Как это устроено?..
КИНОПРОЕКТОРЫ. Скорее всего при слове «кинопроектор» у вас возникает картина стрекочущего сооружения, где кинолента перематывается с одной бобины на другую. Эта аппаратура канула в Лету уже лет двадцать назад. В современной аппаратуре, начиная с 70-х гг. прошлого века, киноплёнка укладывается на плоские опорные диски (как в проигрывателях), а не наматывается на бобины. Во-первых, при этом киноплёнку не надо перематывать после окончания фильма, а значит, она меньше изнашивается. При просмотре фильма плёнку вытягивают с конца, размещённого в центре диска, пропускают через проектор и наматывают на второй диск, начиная тоже с центра и заканчивая на периферии. Киномеханику для второго показа фильма надо просто переставить диски. Во-вторых, на диске умещается 7,4 км плёнки, т.е. на 4,5 ч просмотра, в то время как на бобине – только 1,8 км (около 1 ч просмотра), так что при показе длинного фильма киномеханик должен иметь два аппарата и переключаться с одного на другой. Новая система стала возможной благодаря изобретению ксеноновой лампы в Германии в конце 40-х гг. и её последующей адаптации к киноаппаратуре в 1954 г. До этого использовались дуговые угольные лампы, в которых угольные стержни испарялись полностью примерно за час работы, и киномеханик заменял их, когда переходил на второй проектор. При таких источниках света бессмысленно было мечтать о длинных киноплёнках. Срок службы ксеноновой лампы составляет свыше 2000 ч.
Лампа проектора стоит от 500 до 2000 долларов, в зависимости от мощности. Типичная мощность – 2–4 кВт (в завивисмости от размера кинотеатра), самая мощная лампа – 7 кВт. Лампа обдувается несколькими вентиляторами во избежание её перегрева и взрыва. Она работает по тому же принципу, что и сварочные машины: при подаче постоянного электрического напряжения в промежутке между электродами возникает электрическая дуга длиной полсантиметра. Лампа наполнена инертным газом ксеноном под давлением несколько атмосфер, что предотвращает преждевременный выход электродов из строя.
Современная 35-мм полиэфирная плёнка имеет две или более боковые звуковые дорожки (саунд-трека), из которых в каждый момент времени используется только одна в зависимости от типа звуковой головки в данном проекторе и аппаратуры звуковой обработки, имеющейся в данном кинотеатре. Типичные звуковые форматы:
Dolby SR (аналоговый) – пара звуковых дорожек формируется рядом с изображениями;
Dolby Digital Sound – цифровая дорожка печатается в промежутках между перфорациями;
Sony SDDS Digital Sound – дорожка печатается с обеих сторон изображения и может содержать до восьми звуковых каналов;
- DTS Digital Theater Sound – временной код владельца (здесь не показан), который печатается рядом с аналоговой звуковой дорожкой и синхронизирован с цифровой дорожкой, которая записана на компакт-диске.
Scientific American, 1998, October, p. 134–135.
Сокр. пер. с англ. Н.Д.КОЗЛОВОЙ
Продолжение в № 9