Л.В.ПИГАЛИЦЫН,
г. Дзержинск, Нижегородская обл.
levp@rambler.ru
www.levpi.narod.ru
Компьютерная физическая лаборатория в летней физматшколе
Я хочу познакомить вас с деятельностью компьютерной физической лаборатории ЛФМШ, которая работала в летней физматшколе-2006 ИПФ РАН в рамках «НИИВсего» (см. № 10, 16/06). В первый день на лагерных стендах были опубликованы темы работ, броско и коротко учащимся сообщалось, что они могут сделать и чему научиться за сравнительно короткую лагерную смену. Например:
1. Ввод и вывод информации в ПК через GAME, LPT- и COM-порты. Если вы займётесь разработкой этого проекта, то досконально изучите все возможности ввода и вывода цифровой и аналоговой информации в ПК. Вы научитесь управлять любыми устройствами с помощью ПК в ручном и автоматическом режимах, разбираться в электрических схемах, паять, налаживать и подключать к ПК свои конструкции. Ваше умение программировать на языках Бейсик, Паскаль и Дельфи поможет вам написать программы для работы собранных вами конструкций и стать крупным специалистом в области программирования! |
Далее привожу только предлагавшиеся темы.
2. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для исследования законов равнопеременного движения.
3. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для исследования колебаний математического маятника и определения напряжённости гравитационного поля Земли.
4. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки, позволяющей сделать компьютерную мини-метеостанцию (измерение температуры, влажности воздуха и скорости ветра).
5. Конструирование мобильной компьютерной мини-метеостанции на базе автомобиля, управляемого с ПК.
6. Конструирование установки типа Марсохода или Лунохода, управляемой по радио с клавиатуры ПК.
7. Конструирование установки для поиска кладов, металлических старинных предметов и неразорвавшихся боеприпасов на территории ЛФМШ, оставшихся со времён Великой Отечественной войны.
8. Конструирование уникального электромузыкального инструмента – терменвокса, названного в честь своего изобретателя Льва Сергеевича Термена. У этого инструмента нет ни струн, ни клавиш, звуки рождаются из воздуха при движении ваших рук!
9. Конструирование универсального прибора для измерения сопротивления, ёмкости конденсатора, температуры и освещённости. Подключается к GAME- или LPT-портам ПК.
10. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для измерения очень малых промежутков времени (например, времени соударения двух стальных шаров) с точностью до 0,000 000 1 с. Для этого придётся перепрограммировать таймер ПК, заставив его работать в 10 000 раз быстрее!
11. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для автоматического управления источниками света в нашем лагере и не только.
12. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для художественной галереи, которая поможет сохранить для наших потомков бесценные шедевры художников эпохи Возрождения, знаменитых русских и иностранных художников. Измерение влажности воздуха.
13. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для дачи – автоматизированный полив растений.
14. Конструирование подключаемой к GAME-порту ПК приборов (компьютерных линейки, штангенциркуля и транспортира) для измерения линейных и угловых величин.
15. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для звуковой локации (обнаружение различных предметов, а также измерение расстояния до них). Установка поможет слепым или слабовидящим людям ориентироваться в пространстве.
16. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для снятия вольт-амперных характеристик различных проводящих сред.
17. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для регистрации радиоактивного излучения.
После выбора тем и формирования временных научно-исследовательских коллективов (ВНИК) для школьников был прочитан вводный курс лекций на темы: «Работа с портами ПК», «основы радиоэлектроники», «электронные датчики и их применение в физических исследованиях; пайка, монтаж и налаживание электронных схем». Затем во ВНИКах были распределены обязанности и составлены сетевые графики для проведения исследовательских работ.
В специальном помещении была оборудована компьютерная лаборатория: четыре места для монтажа и пайки макетных и печатных плат, два ПК для работы с портами, звуковой генератор, цифровой и аналоговый осциллографы, несколько цифровых мультиметров и блоки питания. Материальная база готовилась в ИПФ РАН и в нашей школе. Электронные компоненты (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, датчики и т.д.) подбирались с таким расчётом, чтобы их оказалось достаточно для реализации всех проектов.
Учащиеся выбрали проекты 2, 4–7, 14. Далее следовали шаги: разработка проекта в общем виде; разработка электрической схемы из стандартных блоков (усилителей низкой частоты, RC- и LC-генераторов, транзисторных ключей и т.д.); подбор деталей, макетирование и налаживание отдельных узлов конструкции; написание компьютерной программы для управления конструкцией с клавиатуры ПК на Бейсике, Паскале или Дельфи; окончательная сборка конструкции и отладка программного обеспечения; публичная защита проекта. Ежедневно проводились консультации. Через каждые два дня учащиеся в соответствии с сетевыми графиками отчитывались о проделанной работе. В случае необходимости их деятельность корректировалась.
Расскажем о некоторых проектах.
Лобынцева Варвара и Бессонова Елена (11-й класс) работали над темой 14. Основой всех приборов был модуль сопряжения с GAME-портом ПК.
GAME-порт ПК
Один стандартный разъём этого модуля подключался к GAME-порту, а ко второму разъёму типа СГ-3 подключались измерительные приборы – линейка, штангенциркуль и транспортир. Их основой являлись резистивные датчики. На правой фотографии изображён электронный транспортир.
Электронный транспортир
Программное обеспечение для своих приборов девочки сделали на языке программирования Турбо Паскаль 7.0
Глушихин Игнат и Гришин Антон (10-й класс) работали над проектом «Мобильная автометеостанция на автомобиле, управляемая с компьютера». Основой было шасси игрушечного электрифицированного автомобиля. На нём был установлен электронный блок управления электромоторами для движения вперёд-назад и вправо-влево.
Электронный блок управленияУправление производилось с клавиатуры ПК с помощью стандартных клавиш со стрелками. Блок управления подключался к выходам LPT-порта. После испытаний детали с макета переносились на печатную плату. Потом на шасси устанавливались датчики температуры, влажности, давления и анемометр с электронными преобразователями этих величин в частоту. Эта информация подавалась на входы LPT-порта. Программа для работы ПК с метеостанцией была написана на Турбо Паскале 7.0.
Кашин Иван (10-й класс) разработал модуль сопряжения с ПК для наклонного жёлоба – для изучения законов кинематики и динамики. Модуль подключался к LPT-порту ПК. Программное обеспечение он написал на языке Дельфи, для чего пришлось использовать специальные библиотеки программ для работы в Windows.
Интересной оказалась установка для управления автомобилем по радио с помощью ПК.
В конце лагерной смены прошла публичная защита конструкций – все учащиеся нашей лаборатории получили дипломы I степени.
Практически все учащиеся нашей школы, бывшие в ЛФМШ, продолжили свою работу, создавая более серьёзные установки и приборы для проведения физических экспериментов с помощью ПК.
Рабочий момент