Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №8/2007

Г.И.КОЛОБОВА,
МОУ СОШ № 23, г. Дзержинск, Нижегородская обл.

Электрический ток в различных средах

Организация проектной деятельности на уроках физики. 10-й класс

Стратегическое направление развития систем образования в мировой педагогике – развивающее обучение, предполагающее формирование критического и творческого мышления, формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся, их нравственное развитие.

Критическое мышление – это совокупность:

– аналитического мышления (анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление фактов, явлений);

– ассоциативного мышления (установление ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр.);

– самостоятельного мышления;

– логического мышления (умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы и пр.);

– системного мышления (умение рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности их связей и характеристик).

Творческое мышление предполагает умения:

– мысленного экспериментирования, пространственного воображения;

– самостоятельного переноса знаний для решения новой задачи, проблемы, поиска;

– комбинировать ранее известные методы, способы решения задачи, проблемы в новый комплексный способ;

– предвидеть возможные последствия принимаемых решений, а также устанавливать причинно-следственные связи.

К указанным умениям следует добавить специфические навыки работы с информацией, для чего важно уметь: отбирать нужную (для определённых целей) информацию из разных источников; анализировать полученную информацию; систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей; выявлять проблемы в различных областях знания, в окружающей действительности; выдвигать обоснованные гипотезы их решения; ставить эксперименты (не только мысленные, но и натурные); делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств; статистически обрабатывать данные, полученные опытной и экспериментальной проверками; генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформление результатов; работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли; владеть искусством и культурой коммуникации.

Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития всех перечисленных выше интеллектуальных умений. Совместная работа над проблемой с целью не только решить её и доказать правильность этого решения, но и представить результат своей деятельности в определённом продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности использовать совокупность перечисленных выше интеллектуальных умений. Всем этим умениям необходимо обучать, для чего и используется метод обучения в сотрудничестве.

Как учитель-практик я хотела бы применять на уроке современные личностно-ориентированные технологии, но зачастую такие технологии плохо вписываются в классно-урочную систему. Метод же проектов легко накладывается на эту систему, его применение определяется лишь желанием и мастерством учителя. Я опробовала этот метод на уроках физики в 10-м общеобразовательном классе по теме «Электрический ток в различных средах» (программа Мякишева Г.Я.). Эта тема изучается в самом конце учебного года, и при двух часах в неделю её предлагается освоить за 4 ч. Учитывала я и то, что на информатике дети научились создавать презентации.

Классификация проекта: информационный, естественнонаучный, групповой, краткосрочный.

Оборудование: вакуумные и полупроводниковые приборы, прибор для демонстрации тока в газах, проводники, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Время работы: четыре урока.

Группы: из пяти участников, по желанию.

Задание для групп: самостоятельно изучить по учебнику и дополнительной литературе ток в среде, подготовить выступление, сопровождающееся демонстрацией и (или) компьютерной презентацией.

Цели работы:

познавательные: изучить особенности протекания тока в различных средах; познакомиться со сверхпроводимостью, плазмой; изучить устройство и принцип действия вакуумных и полупроводниковых приборов; ознакомиться с применением различных устройств, основанных на протекании электрического тока в какой-либо среде;

развивающие: развивать познавательные интересы; формировать умение планировать работу и ориентироваться в информационном пространстве; совершенствовать умение сравнивать, анализировать учебный материал при составлении обобщающих таблиц; формировать навыки проводить исследования и умение выступать перед аудиторией, защищая свою работу; совершенствовать навыки самостоятельной учебной работы;

воспитательные: создать мотивацию к учебе; устанавливать связь с жизненным опытом; формировать умение работать в группе, сотрудничать.

Урок 1. После объявления темы «Электрический ток в различных средах» объясняю ребятам, что они по группам будут работать над проектом: самостоятельно изучат ток в среде, а затем поделятся своими знаниями с одноклассниками. Ученики по желанию разделяются на группы. Я предлагаю обдумать, что они должны узнать по своей теме, какие вопросы им предстоит осветить в своей презентации. Для этого вспоминаем определение электрического тока, условия его существования и совместно перечисляем все среды, в которых может протекать ток. Обсуждаем вопрос о наличии носителей тока среде, о способе их образования и поведении. В беседе (её можно назвать мозговым штурмом) мы вместе выстраиваем план изучения этой темы:

1. Носители тока и способ их образования.

2. Поведение носителей при отсутствии и при наличии электрического поля.

3. Зависимость силы тока от напряжения в данной среде (вольт-амперная характеристика).

4. Зависимость проводимости от температуры и других условий.

5. Особенности протекания тока в данной среде.

6. Применение тока в данной среде в быту, науке и технике.

Все вместе решаем, какие «специалисты» должны присутствовать в группе. В случае затруднения я предлагаю выделить в группе информаторов, проводящих поиск по различным источникам, аналитиков, систематизирующих информацию, презентационную группу, которая будет готовить компьютерную презентацию, и руководителя – координатора всех работ. Затем каждая группа ребят распределяет обязанности между собой. В оставшееся время ученики изучают материал по учебнику.

Урок 2. К этому уроку члены группы уже самостоятельно, по учебнику, изучили свою тему, нашли дополнительную информацию и принесли её на урок. Теперь они совместно систематизируют информацию, обсуждают пункты плана, находят пробелы, разрабатывают идею презентации. Я прошу учеников обдумать, какие опыты они могли бы продемонстрировать. Например, показать работу лампы дневного света, принести в школу вакуумные и полупроводниковые приборы (лучше без корпусов), показать изменение сопротивления металлов при нагревании и техническое применение электролиза. Сообщаю ребятам критерии, по которым мы вместе будем оценивать их работу: полнота использованной информации, разнообразие источников; творческий и аналитический подход к работе; создание интереса к своей защите у одноклассников; наличие демонстрации; качество презентации; умение работать в группе; общее впечатление.

Урок 3. На этот урок ученики приходят с материалами для компьютерных презентаций. Лучше проводить урок в кабинете информатики, где каждой группе может быть предоставлен компьютер, но можно и поделить время пользования компьютером на все 5 групп (по 8 мин). Я работаю в основном с группой у компьютера, а также помогаю в подготовке проведения опытов. На этом же уроке ребята получают «шапку» таблицы, которую будут заполнять по ходу выступления своих одноклассников. Я рекомендую им по ходу своей защиты выделять данные, которые ребята будут заносить в таблицу.

Урок 4. Это праздничный урок-презентация. На защиту каждой группе даётся 5–7 мин. После защиты выступающие отвечают на вопросы активных слушателей. Затем, по плану, должен был быть анализ таблицы: сравнить вольт-амперные характеристики, выделить достоинства и недостатки, например, полупроводниковых и вакуумных приборов и т.д. Однако на уроке мы этого не успели, ученики получили это задание на дом. А в классе мы обсуждали выступления ребят, давали им оценки в баллах по критериям, предложенным мною.

Электрический ток в разных средах

По итогам урока все ученики получили хорошие оценки.

Литература

Воротынец Е.М., Волосникова О.О., Алеева И.В. Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях. – Физика («ПС»), № 20/05.

Данильченко Г.Д. Опыт активизации учебной деятельности. – Физика в школе, 2005, № 6.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. кадров: Под. ред. Е.С.Полат. – М.: ИЦ «Академия», 2000.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

Шиян Н.В., Шиян А.А. Метод проектов в физическом образовании. – Физика в школе, 2005, № 5.

Для создания презентаций ученикам предлагалось использовать диски (Библиотека наглядных пособий. 1С: Школа. Физика. 7–11 классы; Открытая физика, версия 2.5; Библиотека Кирилла и Мефодия), а также ресурсы интернета (en.edu.ru, www.km.ru и др.).

Галина Ивановна КолобоваГалина Ивановна Колобова – учитель физики и астрономии первой квалификационной категории, в 1980 г. окончила физический факультет Горьковского государственного университета. Четыре года работала на производстве, затем восемь лет – младшим научным сотрудником в НИИ, последние 14 лет – учитель в школе. Своей главной задачей считает научить ребят видеть во всех окружающих явлениях физические процессы, стараться объяснить их на основании своих знаний по физике и астрономии. Ей нравится изучать и применять новые методы обучения, её ученики с удовольствием выполняют исследовательские проекты, участвуют и побеждают в городских научно-практических конференциях «Старт в науку». Третий год руководит ГМО физиков. Галина Ивановна награждена почётной грамотой администрации г. Дзержинска. В семье двое сыновей: старший – студент НГТУ, младший учится в 11-м классе, хочет, как мама, учиться на физфаке НГУ.