С.М.ПЕТРОВА,
СОШ № 37, г. Волжский, Волгоградская обл.
Влажность воздуха и инфекционные заболевания
План-конспект открытого урока, 8-й класс
Цель урока: формировать понимание опасности инфекционных заболеваний и связь их распространения с влажностью воздуха; ввести понятия влажности воздуха, точки росы и способы определения влажности воздуха с помощью приборов.
Демонстрационное оборудование: психрометр, гигрометр.
Ход урока
1. Организационный этап (1–3 мин)
2. Целеполагание. Активизация учебной деятельности (5–7 мин)
Для понимания темы я зачитываю выдержки из репортажа «Вспышка менингита в Иркутске» Ирины Хорошевой: «...17 детей госпитализированы. По словам заместителя главного санитарного врача города Юрия Лысанова, в областном центре ухудшается ситуация по этому заболеванию. Сегодня иркутский центр Санэпиднадзора издал постановление, по которому со 2 по 4 сентября будут привиты все дети от 3 лет.
Чем вызвана вспышка менингита, объяснить медики пока затрудняются. Как считает Ю.Лысанов, одна из главных причин – аномальное лето: “Очень высокая влажность, жара и потом влажность вместе с дождями. Как раз температура и влажность повлияла на подъём энтеровирусной инфекции”...»
Температура является одним из параметров, способствующим быстрому распространению инфекции, а влажность – средой, благоприятствующей размножению болезнетворных организмов.
Инфекционные болезни составляют большую группу заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами, простейшими. Общим признаком большинства из них является способность передачи возбудителя от заражённого организма здоровому и возможность их массового распространения.
3. Изучение нового материала (18–20 мин)
Дискуссия: взаимодействие человека с микромиром; механизм передачи инфекции; классификация инфекционных болезней. После краткого обсуждения записывается информация: микроорганизмы поражают человека через слизистые оболочки верхних дыхательных путей, через желудочно-кишечный тракт, а также через кожу. В месте проникновения возбудителя формируется воспалительный очаг. Передача инфекции осуществляется воздушно-капельным, контактно-бытовым и (или) трансмиссивным путём. Различают инфекционные заболевания кишечника, дыхательных путей, крови, наружных покровов. Большую роль в их распростаренении играет влажность. Что же это такое?
Фронтальная беседа: Как вы понимаете, что такое влажность? Что такое абсолютная влажность? Что такое относительная влажность? Что такое точка росы? Как можно измерить влажность?
После беседы учащиеся отвечают на вопросы, используя учебник.
Фронтальный эксперимент: учащиеся с помощью психрометра определяют влажность воздуха в классе, на улице.
4. Подведение итогов (5–7 мин)
Учащиеся высказываются по поводу урока. Выставляются оценки.
5. Домашнее задание (3–5 мин)
§ 19 УЧЕБНИК???, экспериментальное задание «Измерение влажности воздуха в квартире с помощью комнатного термометра»; подготовка сообщения на одну из тем: «Виды гигрометров и принцип действия», «Влияние влажности воздуха на кожу человека», «Средства борьбы и меры защиты от инфекционных заболеваний».
Литература
А.В.Пёрышкин. Физика-8: 3-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2001.
Здоровье: Уч.-мет. пособие для учителей 1–11 классов. Под ред. В.Н.Касаткина, П.А.Щеплягиной. – Ярославль: Аверс-Пресс, 2002.
Учебное пособие для подготовки медицинских сестёр. Под ред. А.Г.Сафонова. – М.: Медицина, 1979.
Светлана Михайловна Петрова – учитель физики первой квалификационной категории. Выпускница ВГПУ по специальности «Физика и математика». Педагогический стаж 13 лет. С 2003 г. работает по программе «Здоровье», задачей которой является сохранение физического, психологического и нравственного здоровья учащихся. Эта программа способствует усвоению знаний и побуждает учащихся вести здоровый образ жизни. Вместе с мужем воспитывает двоих сыновей, увлекается цветоводством и вождением автомобиля.