Александр Николаевич Крутский окончил Балашовский ГПИ в 1960 г. Год работал в Балашовском военном училище лётчиков лаборантом, а потом был назначен там же заведующим лабораторией кафедры физики и химии. В это время «Учительская газета» писала, что на Алтае особенно не хватает учителей физики. Этот призыв и туристско-охотничья романтика сделали своё дело: молодой педагог посмотрел в БСЭ географические карты, нашёл Алтайский район, написал туда письмо, получил приглашение, сел в поезд и поехал. В Саратове на вокзале к поезду подошла мама, дала 18 рублей. По дороге случилось два знаменательных события: 12 апреля запустили в космос Ю.Гагарина, а после Кулунды в купе подсели две женщины – бухгалтеры Алтайского крайоно. Они объяснили, что надо было взять правительственную комсомольскую путёвку, медаль за освоение целины, подъёмные на себя, жену и дочь. Они и помогли оформить в Барнауле оплату проезда и суточных – 45 рублей. Теперь денег хватило бы до самого места назначения – Алтайского района. Но доехать удалось только до Бийска – на Бие тронулся лёд. Выход, однако, был найден – с двумя местными долго пробирались по затопленным улицам, наняли лодку, и, лавируя между бешено мчащимися льдинами, прибыли на другой берег. Дальше были другие приключения, связанные с бездорожьем. Короче, приехал он в РОНО лишь в середине апреля. Заведующий В.Г.Неживых предложил устроиться инспектором, объехать весь район и выбрать любую школу. И вот, по апрельской слякоти, верхом, через горные перевалы и реки объехал Александр Николаевич десятки школ и остановился на Айской восьмилетней, которая в том же году была преобразована в среднюю. Отработал там три года в качестве учителя... физики, математики, черчения и производственного обучения. Ещё три года работал инспектором и заведующим методкабинетом. Его активно (через райком партии!) «уговаривали» стать директором, но тогда – прощай, романтика, походы и песни. Поэтому А.Н. решил уволиться и уехал в школу № 27 г. Барнаула, где проработал учителем физики семнадцать лет. Начиная с 1961 г. ежегодно ходил с учащимися в турпоходы по Алтаю. В 1968 г. достигла своего пика идея программированного обучения. А.Н. с учащимися перевели всю физику на тесты, сделали различные контролирующие машины и шикарный кабинет тестового контроля знаний на 34 рабочих места с центральным пультом управления и выносным табло над доской. Директор школы Г.И.Юдалевич приказала повесить на кабинет бирку «Кабинет программированного обучения», хотя А.Н. пытался объяснить, что это не кабинет, а лишь некоторые его элементы. Но она сказала, что «так надо». С тех пор все знаменитости, наезжавшие в Барнаул (министерские работники, немцы, поляки и, конечно, всё местное начальство), постоянно посещали этот кабинет и не давали работать. Потом кабинет доработали, поставили в него телевизор, магнитофон, радиолу, и он стал «кабинетом технических средств». Параллельно занимались радиотехникой, делали всевозможные усилители, радиоприёмники, осциллографы, ремонтировали телевизоры и даже занимали первые места в Алтайском крае по техническому творчеству. В этот период А.Н. увлёкся идеей системного усвоения знаний и без отрыва от работы в школе защитил кандидатскую диссертацию в МГПИ им. В.И.Ленина. Затем его пригласили в Барнаульский ГПИ, где А.Н. девять лет работал на кафедре педагогики, затем перешёл на кафедру методики преподавания физики, где и работает до сих пор параллельно с работой в школе в качестве учителя физики (нагрузка 12–16 ч/нед., а иногда и больше). В 2000 г. защитил докторскую диссертацию по использованию психодидактики в содержании профессиональной подготовки учителя и получил звание профессора. Основные увлечения: рыбалка, охота, туризм, наука, музыка, фотография, автоматика. Лучший друг по рыбалке и охоте – заведующий развитием образования на Алтае В.П.Лекомцев, тоже по образованию учитель физики. Об учениках сказать трудно, поскольку за 45 лет работы выпустил много ребят. Среди них есть управленцы высокого уровня, военные, учёные и т.д. Лучшая ученица – Оксана Сергеевна Косихина, – соавтор известного дистанционного курса «Психодидактика: новые направления в преподавании физики», ныне кандидат педагогических наук. В последние тринадцать лет А.Н. вместе с ней, доктором психологических наук Ахметом Закиевичем Рахимовым (Уфа) и доктором педагогических наук Александром Ивановичем Подольским (Магнитогорск) развивает новое направление в цикле психолого-педагогических наук – психодидактику. В Барнаульском ГПУ через каждые два года организуются Всероссийские научно-практические конференции «Психодидактика высшего и среднего образования». В марте 2008 г. пройдёт седьмая конференция. Вместе с женой (она врач-педиатр) А.Н. вырастил двух дочерей, а сейчас их радуют две внучки.
На фото вверху: профессор Александр Николаевич Крутский (в центре) с В.П.Лекомцевым (слева).
От всего сердца желаем Александру Николаевичу здоровья и творческих успехов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения!
Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!