Н.И.ПРОКУДИНА,
МОУ СОШ № 6, г. Борисоглебск, Воронежская обл.
Расчёт массы и объёма тела по его плотности
План-конспект урока исследовательской работы учащихся. 7-й класс
Цель урока: усвоение новых физических формул и их вывода; формирование экспериментальных навыков; развитие логического мышления; формирование трудолюбия, аккуратности.
Оборудование: диапроектор, диафильм; магнитофон; таблица; комплект лабораторного оборудования на столах учащихся (мензурки – с водой и пустая, – весы с разновесами, латунный цилиндр, чугунный шар, стакан с растительным маслом или водой).
Ход урока
1. Задание на дом: § 22 повторить; § 21 с. 54, задание 5 (упр. 8) – по учебнику: А.В.Пёрышкин. Физика-7. – М.: Дрофа, 2000.
2. Фронтальный опрос, переходящий в поисковую беседу
Что такое объём? Что такое масса? Какие способы определения массы вы знаете? Что называется плотностью? (С помощью диафильма быстро вспоминаем, как надо работать с мензуркой, как определить цену деления прибора, за счёт чего при работе с приборами появляется погрешность.) Что показывает плотность? Что показывает плотность воды? Чему равна масса 2 см3 воды? Чему равна масса 3 см3 воды? Как же определить массу вещества, зная его плотность и объём? Что показывает плотность чугуна? (Она показывает, что 7 г чугуна занимают объём 1 см3.) А какой объём займут 14 г чугуна? Какой объём займут 21 г чугуна? Как же определить объём тела, если известны его плотность и масса?
На доске запись:
Учитель обобщает беседу, ещё раз оперируя со схемой треугольника. Итак:
Как только массу мы разделим на объём,
Так плотность вещества найдём!
А если плотность мы умножим на объём,
То массу вещества найдём.
А чтобы объём найти,
Ты массу вещества на плотность подели!
Чтобы формулы запомнить эти,
Ты треугольник начерти,
Который в миг тебе поможет
Любую формулу найти!
Но это всё теория, друзья,
Лишь опыт есть любой теории судья...
Приступим к опыту.
Вот вам задачи. Покуда музыка звучит, старайтесь их решить. (Поднимается экран, и открываются три задания.)
1. Вычислите массу латунного цилиндра, не пользуясь весами.
2. Вычислите объём чугунного шарика, не пользуясь мензуркой.
Для самых быстрых и умелых ещё одна проблема есть.
3. Что налито у вас в стакане?
Дерзайте! В путь. А если трудно станет, то руку поднимите, и план работы получите.
(Звучит музыка П.И.Чайковского из «Времён года» в течение 15 мин. Дети самостоятельно решают задачи. Проверяют на практике формулы, к которым они пришли путём логических размышлений. Через 15 мин сравнивают полученные результаты. Учитель ещё раз обобщает. Учащиеся сдают тетради на проверку.)