О.М.ЗАБОРЬЕВА,
школа № 30, г. Волжский, Волгоградская обл.
«Полёт бутылки»
Традиционный школьный конкурс
«Сентябрь. Самое начало учебного года. На улице жара, светит яркое солнце, заливая все уголки небольшого городка. Суббота – день недели, который большинство проводит дома, в семье или на даче. Но есть и те, которым не до отдыха. Они идут выполнять задание, к которому готовились всё лето. С первого взгляда можно подумать, что они идут в поход (бутылки в руках, сумки за плечами)... Ну, вот и пришли! Впереди видна степь с обгоревшей на солнце травой, позади – оставленный город. Ребята разбиваются по группам и начинают работу. Достают насос, в бутылку вставляют пробку, а пробку – иглу того самого насоса, и самые сильные начинают качать: раз, два, три... двадцать... Ох! Бутылка вырывается и летит вверх, в сторону, попадает в кого-то. А иногда пробка вылетает, и находящаяся внутри вода выливается на того, кто качал, и его соседей. Это продолжается до тех пор, пока не кончится вода. Тогда выбирается самый удачливый и изобретательный.
Проигравших нет, но есть победитель. Все счастливы, и всем хорошо! Мокрые, но с хорошим настроением, они возвращаются домой».
Примерно так всё и происходит, как описала Алексеева Ольга, ученица 10-А класса, при проведении школьного традиционного конкурса «Полёт бутылки» в начале сентября.
Напутствия будущим десятиклассникам 1. Выбирай или маленькую, или очень большую бутылку. 2. Заполни бутылку не более чем на 1/3 водой. 3. Используй очень плотно прилегающую пробку, лучше из-под вина (можно обмотать лейкопластырем). 4. Найди мощный насос. 5. Делай пробку длиннее, чтобы при запуске за неё было удобнее держаться. 6. Запускай в тёплую погоду, не забудь полотенце и сменную одежду. Инструкция по запуску бутылки 1. В бутылку наливают некоторое количество воды, затыкают пробкой, пробку протыкают иглой насоса и накачивают туда воздух, держа бутылку горлышком вниз. 2. Давление воздуха в бутылке возрастает. Когда накачивать воздух становится совсем тяжело, пробку вытаскивают – и бутылка летит вверх. |
Если вы хотите, чтобы ваши ученики не формально знали такие темы, как «Импульс, закон сохранения импульса тела», «Гидростатика», «Движение тела под действием силы тяжести: скорость, направленная под углом к горизонту»; если хотите убедить ребят, что физика – это наука экспериментальная, а экспериментальная физика – это увлекательная наука; если хотите получить интересное, красивое зрелище и кучу положительных эмоций, то дайте на лето домашнее задание: при помощи насоса, пробки, иглы запустить пластмассовую бутылку в воздух. В каждом классе всегда найдутся ребята, у которых «золотые руки» и «светлая голова», которые смогут описать принцип действия летающих бутылок и определить опытным путём, от чего зависит дальность полёта. После запуска ребята традиционно делятся впечатлениями, вырабатывают напутствия будущим десятиклассникам и инструкцию по запуску бутылки.
Делимся впечатлениями:
Иванова Даша: «Огромный восторг от первого удачного запуска».
Фролов Евгений: «Хотелось бы побольше таких интересных и познавательных занятий».
Бутяев Александр: «Когда вода выходит под давлением воздуха, это похоже на настоящую ракету... Ломались насосы, терялись пробки, ни один участник не обошёлся без водных процедур, но бутылки взлетали... Это потрясающе, наш „колокольчик” был вне конкуренции и взлетел выше всех...»
Антонов Алексей: «Познавать физику на опытах гораздо легче и интересней. Проводить такие конкурсы надо почаще».
Бондаренко Дмитрий: «При запуске бутылки возникает ощущение полёта, будто сам летишь».
- Горбачёв Сергей: «Бутылку должен запустить каждый 9–10-классник, чтобы почувствовать себя первооткрывателем».
Ольга Михайловна Заборьева – учитель физики высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, полный Соросовский учитель, лауреат Президентской Премии.