Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №8/2007

С.А.САВИНА,
МОУ СОШ № 22 с углублённым изучением французского языка,
г. Дзержинск, Нижегородская обл.

Некоторые аспекты технологии обобщения и закрепления

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УРОКОВ ОБОБЩЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Выбирая дидактическую модель, я руководствуюсь видом мышления, главенствующим в данном возрасте. Наглядно-образное и практически-действенное мышление в 7–8-м классах убеждает выбирать качественные и экспериментальные задачи, лабораторные опыты, изготовление действующих моделей и пособий. Логическое, аналитическое, абстрактное мышление в 10–11-м классах позволяет проводить семинары, конференции, аукционы идей, уроки-исследования.

Закрепление я организую в различных формах в зависимости от конкретного вида обобщения.Основная цель урока закрепления заключается в осмыслении изученного в виде навыков и умений – как моторных, так и интеллектуальных. Архитектура такого урока всегда связана с использованием некоторой повторяемости и может быть успешно решена исключительно с учётом индивидуальных особенностей учеников, их восприимчивости к учению.

Дидактическая модель уроков обобщения и закрепления

Для учеников 7-го класса побудителями и вдохновителями их деятельности являются положительные эмоции, и нестандартные формы урока позволяют активизировать мыслительную деятельность, побудить познавательный интерес. Например, урок «Архимедова сила. Плавание тел» я провожу как ролевую игру с участием «научных сотрудников в НИИ им. Архимеда». Побудительным мотивом мыслительной деятельности здесь являются опыты, экспериментальные, качественные и расчётные задачи, частью взятые из книги Г.Остера «Физика».

Подбор «сотрудников» осуществляется в несколько этапов:

– Кастинг: ученики, отвечая на вопросы об архимедовой силе и условиях плавания тел, показывают простейшие умения применять знания, пользуясь таблицей плотностей. Это репродуктивное воспроизведение материала (1-й уровень) не позволяет учителю говорить о понимании темы, об осмысленности усвоения, т.к. может быть результатом механического заучивания.

– «Лаборанты»: ученики, проводя простейшие измерения по теме, закрепляют общетехнические умения и навыки правильного обращения с простейшими приборами и выявления различий при сравнивании объектов – зависимость архимедовой силы от объёма погружённой части тела и плотности жидкости.

– «Эрудиты»: решают качественные задачи по теме из книги Г.Остера; при этом развивается монологическая речь, формируется специфика физического языка при научном объяснении простейших физических процессов.

– «Аналитики»: решение расчётных задач определяет прикладной характер знаний, свидетельствует о более глубоком, осмысленном понимании теории.

– «Мудрецы»: сложные задания, в том числе экспериментальные, и нестандартная ситуация требуют осмысления изучаемого материала, формируют простейшие навыки творческой деятельности учащихся.

– Домашнее задание: даётся дифференцированно, с инструкцией по выполнению, стимулирующей мышление, готовит к восприятию материала по теме «Плавание судов. Воздухоплавание» на следующих уроках.

Во время урока используется большое количество лабораторного оборудования, демонстрации, юмористические картинки. Высокая плотность урока не утомляет учащихся, т.к. разные виды деятельности чередуются и стимулируют познавательный интерес. Урок проходит живо, интересно. По окончании или во время урока ученикам вручается «Удостоверение научного сотрудника НИИ им. Архимеда». Здесь наглядность выступает как опора абстрактного мышления. В дальнейшем наглядность нужна будет для другой цели – развития конкретного мышления учащихся.

ТАБЛИЦЫ СХЕМЫ И ГРАФИКИ – СТРУКТУРИРОВАННАЯ ФОРМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Особенности психологического развития восьмиклассников позволяют использовать наглядность в другой форме – через диаграммы, схемы, графики.

В теме «Тепловые явления» обычно возникают проблемы с анализом процессов, которые происходят с телом (веществом), получающим или отдающим теплоту. На уроке закрепления я предлагаю задачу, в которой есть все изученные тепловые процессы.

При анализе задачи учащиеся составляют цепочку превращений (схема 1), которые будут происходить с веществом от начального состояния до конечного. Зримые наглядные стадии позволяют не пропустить ни одного процесса, нацеливают на использование таблиц различных физических величин. Надписывание названий процессов над стрелками и указание индекса Q позволяют ученику не запутаться в тепловых процессах. Более подготовленные ученики начинают анализ с графика.

Схема 1

Для структурирования знаний по теме «Тепловые явления» я предлагаю восьмиклассникам для самостоятельной работы табл. 1. Абстрагируясь от конкретного вещества, учащиеся смогут описать цепь тепловых процессов для любого вещества (cхема 2).

Таблица 1. «Тепловые явления», 8-й класс

Таблица 1

Схема 2

Работа идёт на более высоком интеллектуальном уровне, чем просто понимание процессов нагрева, плавления, кипения, т.к. требует осознания и осмысления. Учащимся приходится разложить процесс на составные части, описать каждую часть, соединить все их в целое. Урок формирует такие мыслительные операции, как анализ и синтез (умение разделить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура).

Формирование и закрепление приёмов умственной деятельности проходит успешнее, если обеспечена системность знаний. Учащимся 10-х классов после изучения темы «Термодинамика» я предлагаю работу с табл. 2.

Таблица 2. «Термодинамика», 10-й класс

Таблица 2

На уроке закрепления в 9-м (10-м) классе по теме «Кинематика» я предлагаю учащимся сравнить графики кинематических величин (скорость, ускорение, координата, путь) различных видов прямолинейного движения – равномерного, равноускоренного, равнозамедленного (табл. 3).

Таблица 3. «Сравнение графиков кинемати-ческих величин», 9–10-й классы

Таблица 3

Работа с графиками развивает умение логически рассуждать, способствует развитию функционального мышления, побуждает к исследованию явлений с количественной точки зрения; позволяет осуществлять перенос геометрических операций и приёмов мышления в физику.

На обобщающем уроке в 10-м классе по теме «Закон сохранения энергии» я предлагаю ученикам поработать с обобщающей таблицей, где сравниваются основные величины (аналитически и графически) в двух видах движения: вертикально вверх под действием силы тяжести и колебательное под действием силы упругости. Самостоятельная работа с таблицей требует от ученика умения абстрагироваться, сравнивать, систематизировать, анализировать и хорошо развивает аналитическое мышление.

СЕМИНАР КАК ФОРМА ОБОБЩЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Сейчас объём знаний в любой области науки изменяется настолько быстро, что не может долго служить критерием образованности в данной области. В связи с этим особое значение приобретает определённый уровень развития ученика, его мышления и умения учиться самостоятельно. Поэтому при обучении основам наук на передний план выдвигается задача: развитие творческой активности, формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания. Этому содействуют семинары. Я организую их в 10–11-м классах. На семинар выношу вопросы, связанные с историей открытий и изобретений, применением физических законов в производстве, принципами устройства физических приборов и технических устройств, т.е. материал, который учащиеся в состоянии разобрать по учебнику и научно-популярным книгам. Важное условие активного участия всех учеников (оно ведь не должно сводиться к прослушиванию докладов) – дать общее задание: выполнение записей и рисунков в тетрадях, заполнение обобщающих таблиц.

Семинар требует от учащихся высокого уровня самостоятельности в работе с литературой: умения работать с несколькими источниками, сравнивать освещение одних и тех же вопросов в различных источниках, составлять планы, обобщать и делать выводы в результате обсуждения и дискуссии по сообщениям товарищей.

Приведу план семинара – обобщающую таблицу.

Обобщающая таблица

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Этот метод является для меня новым, не до конца изученным и принятым. Метод проектов включает в себя совокупность приёмов и операций овладения определённой областью практического и теоретического знания, является способом организации процесса познания и достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом. На обобщающем уроке в 10-м классе по теме «Электростатика» я опробовала этот метод. Подготовка к уроку проводилась в несколько этапов:

– 1-й этап (подготовительный): были сформированы рабочие группы, каждой группе была предложена своя задача (аспект);

– 2-й этап: были определены источники информации; ориентирование в потоке информации способствовало развитию мотивации и расширению общего кругозора;

– 3-й этап: обрабатывали, оформляли, готовили демонстрации.

Понятие «Электростатическое поле» – сложное. Решив рассмотреть его с разных точек зрения, мы выдвинули проблему: «Электростатическое поле – вред или польза?» – и это и стало темой урока. Каждая группа учеников исследовала электростатическое поле со своей точки зрения:

– экспериментаторы демонстрировали его существование, действие, качественные стороны;

– силовики обсуждали, доказывали, анализировали силовое действие электростатического поля и рассматривали его силовую характеристику – напряжённость;

– энергетики обсуждали и анализировали энергетические характеристики;

– практики были разделены на две группы: оптимистов (показывали пользу электростатического поля) и пессимистов (показывали его вред, обсуждали сложность и дороговизну электростатической защиты).

В конце урока пришли к определённым выводам, т.е. ученики вычленяли части, выявляли взаимосвязи, обобщали и анализировали. Я (учитель) выступала в роли консультанта, помощника и в роли наблюдателя, координатора. Пришлось приложить значительно бльшие усилия, чем при подготовке к обычному уроку закрепления и обобщения знаний. Такой урок имеет большое воспитательное значение, т.к. ученики видят, что от успехов и работы каждого зависит успех всего проекта. Это является огромным стимулом к активному усвоению знаний.

В контексте физического образования проект – это самостоятельная творческая деятельность ученика по решению учебной проблемы, взятой из жизни.

Светлана Анатольевна СавинаСветлана Анатольевна Савина окончила Горьковский ГПИ им. М.Горького в 1984 г., учитель физики высшей квалификационной категории. Ориентируется на принципы развивающего обучения, организуя учебную деятельность так, чтобы учащиеся умели самостоятельно анализировать реальные явления и объяснять их с точки зрения физики. Часто использует приём «мышление вслух»: он мобилизует воображение и мысль ребят, они думают, сомневаются и вместе открывают истину. Любит качественные задачи, потому что именно они наиболее результативно развивают мышление учащихся. В последние годы успешно работает над темой «Технология обобщения и закрепления знаний на уроках физики». Освоила компьютер. Теперь на уроках обобщения и закрепления ученики демонстрируют свои мультимедийные презентации. Более половины выпускников (гуманитарная школа!) поступают и успешно учатся в технических вузах, становятся призёрами городских олимпиад, успешно участвуют в городской НПК «Старт в науку». В свободное время Светлана Анатольевна активно занимается садоводством – у неё большая коллекция луковичных, а чудесными кустами роз любуются все соседи.