В.Н.ГРОЗНЫЙ,
Русско-Американская школа № 19, г. Волжский,
Волгоградская обл.
Эффективные приёмы обучения
I. Крупноблочное изложение нового материала. Педагогические находки
В 80–90-х гг. среди учителей не было человека более популярного, чем донецкий учитель физики и математики В.Ф.Шаталов. Своими идеями он буквально ошеломил и взбудоражил всех. Вслед за ним мы постепенно, шаг за шагом, стали строить отличную от традиционной систему обучения. Собирая по крупицам положительное, отбрасывая оказавшееся лишним, выстраивали новую систему преподавания.
Сегодня мало кто сомневается в эффективности крупноблочного изложения нового материала. Ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть её, узнать, что ждёт впереди. Экономится время для изучения теории. Для практической реализации идеи нужны опорные конспекты (ОК), чтобы кратко и выразительно, через специальные условные обозначения, оригинальное расположение кодируемой информации довести до учащихся основные идеи школьной физики.
В ОК отражается главное, что должно быть на уроке объяснения нового материала (ствол дерева), а на уроках повторения, взаимоконтроля, при подготовке и физическим диктантам, смотру знаний идёт процесс углубления изученного (появляется крона дерева). Это отражается и на внешнем виде ОК – они обогащаются дополнительной информацией. Вначале работа проводится под руководством учителя, а затем – самостоятельно учащимися.
ОК может быть выполнен в виде отдельной брошюры – тогда он является индивидуальной теоретической тетрадью. Обычно ОК состоит из отдельных блоков, границы которых обязательно выделены. Блок – конкретная информация, раскрывающая суть небольшого вопроса. Ученик отделяет один блок от другого цветом путём слабого тонирования цветными карандашами (используется карандашная пыль и ватка), цветом выделяется и наиболее важная информация в ОК.
Можно самое главное (формулы, законы, графики...) выделить красным цветом, менее главное, но важное (определение, цепочки логических суждений, некоторые рисунки...), – зелёным, остальное – синим цветом. Не следует допускать слишком ярких цветов, многоцветье отвлекает.
ОК позволяет ученику: значительно легче, чем только при наличии учебника, разобраться в изучаемом материале; проще запоминать изучаемый материал; грамотно, точно, логически последовательно изложить материал при ответе; привести в систему полученные знания, особенно при повторении и подготовки к экзаменам.
ОК помогает учителю: наглядно представить весь изучаемый материал ученикам; сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных вопросах; многократно повторить и углубить изучаемый материал; осуществить экспресс-проверку домашнего задания.
Через 2–3 урока после начала изучения темы (4–8 параграфов) проводятся уроки повторения. Под руководством учителя, в хорошем темпе учащиеся повторяют, уточняют и углубляют содержание изученного материала. На таких уроках контроля знаний учитель ставит много оценок. Всё время идёт дополнительная работа с ОК (появляется крона дерева). Это выводит теоретическое знание учащихся на более высокий уровень.
Обычно в начале урока, следующего после урока повторения, учащиеся пишут физический диктант (ФД), как правило, при прослушивании магнитофонных записей (учащиеся должны внимательно слушать вопрос – ведь он звучит один раз, к тому же нужно уметь давать краткий и достаточно полный ответ в ограниченном временном интервале). Основное требование – вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы были по возможности краткими и однозначными, а пауза между вопросами должны быть вполне достаточной для ответа. Пауза подбирается экспериментально – предварительно сам учитель письменно отвечает на вопросы обоих вариантов, следовательно, ученик, отвечающий только на вопросы своего варианта, имеет вдвое больше времени.
Обычно ФД включает 7–10 вопросов в двух вариантах, причём вопросы первого варианта диктуются мужским голосом, а второго – женским. Отвечая на вопросы, учащиеся могут использовать сокращения слов – главное показать знания. Критерии оценок: ни одной ошибки – «5»; 1 ошибка или 2 неточности – «4»; 2 ошибки или 3–4 неточности – «3»; 3 ошибки или более 5 неточностей – «2». Мы заранее предупреждаем учащихся о дне проведения диктанта, раздаём вопросы, но кто какой вариант пишет, учащиеся узнают только на уроке.
После изучения теоретических вопросов данной темы мы обычно проводим урок итогового контроля (взаимоконтроля). Учащиеся извещаются о его проведении за 5–7 дней и получают 20–25 предстоящих вопросов. Класс разбивается на группы по 3–4 человека. Руководителями групп назначаются учащиеся старших классов или успевающие учащиеся. На уроке группы располагаются за отдельными столами, внутри группы можно консультироваться.
В начале урока учитель называет фамилии руководителей групп и раздаёт в каждую группу лист вопросов. Руководитель присваивает каждому члену группы номер – 1, 2, 3, 4. Учащийся под номером 1 будет отвечать на 1-й, 5-й, 9-й, 13-й... вопросы, под номером 2 – на 2-й, 6-й, 10-й, 14-й... и т.д. Взяв со стола чистый лист бумаги и сделав необходимые рисунки и записи, учащийся в пределах минуты отвечает руководителю группы на вопрос. Остальные слушают, делают замечания. Замечания на оценку не влияют, но позволяют получить премиальные баллы, которые будут учитываться при выставлении итоговой оценки. Оценку за каждый ответ с учётом мнения членов группы выставляет руководитель группы в ведомость.
Учитель ходит от стола к столу, слушает ответы, задаёт уточняющие вопросы, участвует в выставлении оценок. По завершении урока выставляются итоговые оценки и объявляются результаты.
В последние годы в старшей школе мы ввели интеллектуальную учебную игру (ИУИ) типа «Брейн-ринга» с целью активизировать учащихся, побудить их к чтению научно-популярных статей и другой дополнительной литературы. Класс разбивается на четыре команды, каждая выбирает капитана. Объявляются правила игры и проводится жеребьёвка. Первые две команды располагаются за игровыми столами, на которых размещаются красная и зелёная сигнальные лампы и звонок. Ведущий, чаще всего учитель, объявляет начало игры. Обычный тур идёт до трёх очков, а финальный – до шести. Тщательно подбираются качественные вопросы, графические задачи и вопросы, содержащие элементы занимательности (по задачнику под ред. М.Тульчинского, «Физическим викторинам» под ред. Б.Ф.Билимовича, «Физическим парадоксам и софизмам» под ред. В.Н.Ланге). Вопрос оценивается в 1–2 балла. На обдумывание ответа командам даётся минута, первой отвечает команда, раньше успевшая нажать на кнопку звонка. Потом соревнуются следующие две команды-финалисты. Победители на память фотографируются и получают в качестве приза памятные фотографии.
Значительная часть учащихся испытывает большие трудности в решении задач, даже несложных, типовых, и, не имея навыков, подрывают веру в собственные силы и возможности. Причин этому несколько: у учителя нет системы в подборе задач, он не учит методам решения задач, мало времени на уроке уделяет самостоятельной работе, не использует в достаточной степени систему поощрений за решение задачи. Как правило, несколько сильных ребят решают задачи у доски, а остальные, в лучшем случае, за решением наблюдают. При крупноблочном изложении нового материала после изучения, повторения, углубления и контроля знаний по теории остаётся 50–60% времени, отведённого программой на данную тему. Это время можно потратить на решение задач и выполнение практических работ, которые мы объединили в два блока.
Блок решения задач предусматривает серию уроков решения задач по теме с целью доведения практических навыков до высокого уровня.
Главные идеи, которыми мы руководствуемся при решении задач: 1) на каждом уроке решения задач – самостоятельная работа на оценку; 2) каждая решённая учеником задача в зависимости от её сложности оценивается в 2–10 баллов; 3) в конце урока баллы переводятся в оценку (5 баллов – одна «5», 10 баллов – две «5» и т.д., «3» или «4» ставится с согласия ученика, если это не самостоятельная работа); 4) на дом даётся весь блок задач по теме из сборника Рымкевичей (например, по теме «Основы МКТ» это № 435–532 (изд. 1983 г.), т.е. 98 задач. Слабый ученик решит 15–20 задач, средний – 40–50, а сильному, возможно, и 98 задач будет мало; 5) количество правильно решенных каждым задач подсчитывается и после каждой проверки (в среднем раз в месяц) объявляется. Составляется список учащихся, решивших наибольшее количество задач, и вывешивается в кабинете.
Завершает формирование практических навыков блок экспериментальных и лабораторных работ. После этого следует контрольная работа или зачёт.
II. Смотр знаний
Многолетний опыт работы в школе показывает, что к контрольным работам учащиеся почти не готовятся, зато как они готовятся к смотру знаний! Технология проведения этого мероприятия, разработанная нами уже более 20 лет назад, неоднократно модернизировалась, распространялась во многих городах области. Много добрых отзывов и рекомендаций получено за это время. Смотр знаний – особая форма проведения итогового тематического контроля знаний учащихся. Он проводится в 10–11-х классах не чаще двух раз в году по наиболее крупным и трудным темам. Знания проверяются в течение одного урока в пяти формах: физический диктант по данной теме; устный опрос; по теории; зачёт по формулам; задача; работа по карточке.
В качестве проверяющих привлекаются учащиеся старших классов (победители и призёры школьных, городских, областных и более высокого уровня олимпиад), студенты первых курсов технических вузов – наши выпускники. Задания выдаются учащимся за 25–35 дней до проведения смотра. Это теоретические вопросы по теме, например: «Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика» (Приложение 1), задачи из сборника А.П.Рымкевича для 10–11-го классов (номера указаны в Приложении 2), формулы (Приложение 3). Вопросы к ФД в двух вариантах (Приложение 4) и задания на карточках (Приложение 5) заранее учащимся не показывают.
Смотр знаний требует чёткой организации со стороны учителя, отличного знания учащимися своих обязанностей и действий на уроке, умения правильно распределять время по видам деятельности, подлежащим контролю. Приёмная комиссия из восьми человек так распределяет свои обязанности: двое проводят устный опрос по теории у доски; двое принимают зачёт по формулам; двое проверяют решение задачи и двое, по шаблону, ответы на физический диктант и результат работы по карточкам. Они же выставляют итоговую оценку в зачётную карточку на основании всех остальных оценок. При наличии хотя бы одной «2» итоговая оценка выше «3» не ставится.
Класс разбивается на три группы по рядам (Приложение 6). Сначала все пишут физический диктант по данной теме. Затем учащиеся 1-й группы выполняют последовательно виды деятельности: устный опрос по теории, зачёт по формулам, работа по карточке, решение задачи. Учащиеся 2-й группы начинают с решения задачи, затем следует устный опрос, зачёт по формулам, работа по карточке. Учащиеся 3-й группы: работа по карточке, задача, устный опрос, зачёт по формулам.
Во время перемены класс подготавливается к проведению смотра знаний, на стол № 1 раскладываются билеты для устного опроса, содержащие один теоретический вопрос по данной теме, на стол № 2 – листочки с номером задачи, а сборники задач раскладываются на ученические столы всем учащимся второй группы, на стол № 3 – карточки, содержащие схемы, графики, рисунки и, как правило, пять вопросов к ним.
На каждом столе приготовлена чистая бумага для работы – половинки листов школьных тетрадей. Свои пакеты, сумки и т.д. учащиеся на перемене оставляют в лаборантской комнате, с собой берут ручку, зачётную карточку и калькулятор. Со звонком их приглашают в кабинет, причём заходят по группам, согласно схеме (см. Приложение 6). Проходя на своё место, учащиеся 1-й группы берут билет с вопросом по теории со стола № 1, учащиеся 2-й группы – со стола № 2 листок с номером задачи, которую им придётся решать по указанному сборнику, учащиеся 3-й группы – со стола № 3 карточку с вопросами. После того, как все сядут на места, учитель объявляет о начале смотра знаний и представляет приёмную комиссию. Затем объявляет физический диктант, распределяет варианты. Учащиеся, взяв со своего стола листок бумаги, подписывают его, указывают номер варианта, и после включения магнитофона отвечают на вопросы.
По завершении диктанта два члена приёмной комиссии собирают листочки и приступают к проверке, располагаясь за столом № 3.
Учащиеся 1-й группы по мере готовности к устному ответу выходят к доске, отвечают по билету, получают оценку в зачётную карточку и переходят для сдачи зачёта по формулам к другой доске.
Этот зачёт предусматривает проверку знания основных формул данной темы. У каждого спрашивают только три. Необходимо, записав формулу, назвать физические величины, в неё входящие, а если формула отражает закон, то обязательно сформулировать его.
Получив оценку, учащийся берёт со стола № 3 карточку и приступает к выполнению задания, сев на свободное место в третьем ряду. Затем он подходит к столу № 3, члены приёмной комиссии проверяют выполнение задания и ставят оценку в зачётную карточку.
После этого ученик приступает к последнему испытанию – решению задачи. Взяв листок с номером задачи со стола № 2, он садится за свободное место во втором ряду, открывает сборник задач, находит и решает задачу. Затем подходит к столу № 2, показывает решение задачи членам комиссии и комментирует её. Получив оценку в зачётную карточку, он кладёт её на стол № 3 и выходит из кабинета. Члены приёмной комиссии выставляют ему оценку за физический диктант и итоговую оценку.
Учащиеся 2-й и 3-й групп поступают аналогично.
Итоговые оценки и анализ результатов объявляются на следующем уроке, тогда же раздаются зачётные карточки с оценками. Количество хороших и отличных оценок достигает при проведении смотра знаний 90%, и лишь в единичных случаях это заканчивается получением двойки.
Зачётная карточка учащегося
Предложенные технологии обучения физике разработаны нами давно, прошли проверку временем, опираются на труды известных в стране педагогов-новаторов. Мы надеемся, что они заинтересуют вас и будут использованы. Известно, что посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
Успехов вам в нелёгком труде и побольше вдохновлённых учеников!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Теоретические вопросы
1. Тепловые явления. Молекулярно-кинетическая теория. Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование.
2. Размеры молекул (оценка).
3. Число молекул (оценка).
4. Масса молекул (оценка).
5. Величина, характеризующие молекулы: относительная молекулярная масса, количество вещества, молярная масса. Формула для расчёта этих величин.
6. Броуновское движение. Особенности броуновского движения.
7. Строение газов.
8. Строение жидкостей.
9. Строение твёрдых тел.
10. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории.
11. Среднее значение квадрата скорости молекул.
12. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории (без вывода). Его анализ. Следствия.
13. Макроскопические параметры. Температура – важнейший макроскопический параметр.
14. Газы в состоянии теплового равновесия.
15. Абсолютная шкала температур.
16. Связь абсолютной температуры с температурой по шкале Цельсия.
17. Связь средней кинетической энергии хаотического движения молекул с абсолютной температурой.
18. Связь давления с абсолютной температурой.
19. Опыт Штерна.
20. Уравнение состояния идеального газа (вывод).
21. Закон Дальтона.
22. Газовые законы. Изотермический процесс. Закон Бойля–Мариотта.
23. Изобарный процесс. Закон Гей-Люссаля
24. Изохорный процесс. Закон Шарля.
25. Термодинамика. Понятие внутренней энергии в термодинамике.
26. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа.
27. Теплопередача – один из способов изменения внутренней энергии.
28. Работа в термодинамике.
29. Геометрическое истолкование работы в термодинамике.
30. Тепловые двигатели. Виды тепловых двигателей.
31. Принцип действия теплового двигателя.
32. Первый закон термодинамики.
33. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.
34. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задачи по сборнику А.П.Рымкевича для 10–11-го классов (М.: Дрофа, 2002 г.)
№ 454–458, 460–462, 466., 469–474, 476, 477, 479, 481, 482, 484, 486, 493, 495, 497, 501, 504, 505, 507, 516, 517, 519, 527, 531, 536, 624, 629, 631, 632, 637, 646, 651, 657, 669, 672.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Формулы
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Физический диктант
1-й вариант
1. Назовите основные положения молекулярно-кинетической теории. Какие опыты подтверждают второе положение?
2. Какое движение называют броуновским?
3. Запишите основное уравнение молекулярно-кинетической теории и его следствия.
4. Запишите формулу связи давления с абсолютной температурой. Что такое n в этой формуле?
5. Запишите уравнение Менделеева–Клапейрона. Что такое R в этом уравнении?
6. Сформулируйте закон Бойля–Мариотта.
7. Запишите формулу закона Гей-Люссака и изобразите данный процесс в координатах V, Т.
8. Сформулируйте закон Шарля.
9. Что понимают под внутренней энергией в термодинамике?
10. По какой формуле вычисляют работу в термодинамике?
11. Что понимают под тепловым двигателем? Какие виды тепловых двигателей вам известны?
12. Запишите формулу первого закона термодинамики.
2-й вариант
1. По какой формуле вычисляют относительную молекулярную массу. Что такое m0 в этой формуле?
2. Перечислите особенности броуновского движения.
3. Запишите формулу связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул с температурой. В чем её физический смысл?
4. Изобразите схематично установку Штерна для измерения скоростей молекул газа.
5. Что называют газовыми законами?
6. Запишите формулу закона Бойля–Мариотта и изобразите данный процесс в координатах p, V.
7. Сформулируйте закон Гей-Люссака.
8. Запишите формулу закона Шарля и изобразите данный процесс в координатах p, Т.
9. Как вычисляют внутреннюю энергию одноатомного идеального газа?
10. В чём геометрический смысл работы в термодинамике?
11. Изобразите схематично основные элементы теплового двигателя. Как вычислить коэффициент полезного действия теплового двигателя?
12. Сформулируйте первый закон термодинамики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Схема размещения групп и экзаменаторов
Виталий Николаевич Грозный – выпускник Волгоградского ГПИ 1974 г., педагогический стаж 32 года, учитель физики высшей квалификационной категории, трижды Соросовский учитель, отличник народного просвещения, заслуженный учитель России. Его ученики неоднократно побеждали на физических олимпиадах и конкурсах разного уровня, многие поступили в престижные вузы – МФТИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МГУ им. М.В.Ломоносова, академию ФСБ, ВолгГТУ, стали классными специалистами в самых различных областях науки и техники и занимают высокие должности вплоть до директоров крупных предприятий. За годы работы Виталий Николаевич разработал свою методику преподавания, которую приезжают перенимать учителя из других городов. Да и сам Виталий Николаевич много ездит с лекциями и семинарами. Кроме того, он депутат Волжской городской думы. Любит читать хорошие книги, верит в возможности и способности каждого ученика. Женат, взрослая дочь живёт и работает в Москве.