Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2007

Н.И.ПРОКУДИНА,
МОУ СОШ № 6, г. Борисоглебск, Воронежская обл.

Расчёт массы и объёма тела по его плотности

План-конспект урока исследовательской работы учащихся. 7-й класс

 Цель урока: усвоение новых физических формул и их вывода; формирование экспериментальных навыков; развитие логического мышления; формирование трудолюбия, аккуратности.

Оборудование: диапроектор, диафильм; магнитофон; таблица; комплект лабораторного оборудования на столах учащихся (мензурки – с водой и пустая, – весы с разновесами, латунный цилиндр, чугунный шар, стакан с растительным маслом или водой).

Ход урока

1. Задание на дом: § 22 повторить; § 21 с. 54, задание 5 (упр. 8) – по учебнику: А.В.Пёрышкин. Физика-7. – М.: Дрофа, 2000.

2. Фронтальный опрос, переходящий в поисковую беседу

Что такое объём? Что такое масса? Какие способы определения массы вы знаете? Что называется плотностью? (С помощью диафильма быстро вспоминаем, как надо работать с мензуркой, как определить цену деления прибора, за счёт чего при работе с приборами появляется погрешность.) Что показывает плотность? Что показывает плотность воды? Чему равна масса 2 см3 воды? Чему равна масса 3 см3 воды? Как же определить массу вещества, зная его плотность и объём? Что показывает плотность чугуна? (Она показывает, что 7 г чугуна занимают объём 1 см3.) А какой объём займут 14 г чугуна? Какой объём займут 21 г чугуна? Как же определить объём тела, если известны его плотность и масса?

На доске запись:

На доске запись:

Учитель обобщает беседу, ещё раз оперируя со схемой треугольника. Итак:

Как только массу мы разделим на объём,

Так плотность вещества найдём!

А если плотность мы умножим на объём,

То массу вещества найдём.

А чтобы объём найти,

Ты массу вещества на плотность подели!

Чтобы формулы запомнить эти,

Ты треугольник начерти,

Который в миг тебе поможет

Любую формулу найти!

Но это всё теория, друзья,

Лишь опыт есть любой теории судья...

Приступим к опыту.

Вот вам задачи. Покуда музыка звучит, старайтесь их решить. (Поднимается экран, и открываются три задания.)

1. Вычислите массу латунного цилиндра, не пользуясь весами.

2. Вычислите объём чугунного шарика, не пользуясь мензуркой.

Для самых быстрых и умелых ещё одна проблема есть.

3. Что налито у вас в стакане?

Дерзайте! В путь. А если трудно станет, то руку поднимите, и план работы получите.

(Звучит музыка П.И.Чайковского из «Времён года» в течение 15 мин. Дети самостоятельно решают задачи. Проверяют на практике формулы, к которым они пришли путём логических размышлений. Через 15 мин сравнивают полученные результаты. Учитель ещё раз обобщает. Учащиеся сдают тетради на проверку.)