Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2007

Март 2007

2 марта. 145 лет со дня рождения русского физика, основоположника отечественной сейсмологии, Бориса Борисовича Голицына. Основные работы в области метеорологии и сейсмологии (последняя благодаря Голицыну превратилась в точную научную дисциплину). Решил задачу определения очага землетрясения по данным одной сейсмической станции, сконструировал первый электродинамический сейсмограф и разработал его теорию, создал много других сейсмических приборов, решил вопрос о скорости распространения сейсмических волн на различных глубинах Земли. Сейсмографами Голицына были оборудованы все русские и большинство зарубежных сейсмических станций. Исследования посвящены также оптике, молекулярной физике и спектроскопии. Первым ввёл (1893) понятие температуры теплового излучения, экспериментально проверил эффект Доплера для света, изучал критическое состояние вещества, осуществил ряд спектроскопических исследований.

4 марта. 100 лет со дня рождения советского физика Владимира Иосифовича Векслера. Научные работы в области физики и техники ускорителей, физики высоких энергий, ядерной физики, физики космических лучей. Первые исследования были связаны с космическими лучами и проводились в горах – на Эльбрусе и Памире: изучались ядерные процессы, вызванные частицами высоких энергий космического излучения. В результате был обнаружен новый тип ливней, названных позднее электронно-ядерными. Независимо от Э.Макмиллана открыл (1944) важный для дальнейшего развития и прогресса ускорительной техники принцип автофазировки и, исходя из него, предложил ряд новых типов ускорителей. Открытие этого принципа позволило разработать и создать многочисленную «семью» различных типов ускорителей заряженных частиц – фазотронов, синхрофазотронов, синхротронов. С появлением этих машин начался современный этап в развитии ускорительной техники, который привёл к созданию физики высоких энергий. С 1944 г. проектировал и строил новые ускорители. Руководил созданием первого советского синхротрона (1947). Вместе с группой физиков разработал (1948–1950) физические принципы и теорию движения частиц, которые были положены в основу проектирования самого мощного в то время ускорителя протонов – синхрофазотрона на 10 млрд электрон-вольт, вступившего в строй в г. Дубне в 1957 г. На этом синхрофазотроне была открыта (1960) новая элементарная частица – анти-сигма-минус-гиперон, – изучены процессы рождения странных частиц, вызываемые пи-мезонами, процессы упругого рассеяния протонов на протонах, осуществлён большой объём исследований по пионной физике. Выдвинул (1944) идею микротрона. Предложил (1956) принцип когерентного ускорения частиц, рассмотрев ускорение средой, ударное когерентное ускорение и радиационное ускорение плазменных сгустков. Заложил (1956–1957) основы коллективных методов ускорения частиц, был одним из зачинателей ускорения частиц с помощью плазмы (1957).

4 марта. 185 лет тому назад родился французский физик Жюль Антуан Лиссажу. Работы посвящены акустике и оптике. Изучал колебания тонких пластин, распространение волн. Разработал (1855) оптический метод исследования сложения колебаний при помощи так называемых фигур Лиссажу. Изобрёл оптический компаратор (1857), работал над созданием системы оптического телеграфа.

6 марта. 220 лет тому назад родился немецкий физик Йозеф Фраунгофер. Работы относятся к физической и практической оптике. Внёс существенный вклад в исследование дисперсии и создание ахроматических линз. Изготовил достаточно большие и чистые образцы флинтгласа и кронгласа, изобрёл метод точного определения формы линз, оказавший значительное влияние на развитие практической оптики. Изобрёл машину для шлифования ахроматических линз, сконструировал спектрометр, ахроматический микроскоп, окулярный микрометр и гелиометр. Независимо от У.Волластона наблюдал (1814–1815), первым исследовал и объяснил тёмные линии в солнечном спектре (фраунгоферовы линии), используя явление дифракции, измерил их длины волн. Дифракцию изучал в параллельных лучах (дифракция Фраунгофера), сначала от одной щели, а затем от многих. Широко использовал (с 1821 г.) дифракционные решётки для исследования спектров (некоторые даже считают его изобретателем дифракционной решётки).

14 марта. 315 лет тому назад родился голландский физик Питер ван Мушенбрук. Работы посвящены электричеству, теплоте и оптике. В 1745 г. независимо от Э.Клейста изобрёл первый конденсатор – лейденскую банку – и провёл с ней ряд опытов. Первым обратил внимание на физиологическое действие электрического разряда. Осуществил первые экспериментальные исследования теплового расширения твёрдых тел, которое он регистрировал при помощи изобретённого в 1731 г. пирометра; в 1747 г. использовал его как термометр для измерения температуры плавления некоторых металлов. Исследовал избирательное поглощение различных цветов в воздухе, прочность строительных материалов. Дал (1751) таблицы удельных весов многих тел. Автор первого систематического курса физики, а его двухтомное «Введение в натуральную философию», изданное в 1762 г., представляло собой энциклопедию физических знаний того времени.

16 марта. 220 лет со дня рождения немецкого физика Георга Симона Ома. Исследования относятся к электричеству, акустике, оптике, кристаллооптике. Экспериментально открыл (1826) основной закон электрической цепи, связывающий между собой силу тока, напряжение и сопротивление (закон Ома). Вывел (1827) его теоретически для участка и полной цепи, ввёл понятия «электродвижущая сила», «падение напряжения» и «проводимость». Выполнил (1830) первые измерения ЭДС источника тока. Высказал мысль о сложном составе звуков. Установил (1843), что ухо воспринимает как простой тон только тот звук, который вызван простым синусоидальным колебанием, все же прочие звуки воспринимаются как основной тон и добавочные – обертоны (акустический закон Ома).

29 марта. 120 лет со дня рождения советского физика-кристаллографа Алексея Васильевича Шубникова. Работы посвящены преимущественно теории симметрии, кристаллофизике, теории роста кристаллов. Оказал значительное влияние на развитие физики твёрдого тела. Открыл (1940) пьезоэлектрические текстуры. Предсказал возможность визуального наблюдения атомов и молекул при прохождении монохроматических лучей через два наложенных друг на друга кристаллических растра, что реализовано в электронной микроскопии. Развил (1951) учение об антисимметрии и вывел 58 точечных кристаллографических групп антисимметрии (шубниковские группы). Под его руководством в стране создана промышленность по производству технически важных кристаллов.

В.Н.БЕЛЮСТОВ,