И.А.КЛИМОВСКИХ,
школа № 97, г. Екатеринбург
Лабораторные работы по оптике
С применением лазеров и
обработкой данных на компьютере.
11-й класс
Учебный план по курсу В.А.Касьянова предусматривает проведение в 11-м классе лабораторных работ «Измерение показателя преломления стекла» [1]. Одновременно в курсе ИиКТ в 11-м классе предусмотрено изучение темы «Технология обработки данных в электронных таблицах» [2]. Мы объединили изучение данных тем и провели интегрированный урок физики и информатики.
В качестве источника излучения мы используем лазерные указки (длина волны 680 нм, мощность излучения 1 мкВт). Луч лазера направляют на преломляющую поверхность и измеряют углы падения и преломления. В качестве преломляющей поверхности используется модель полусферической плоско-выпуклой линзы из плексигласа.
Данные заносят в табличный редактор Excel, с помощью встроенных функций которого производится расчёт показателя преломления, оценивается погрешность измерения, строится график зависимости погрешности измерения от угла падения. Все полученные данные через буфер обмена передаются в текстовый редактор Word, в котором выполняется отчёт о лабораторной работе. Пример отчёта представлен ниже.
Лабораторная работа № 4. «Измерение показателя преломления плексигласа»
Цель: определить показатель преломления плексигласа.
Приборы: лазер, сферическая линза, линейка, планшет.
Необходимые для расчётов формулы:
sin = h/r; sin = b/r; n = sin /sin = h/b.
Относительная погрешность:
Абсолютная погрешность: n = n • n.
R = 4 см; цена деления линейки 1 мм.
Результаты измерений
ВЫВОД. Чем больше угол падения, тем выше точность измерения.
Ответ. n = 1,5 ± 0,2.
Замечание редакции. Если цену деления взять 0,5 мм, что вполне разумно, то ошибка получится соответственно в два раза меньше. Непонятно также, зачем было вычислять угол в радинах, а не градусах, что нагляднее.
Учащимся, успешно справившимся с работой, предлагается дополнительная лабораторная работа, при проведении которой особый акцент делается на построение информационной модели процесса (расчётной, теоретической зависимости) и её сравнение с опытными данными.
Пример отчёта представлен ниже.
Дополнительная ЛР «Исследование зависимости величины отклонения светового луча плоскопараллельной пластинкой от угла падения луча»
Цель работы: исследовать зависимость отклонения светового луча плоскопараллельной пластинкой от угла падения луча экспериментально и теоретически путём компьютерного моделирования; сравнить результаты, сделать вывод.
Приборы и материалы: лазер, плоскопараллельная пластинка, линейка, транспортир, миллиметровая бумага, компьютер IBM PC, программа Excel, программа Word.
Теория: расчёт смещения луча hтеор.
Из представленной схемы эксперимента ясны обозначения всех входящих в расчётную формулу величин.
Из DBC: .
h = AD = DBsin( – ).
sin( – ) = sin • cos – cos • sin;
[Очевидно, что при 90° hтеор d. – Ред.]
Экспериментальные значения:
d = 20 мм, R = 50 мм, n = 1,43.
Ход работы
1. На прочный лист-планшет приклеивают миллиметровую бумагу. В центре планшета чертят окружность радиусом R, центр окружности помечают карандашом. Прикладывают к краю планшета лазер так, чтобы луч проходил через центр окружности и намеченную на окружности точку (задают удобное значение L), «прочерчивая» яркий красный след на бумаге. Помечают карандашом точку пересечения луча с окружностью.
2. Не меняя положения лазера, накладывают на планшет плоскопараллельную пластинку так, чтобы её край проходил через центр окружности. Помечают карандашом вторую точку пересечения луча с окружностью. Выключают лазер.
3. Измеряют расстояние hэксп между точками (или точнее: чертят входящий и выходящий лучи и измеряют кратчайшее расстояние между ними).
4. Рассчитывают c помощью компьютерного моделирования теоретические значения hтеор, вычисляют h = hэксп и hтеор, строят графики зависимостей hэксп, hтеор и h/hтеор от [наверное, лучше было бы от sin. – Ред.]
Результаты измерений
Зависимость величины отклонения от угла падения
ВЫВОД. При увеличении угла падения смещение луча относительно падающего увеличивается, в пределе приближаясь к толщине пластинки.
Замечание редакции. К сожалению, результат сравнения теоретических и экспериментальных значений смещения не обсуждается. Почему при = 0,93 рад такая большая h? Непонятно также, почему бы не вычислять угол в градусах.
Литература
1. Касьянов В.А. Тематическое и поурочное планирование: Физика-11. – М.: Дрофа, 2003.
2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Программы общеобразовательных учреждений: Информатика. – М.: Просвещение, 2002.