыми по углам гвоздями, банка (коробка) с песком, поролоновая губка, гири (1 кг, 2 кг, 5 кг), дощечка.

1. Ставьте на дощечку один и тот же груз, но дощечку ставьте в ящик с песком по-разному (рис. 86, с. 78).

Почему при действии одной и той же силы гвозди углубляются в песок по-разному? Дайте письменный ответ.

2. Теперь изменяйте не площадь опоры, а силу давления (10 Н, 20 Н, 50 Н). Под гири подкладывайте всегда одну и ту же дощечку (S = 1 дм3).

В каком случае губка продавливается сильнее?

3. Не пугайтесь! Такой опыт проводить не будем! У нас нет проруби! Вместо этого опыта ответьте на вопрос: какой из проделанных опытов поясняет ситуацию, изображённую на рисунке?

Работа № 8. Наблюдение изменения давления газа (воздуха) при изменении его объёма

Оборудование: металлический манометр, гофрированный металлический цилиндр, резиновая толстостенная трубка.

Вспомните, для чего предназначен манометр, что измеряют с его помощью?

Соедините гофрированный цилиндр с манометром резиновой трубкой. Обратите внимание на положение кранов в манометре. Изменяя объём гофрированного цилиндра (не перекрутите ручку, вращайте осторожно!), убедитесь, что при уменьшении объёма воздуха его давление увеличивается, а при увеличении объёма давление уменьшается. Масса и температура в этом опыте не изменялись.

Что означают цифры «1», «–1» на шкале манометра?

Давление газа обусловлено ударами молекул. Чтобы объяснить, почему при уменьшении объёма увеличивается давление, рассмотрите рисунки, которые вам пояснят, что происходило с воздухом внутри гофрированного цилиндра.

Дайте письменный ответ.

Работа № 9. Изучение зависимости давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба жидкости

Оборудование: открытый жидкостный манометр, резиновая трубка, круглая плоская коробочка, одна сторона которой затянута резиновой плёнкой, цилиндр из стекла от прибора для демонстрации гидростатического парадокса, «отпадающее дно» – круглая металлическая пластина с прикреплённой к её середине бечёвкой, сосуд с водой (двухлитровая банка с широкой горловиной), стакан с водой.

Давление в жидкости зависит от плотности жидкости и высоты её столба: p = gh. Это доказывают опыты

1. Опыт с «отпадающим дном» (рис. 103, с. 90). Почему дно не отпадает? Осторожно наливайте воду из стакана в сосуд и следите за его дном. В какой момент дно отпадёт?

2. Следите за показаниями открытого жидкостного манометра, погружая коробочку в жидкость на разную глубину (рис. 127, с. 108). Сделайте вывод. Установите коробочку на какой-нибудь глубине и поворачивайте её плёнкой вверх, вбок и вниз.

В чём теперь вы убедились по показаниям манометра? Дайте письменный ответ.

Работа № 10. Наблюдение равновесия однородной жидкости в сообщающихся сосудах – высоты столбов жидкости во всех коленах одинаковые. Наблюдение равновесия неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах – высоты столбов жидкости в коленах разные. Знакомство с устройством водомерного стекла. Наблюдение фонтана

Оборудование: сосуд с подкрашенной водой; сообщающиеся сосуды (модель); резиновая трубка, на одном конце которой закреплён корпус ручки или пипетки, а на другом – воронка (флакон с отрезанным дном), двухколенные сообщающиеся сосуды, самодельная модель водомерного стекла, противень (кювета), сухая тряпка.

1. Залейте в сообщающиеся сосуды подкрашенную жидкость (рис. 109, с. 94). Как устанавливается жидкость в коленах?

2. Обратите внимание, что жидкость в двухколенных сообщающихся сосудах не устанавливается на одном уровне (рис. 110, с. 94)!

Почему? Дайте письменный ответ.

Замечание. Прибор не встряхивайте, жидкость не размешивайте и не выливайте!

3. Проделайте опыт с сосудом с водомерным стеклом (рис. 111, с. 95). В каких случаях желательно использовать водомерное стекло?

4. Пофонтанируйте! Для этого используйте резиновую трубку и не забудьте воспользоваться противнем (кюветой).

Вытрите капли жидкости на столах, слейте воду в сосуд. Теперь можно переходить к другому столу!

Работа № 11. Измерение массы воздуха в малом объёме и вычисление его веса (обнаружение веса воздуха)

Оборудование: насос воздушный ручной, стеклянный шар для взвешивания воздуха (в матерчатом чехле), рычажные весы, разновесы, три тела равной массы, но разного объёма, толстостенная резиновая трубка.

1. Убедитесь, что предложенные тела имеют разный объём, но одинаковые массы.

Чем это объяснить? Дайте письменный ответ.

2.  На воздух, как и на всякое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести, следовательно, воздух обладает весом. Вес воздуха легко вычислить, зная его массу. Для этого можно взять прочный стеклянный шар (в чехле!) с пробкой и резиновой трубкой с зажимом (рис. 115, с. 97), откачать из него воздух (25 движений поршнем) и уравновесить на весах (m 177 г). Затем, открыв зажим на резиновой трубке, впустить в шар воздух. Равновесие весов при этом нарушится. Для его восстановления придётся положить на другую чашу весов гири, масса которых и будет равна массе воздуха в объёме шара.

Зачем необходим чехол? Чему равна масса выкачанного воздуха? Дайте письменный ответ.

Замечание. Масса воздуха в физическом кабинете составляет около 280 кг. Удивительно, но факт! Следовательно, вес этого воздуха примерно 2800 Н. Напоминаем, что на 1 см2 человеческого тела приблизительно действует сила 10 Н.

Работа № 12. Наблюдение действия атмосферного давления

Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления. Пронаблюдайте некоторые из них.

1. Оборудование: две пробирки (одна входит в другую с небольшим зазором), стакан с водой, спичка, кювета, бумага.

Заполните большую пробирку водой наполовину и вставьте в неё вторую. Опрокиньте их, держа внешнюю пробирку рукой и придерживая другой рукой внутреннюю. Как только из большой пробирки начнёт вытекать вода, внутренняя будет подниматься вверх. Опыт проводите над столом, на небольшой высоте над кюветой.

2. Оборудование: два одинаковых стакана, кольцо из бумаги, спички, бумага.

Мокрое бумажное кольцо положите плашмя на край одного стакана. Подожгите кусок бумаги, опустите в этот же стакан и почти сразу накройте его вторым стаканом. Через 1–2 с осторожно поднимите верхний стакан. Что получилось? И получилось ли? Если не получилось – опыт повторите.

3. Оборудование: шар для взвешивания воздуха без чехла, насос воздушный ручной, широкий сосуд с водой.

Перед опытом шар соедините резиновой трубкой с насосом и откачайте воздух (не более 15 движений поршнем). Перегните резиновую трубку, шар отсоедините от насоса и загнутый конец трубки опустите в сосуд (банку) с водой. Разожмите резиновую трубку под водой (рис. 117, с. 99).

Почему вода входит в шар? Дайте письменный ответ.

Аккуратно расположите приборы на столе. Остатки сгоревшей бумаги высыпьте в контейнер (коробку). Переходите к следующему столу.

Работа № 13. Наблюдение действия атмосферного давления в медицинских приборах (пипетке, шприце, ливере, банке) (рис. 119, с. 99)

Оборудование: сосуд с водой, пипетка, шприц, ливер, медицинская банка из пластика.

Каждому человеку, а не только медицинским работникам, приходится пользоваться в быту медицинскими приборами. Попробуйте и вы. Все эти приборы действуют благодаря существованию атмосферного давления.

1. Пипетка – прибор для получения капель жидкости. Наберите в пипетку воду и объясните её действие.

2. Объясните действие шприца.

3. Ливер служит для взятия проб различных жидкостей. Ливер опускают в жидкость, затем закрывают пальцем верхнее отверстие и вынимают из жидкости. Когда верхнее отверстие открывают, из ливера начинает вытекать жидкость. Проделайте опыт и объясните действие этого прибора.

4. Для установки банки пальцами зажмите её баллон примерно посередине, быстро внесите внутрь горящую спичку (или полоску бумаги) и сейчас же вынесите её, плотно установите горловину банки на кожу и отпустите. Лечебный эффект осуществляется за счёт вакуума, вызывающего местный прилив крови и лимфы к коже из лежащих глубже тканей, что оказывает воздействие на сосуды внутренних органов. Для лучшего присасывания банок кожу рекомендуется смазать борным вазелином. Согласно последним медицинским рекомендациям, использовать лучше пластиковые банки, а не стеклянные.

Работа № 14. Наблюдение действия атмосферного давления в трубке с поршнем (шприце). Наблюдение работы поршневого насоса по действующей модели

Оборудование: две трубки с поршнем от приборов «шар Паскаля» (или медицинский шприц), сосуд с подкрашенной водой, две модели поршневых жидкостных насосов из оргстекла.

1. Пронаблюдайте подъём воды в трубках при движении поршня вверх (рис. 116, с. 97).

Почему это происходит только в одной трубке? Дайте письменный ответ.

2. По модели объясните работу поршневого насоса с воздушной камерой (рис. 131, с. 111). (При объяснении не забудьте про закон Паскаля и атмосферное давление.)

3. Если есть желание, объясните работу поршневого насоса по другой модели (не по рисунку в учебнике!) (рис. 130, с. 110).

Работа № 15. Наблюдение зависимости архимедовой силы от объёма погружённой части тела в жидкость и от плотности жидкости

1. Оборудование: пружина, большой пузырёк с водой, сосуд с водой, игрушка «Растущие грибы», стакан с водой, промокательная бумага.

Существование силы, выталкивающей тело из жидкости, легко обнаружить на опыте. Подвесьте тело (пузырёк с водой) к пружине и опустите в сосуд с водой (рис. 137, с. 116).

Почему сокращается пружина? Какими двумя способами можно уменьшить сжатие пружины? Какой из них вам доступнее?

Замечание. Мокрое тело размещайте на промокательной бумаге.

2. Рассмотрите устройство игрушки. Понаблюдайте, как «растут» грибы. Почему они «растут» и почему по очереди?

3. Оборудование: лабораторные весы без чашек с уравновешенными на них телами разного объёма, два сосуда с водой; сосуд с солёной водой или с керосином (маслом); лабораторные весы с уравновешенными на них одинаковыми телами.

Почему нарушается равновесие весов и в том случае, когда полностью опускают в воду тела одинаковой массы, но разного объёма, и когда тела равного объёма опускают в разные жидкости?

Вспомните формулу FA = жgVтела. Дайте письменный ответ.

Наведите порядок на столе!

Работа № 16. Сравнение архимедовой силы с весом жидкости, вытесненной телом

Оборудование: прибор «ведёрко Архимеда», штатив, сосуд с водой, отливной сосуд, сухая тряпка.

На основании этого опыта можно заключить, что сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.

Опыт выполняйте согласно рис. 139, с. 118. Указатель пружины поднимается вверх, пружина сокращается, показывая уменьшение веса тела в жидкости. В данном случае на тело, кроме силы тяжести, действует ещё и сила, выталкивающая его из жидкости. Если в ведёрко вылить жидкость из стакана (ту, которую вытеснило тело), то указатель пружины возвратится к своему начальному положению.

О чём это говорит? Вспомните формулу Fвыт = жgVт.

Вылейте воду из ведёрка в отливной сосуд.

Работа № 17. Измерение объёма тела неправильной формы при помощи мензурки и отливного стакана (рис. 140, с. 121)

1. Определите объём стеклянного баллона электрической лампочки накаливания. Ответ дайте в кубических сантиметрах.

Оборудование: отливной стакан, мензурка, сосуд с водой, стакан, литровая банка с водой, полый кубический дециметр (демонстрационный), электрическая лампа.

2. Убедитесь, что объём 1 л воды равен 1 дм3, следовательно, 1 мл = 1 см3.

Работа № 18. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости. Наблюдение действия архимедовой силы на тело, помещённое в газ

1. Оборудование: химический стакан с подкрашенной водой и светлым машинным маслом (керосином), чайная ложка, коробка с промокательной бумагой, три шарика (металлический, парафиновый, пенопластовый или корковый), сухая тряпка.

Убедитесь в том, что, если плотность сплошного тела больше плотности жидкости, то тело в такой жидкости тонет, а если плотность сплошного тела меньше плотности жидкости, то такое тело частично погружается в жидкость и плавает на её поверхности.

1. Осторожно опустите шарики в стакан с жидкостями в любой последовательности. Наблюдайте их расположение в жидкостях. Сравните плотности жидкостей и тел (см. таблицу).

Таблица

Закончив опыт, осторожно выньте шарики чайной ложкой и положите их в коробочку с фильтровальной бумагой. Капли жидкости на рабочем столе вытрите сухой тряпкой.

2. Оборудование: штатив, колпак из фольги от шоколада, блок, спички, нитка с пластилином. Убедитесь в действии FА на тело, помещённое в газ (воздух).

Под колпак из обёрточной фольги внесите зажжённую спичку.

Что происходит? Почему колпак, подвешенный через блок и укреплённый на штативе, «всплывает»? Дайте письменный ответ.

Можно ли этот колпак назвать моделью аэростата?

Работа № 19. Измерение массы тела («рыбы») с помощью рычага

Оборудование: деревянная указка или просто палка; невскрытая банка консервов, на этикетке которой указана масса; штатив с лапкой; тело неизвестной массы («рыба»); полиэтиленовый пакет (для банки), бечёвка.

Представьте, что в походе вы поймали крупную рыбу. Конечно, вам захочется узнать её массу. Это несложно сделать с помощью подручных средств: палки, верёвки и банки с консервами (рис. 154, с. 138). Всё это есть на вашем столе. Имейте в виду: нетто – это масса продукта без тары (банки), брутто – масса продукта вместе с тарой. Обратите внимание, какая масса указана на этикетке, и прикиньте, на сколько граммов её нужно увеличить. Итак, что предварительно нужно сделать с указкой (палкой)? В каком качестве вы будете её использовать?

Подсказка: массу своей «рыбы» найдёте, решив пропорцию: Дайте письменный ответ.

Работа № 20. Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и наоборот

Оборудование: маятник Максвелла, массивная металлическая плита, модель «мёртвая петля», металлические шарики, пластмассовая игрушка «водяное колесо», противень, сосуд с водой, модель гидротурбины.

Явления природы обычно сопровождаются превращением одного вида энергии в другой. Убедитесь в этом.

1. Маятник Максвелла (рис. 175, с. 157). В этом опыте при движении вращающегося диска вниз его потенциальная энергия превращается в кинетическую, а при движении вверх кинетическая энергия превращается в потенциальную.

2. Отскочив от плиты, шарик поднимается почти до той же высоты, с которой начал падать (рис. 176, с. 157). В верхней точке подъёма вся его кинетическая энергия вновь превратится в потенциальную.

3. Работа с моделью «мёртвая петля».

4. Работа с водяным колесом.

5. Если будет желание, пронаблюдайте вращение гидравлической турбины. Прибор находится в раковине.

В каком из этих пяти опытов не происходило превращения одного вида энергии в другой? Дайте письменный ответ.

Не забудьте навести порядок на рабочем столе!

Учитель. Вот и закончился наш урок. Как вы помните, я назвала его «Необыкновенная физика в обыкновенных опытах». И теперь я хочу предложить другое название, а вы мне посоветуйте, как же всё-таки назвать наш последний урок. Второе название: «Обыкновенная физика в необыкновенных опытах». Я так и думала! Тот из вас, кто выбрал первое название, может стать учителем физики или даже учёным, физиком-исследователем. А тот, кто выбрал второе задание, может стать хорошим лаборантом. Прошу сдать листы с письменным отчётом. Урок окончен, до встречи в следующем учебном году!

___________________

*Здесь рисунки для экономии места не приводятся, но указаны их номера в учебнике: А.В.Пёрышкин. Физика-7. – М.: Дрофа, 2000. – Ред.