Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №8/2007

Л.В.ПИГАЛИЦЫН,
школа № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.

levp@rambler.ru
www.levpi.narod.ru

Физика и окружающий мир

Вводный курс дополнительного образования, 68ч + 68 ч (2 ч/нед.). 5–6-й классы

В нашей школе уже давно сложилась система физико-математического образования школьников в среднем звене и старших классах. Она включает в себя учебную, факультативную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся. Но в стороне оставались учащиеся 5–6-го классов. Чтобы восполнить этот пробел, я разработал экспериментальный курс «Физика и окружающий мир» как введение в физику и астрофизику младших школьников, предусматривающий использование новых информационных педагогических технологий.

Программа является развивающе-обучающей и содержит: пояснительную записку, цели и задачи, формы и методы работы, требования к умениям и навыкам, списки литературы – для учителя и для учащихся, список компьютерных программ и энциклопедий на CD-ROM и рекомендуемый состав мультимедийной библиотеки. Она является связующим звеном между программой курса «Природоведение» для 5–6-го классов и программами курсов физики для 7–11-го классов. Структура, логические и методические принципы программы позволяют успешно использовать стандартные пособия по физике для 7–8-го классов и осваивать методы решения несложных физических задач.

Мультимедийные программы «Уроки физики в 5–6 классах», «Открытая физика», «Открытая астрономия» и др. предлагают учащемуся произвести несложные опыты по физике и практически изучать звёздное небо. Рассматривается возможность проведения простейших экспериментальных исследований по физике с помощью несложных физических приборов и самоделок. Программа учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла.

Содержание программы разбито по темам, в которых указаны теоретические аспекты курса, необходимые демонстрационные и компьютерные эксперименты и практические занятия с применением интерактивных средств обучения.

Параллельно с учебным курсом весь год проводятся непрерывные заочные физические и астрономические олимпиады (НФО и НАО) с последующим открытым разбором решений задач (см. «Физику» № 33/04). Я считаю, что полноценное научное мировоззрение учащийся может получить, только имея систематические знания по физике и астрономии, которые он должен осваивать в школе, начиная с 5-го класса.

Привожу программу для 6-го класса. Желающих ознакомиться с программой для 5-го класса прошу обращаться непосредственно ко мне.

Программа для 6-го класса: «Просто и занимательно о физических явлениях»

Пояснительная записка

Разработка данного курса обусловлена отсутствием государственной программы по физике для 5–6-го классов. Настоящая программа составлена на основе «Программы по физике для 7–9-го классов», используемой в настоящее время, программ базовой школы различных авторов и факультативных курсов. Анализ показал, что несмотря на определённые достоинства существующих программ, у них есть два существенных недостатка:

– выпадает очень большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-технический кругозор учащихся и развивать их мышление. Этот недостаток целиком и полностью определяется нехваткой учебного времени;

– у многих учащихся к началу изучения физики в 7-м классе отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой;

С целью устранения вышеуказанных недостатков и была создана эта программа. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла и представляет пропедевтический курс физики, являясь одним из компонентов системы непрерывного физического образования в школе.

Цели и задачи курса

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру.

Вместе с тем этот курс не подменяет курсы природоведения и физики, а дополняет и развивает их.

Курс включает разделы: «Из чего все состоит?», «Тепловые фантазии», «Волны большие и маленькие», «Загадки звука», «Кошки, искры и молнии», «Электричество в нашем доме», «Почему магнит есть магнит?», «Волны в эфире», «Свет мой, зеркальце, скажи…».

Содержание курса разработано в соответствии с объявленными задачами, в нём раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы физики. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах природы и явлениях, происходящих в ней. Большую эмоциональную активность учащихся могут вызвать дополнительные открытые заседания секций физики и астрофизики Клуба юных физиков, непрерывные олимпиады по физике и астрономии.

Мы считаем, что развитое полноценное научное мировоззрение учащийся может получить, только имея систематические знания по физике, которые он должен освоить, изучая физику в школе с 5-го класса.

1. ИЗ ЧЕГО ВСЁ СОСТОИТ? ( 8 ч)

Демонстрации. Компьютерная презентация «Строение вещества», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.

Практические работы. Выращивание кристаллов. Наблюдение свойств кристаллов исландского шпата и турмалина. Наблюдение поверхностного натяжения и капиллярных явлений. Наблюдение свечения неоновой лампы и цифровых индикаторов.

Решение задач – качественных и расчётных.

2. ТЕПЛОВЫЕ ФАНТАЗИИ (8 ч)

Демонстрации. Компьютерная презентация «Тепловые явления», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.

Практические работы. Наблюдение явлений теплопередачи. Наблюдение теплового расширения твёрдых, жидких и газообразных тел. Изучение устройства паровой машины, паровой турбины и двигателя внутреннего сгорания. Изготовление моделей тепловых двигателей.

Решение задач – качественных и расчётных.

3. ВОЛНЫ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ (6 ч)

Демонстрации. Компьютерная презентация «Механические волны», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.

Практические работы. Моделирование поперечных и продольных механических волн. Изготовление генератора дымовых колец.

Решение задач – качественных и расчётных.

4. ЗАГАДКА ЗВУКА (8 ч)

Что такое ультразвук и способы его получения. Действия ультразвука на живые организмы. Летучие мыши. Дельфины. Стиральная машина Леонардо да Винчи. Щёлканье бича.

Демонстрации. Компьютерная презентация «Звуковые волны», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.

Практические работы. Изучение устройства и принципа действия источников и приёмников звука – громкоговорителя, телефона, микрофона и т.д. Изготовление и испытание верёвочного телефона.

Решение задач – качественных и расчётных.

5. КОШКИ, ИСКРЫ И МОЛНИИ (6 ч)

Демонстрации. Компьютерная презентация «Электрические явления», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.

Практические работы. Наблюдение электризации тел. Наблюдение взаимодействия электрических зарядов. Занимательные опыты по электростатике.

Решение задач – качественных и расчётных.

6. ЭЛЕКТРИЧЕСТВО В НАШЕМ ДОМЕ (8 ч)

Демонстрации. Компьютерная презентация «Электрический ток», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.

Практические работы. Занимательные опыты с электричеством. Сборка простейших электрических цепей. Изучение устройства и практические работы по сборке электрического патрона для лампы, вилки, розетки, выключателя, предохранителя. Работа с компьютерными физическими конструкторами «Сборка», «WorkBench».

Решение задач – качественных и расчётных.

7. ПОЧЕМУ МАГНИТ ЕСТЬ МАГНИТ? (6 ч)

Демонстрации. Компьютерная презентация «Магнитные явления», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.

Практические работы. Опыты с магнитами. Опыты с электромагнитами. Сборка и испытание электродвигателя. Производим электрическую энергию.

Решение задач – качественных и расчётных.

8. ВОЛНЫ В ЭФИРЕ (6 ч)

Демонстрации. Компьютерная презентация «Радиоволны», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.

Практические работы. Изучение распространения и приёма электромагнитных волн.

Решение задач – качественных и расчётных.

9. СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ… (12 ч)

Демонстрации. Компьютерная презентация «Свет в природе», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.

Практические работы. Делаем солнечные часы. Изучение отражения света от плоских и сферических зеркал. Изготовление калейдоскопа. Изучение преломления света с помощью плоскопараллельной пластинки, призмы и линз. Практические забавы со светом. Изготовление моделей телескопов Г.Галилея и И.Ньютона. Получение радуги.

Решение задач – качественных и расчётных.

Учащиеся должны знать: строение молекул и атомов, различные состояния вещества, их свойства и применение; основные тепловые явления, виды теплопередачи, тепловое расширение тел, тепловой двигатель, типы тепловых двигателей; что такое волны, поперечные и продольные волны, как регистрируют волны; природу звука, источники и приёмники звука, роль звука в жизни человека и животных, инфразвук и ультразвук, способы записи звука; два вида электрических зарядов, электризация тел, происхождение молнии и грома, способы защиты от молнии; электрический ток, простейшие электрические цепи, тепловое действие тока и его применение в бытовых электроприборах; принцип работы радио и телевидения, принципы радиосвязи; природу света, отражения и преломления света, природу миражей, оптические приборы, органы зрения человека и животных, основы гигиены зрения, инфракрасные и ультрафиолетовый лучи.

Учащиеся должны уметь: объяснять внутреннее строение твёрдых, жидких и газообразных тел, строение молекул, атомов и атомных ядер; выращивать кристалл медного купороса или поваренной соли; приводить примеры различных видов теплопередачи; объяснять принцип действия паровой машины и двигателя внутреннего сгорания; объяснять, как возникает звук, как устроены музыкальные инструменты; объяснять принципы записи и воспроизведения звука; наэлектризовывать различные тела и демонстрировать взаимодействие электрических зарядов; защищаться от молнии в полевых условиях; собирать простейшие электрические цепи, устранять неисправности в вилке, выключателе и патроне настольной лампы, соблюдая при этом правила техники безопасности; пользоваться компьютерными программами «Сборка», «WorkBench»; пользоваться оптическими приборами; пользоваться компьютерной программой «Оптический конструктор».

Литература для учащихся

Гуревич А.Е., Исаев А.Д., Понтак Л.С. «Физика–Химия». 5–6 классы. – М.: Дрофа, 2004.

Энциклопедия «Физика». Ч. 1, 2. – М.: Аванта+.

Энциклопедия «Астрономия». – М.: Аванта+.

Панфилова А.П. Природоведение-5. – М: Дрофа, 2002.

Пёрышкин А.В. «Физика-8», «Физика-9». – М.: Дрофа, 2000.

Лукашик В.И. Сборник задач по физике-7–9. – М: Просвещение, 2002.

Остер Г. Физика. – М.: Росмэн, 1997.

Перельман Я.И. Занимательная физика. Ч. 1, 2. – М.: Наука, 1972.

Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. 6–7 классы. – М.: Просвещение, 1976.

Литература для учителя

Уокер Дж. Физический фейерверк. – М.: Мир, 1979.

Смирнов А.П., Захаров О.В. Весёлый бал и вдумчивый урок: Физические задачи с лирическими условиями. – М.: Кругозор, 1994.

Леонович А.А. Физический калейдоскоп. – М.: Бюро Квантум, 1994.

Лукашик В.И. Физическая олимпиада. – М.: Просвещение, 1976.

Усольцев А.П. Задачи по физике на основании литературных сюжетов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! – М.: Детская литература, 1973.

Гальперштейн Л. Занимательная физика». – М.: Росмэн, 1998.

Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM: Уроки физики Кирилла и Мефодия для 5–6 классов; Открытая физика. Версия 2.5; Дракоша и занимательная физика; Видеозадачник по физике; Космос (астрономическая энциклопедия); Открытая астрономия. Версия 2.0; Умники (интерактивная физическая энциклопедия для 5–8 классов).

Мультимедийная библиотека: виртуальные физические лаборатории «Crocodile», «Сборка», «WorkBench», «Оптический конструктор».

Работа в 5–6-х кл. по данной программе явилась для ребят, по сути дела, увлекательным путешествием в мир окружающих их явлений, о существовании которых многие и не подозревали. Многие стали по-другому смотреть на окружающий их мир, стали сами пытаться объяснять явления природы, ставить физические опыты, наблюдать звёздное небо. Эти ребята принимают активное участие в непрерывных олимпиадах по физике и астрономии. Многие из них стали завсегдатаями «малого» Клуба юных физиков.

Ну а, пожалуй, самым главным является то, что учащиеся получили хорошую предварительную подготовку для дальнейшего серьёзного изучения курса физики в 7–11-х кл., для занятия внеклассной работой по физике и астрономии.

Лев Васильевич Пигалицын

Лев Васильевич Пигалицын – выпускник 1961 г. Горьковского ГПИ им. М.Горького, учитель физики, астрономии и информатики высшей квалификационной категории. Заслуженный учитель РСФСР, пятикратный Соросовский учитель, отличник просвещения СССР и РСФСР, лауреат Премии Президента-2006, автор более тридцати публикаций в различных педагогических изданиях, лауреат фонда «Династия».