Е.А.СКОБОРА,
школа № 38, г. Волжский, Волгоградская обл.
Тепловые явления
Разработка по технологии В.М.Монахова, 8-й класс
Педагогическая технология В.М.Монахова позволяет чётко зафиксировать в учебном процессе дидактические модули как инвариантную часть учебной работы, включающую в себя цели, диагностику, логическую структуру учебного процесса, дозирование домашнего задания, коррекционные действия, а также целостно выстроить учебный процесс. Она предполвгает работу с тремя объектами: технологической картой (ТК), информационной картой урока (ИКУ) и информационной картой развития учащихся (ИКРУ). Системность, заложенная в самом технологическом подходе, определяет взаимосвязь процедур проектирования объектов педагогической технологии. Покажем это на примере темы «Тепловые явления».
Исходя из тематического планирования формируем в ТК строку «Логическая структура учебного процесса», где указываем число уроков, отводимых на изучение данной темы. Затем ставим микроцели, достижение которых гарантированно приведёт к усвоению темы в целом. На достижение каждой микроцели отводим ряд уроков, после которых проводим диагностику (кратковременную самостоятельную работу). Урок, на котором будет проводиться диагностика, помечаем в строке «Логическая структура». Диагностика состоит из четырёх заданий: два – на уровне образовательного стандарта и два – на повышенном уровне (№ 3 – на «хорошо», № 4 – на «отлично»). Подробный вариант диагностик помещаем в графе «Диагностика». В строке «Дозирование домашнего задания» указываем номера, которые необходимо решить для успешной подготовки к диагностике. В графе «Коррекция» указываем традиционные затруднения учащихся. В процессе обучения ТК должна быть у каждого учащегося. Это позволяет и ученикам, и их родителям не теряться во время учебного процесса, точно знать цели работы и задания, ожидающие на диагностике. Каждый учащийся вправе сам решать, какой объём работы ему необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку. Весь процесс обучения открыт для учеников и их родителей, что повышает комфортность обучающихся на уроке.
Следующий компонент технологии – ИКУ, альтернатива поурочному планированию. Информационная карта урока – проектирование преподавания учебной темы. Она включает в себя:
– содержание учебно-педагогической деятельности (учитель помещает текст учебника в первом приближении). Здесь решается, ЧТО преподавать;
– методический инструментарий (комментарии учителя к учебным заданиям). Здесь определяется, как будет преподнесено содержание обучения;
– рефлексия – «результат взаимодействия». Несёт на себе сразу несколько функций: оценочную (анализ прошедшего урока) и прогностическую (возможность коррекции отведённого на данную тему числа уроков).
Внутри ИКУ необходимо соблюдать нормы основных видов учебно-педагогической деятельности в рамках возрастных групп, психолого-педагогические и физиолого-гигиенические нормативы. Таким образом, ИКУ позволяет осмыслить все стадии проектировочной деятельности, способствует лучшему пониманию особенностей обучения по данной теме, позволяет на уровне урока проявить особенности реализации программ развития.
ИКРУ – это третий элемент, компонентами которого являются ориентиры развития, содержание развития и методический инструментарий учителя. Содержание развития – это ЗУН, которые учитель намеревается развивать у учеников. Методический инструментарий учителя – методы, с помощью которых учитель намеревается развить данные ЗУН. Ориентиры развития – это цели развития, помогающие определить верное направление движения в развитии у ученика необходимых качеств. Формирование программ развития является инновационной профессиональной деятельностью учителя.
Елена Алексеевна Скобора – выпускница ВПГУ (диплом с отличием), учитель физики первой квалификационной категории, педагогический стаж 10 лет. Вместе с мужем воспитывает сына. С 1998 г. работает по технологии В.М.Монахова. Участвовала в городских, областных и региональных конференциях по этой технологии.
____________________
См. также статью Т.Д.Кузьминой, Л.Л.Костиковой «Развитие креативных возможностей учащихся», № 20/06. – Ред.