М.Ю.ДЕМИДОВА (МИОО)
demidovaktv1@yandex.ru,
Г.Г.НИКИФОРОВ (ИОСО РАО) nikiforow@telecont.ru,
г. Москва
Особенности ЕГЭ по физике в 2007 г.
Модель экзамена в форме ЕГЭ
(Выдержки из методического письма «О преподавании физики в средней школе с учётом результатов единого государственного экзамена 2006 г.».)
Цель введения единого государственного экзамена по физике – оценить подготовку выпускников 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений с целью государственной (итоговой) аттестации и отбора выпускников для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения. ЕГЭ по физике проводится с 2001 г., при этом постоянно увеличивается количество тестируемых и число регионов, включающихся в эту форму. Широкое использование КИМ ЕГЭ позволяет говорить о возможности объективной оценки подготовленности выпускников и абитуриентов по школьному курсу физики, а также необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию методики преподавания предмета с учётом результатов экзамена.
КИМы для проведения ЕГЭ по физике представляют собой письменную работу, в которой используются задания, различающиеся как по форме, так и по уровню сложности. Кодификатор элементов содержания по физике и спецификация экзаменационной работы составляются на основе следующих документов:
– Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по физике (приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56);
– Обязательный минимум содержания основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236);
– Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).
В 2006 г. в кодификатор ЕГЭ были включены только те элементы содержания, которые представлены как в Обязательном минимуме, так и в новом Стандарте. При подготовке материалов единого экзамена 2007 г. используется кодификатор прошлого года без изменений.
В КИМы ЕГЭ включаются задания по всем основным содержательным разделам курса физики:
– «Механика» (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны);
– «Молекулярная физика. Термодинамика»;
– «Электродинамика» и «Основы специальной теории относительности» (электростатика, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, элементы СТО);
– «Квантовая физика» (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра).
Общее количество заданий в варианте по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе физики.
В экзаменационной работе представлены задания трёх типов (с выбором одного верного ответа из четырёх имеющихся в задании; с кратким ответом, который необходимо записать в виде числа; с развёрнутым ответом, когда необходимо представить полное решение задачи) и трёх уровней сложности (базового, повышенного и высокого). Задания базового уровня контролируют, как правило, знание основных физических явлений, величин или законов на репродуктивном уровне или применение знаний в знакомых ситуациях. Повышенному уровню сложности соответствуют задания, направленные на проверку умений использовать различные физические понятия и законы для анализа достаточно сложных процессов или решать типовые расчётные задачи на применение одной-двух формул. Задания высокого уровня сложности проверяют умение использовать законы и теории физики в изменённой или новой ситуации при решении расчётных задач, в том числе сочетающих материал из разных разделов курса физики.
При разработке содержания экзаменационной работы учитывается необходимость контроля не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но, в равной мере, проверки овладения учащимися основными умениями:
– понимать физический смысл моделей, понятий, величин;
– объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявление явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни;
– применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне;
– применять законы физики для анализа процессов на расчётном уровне;
– анализировать результаты экспериментальных исследований;
– решать задачи различного уровня сложности.
Экзаменационный вариант по физике составляется таким образом, чтобы в заданиях были использованы различные способы представления информации: графики, таблицы, схемы, схематичные рисунки, фотографии реальных экспериментов.
В 2007 г. в целом сохранена структура КИМ предыдущего года: 30 заданий с выбором ответа, 4 задания с кратким ответом, 6 заданий с развёрнутым ответом. Внесены два изменения. Первое состоит в перераспределении заданий в первой части работы по тематическому признаку. Независимо от уровня сложности сначала будут следовать все задания по механике (А1–А9: 7 заданий базового уровня и 2 задания повышенного), затем по МКТ и термодинамике (А10–А15: 5 заданий базового уровня и 1 – повышенного), электродинамике (А16–А24: 7 – базового уровня, 2 – повышенного) и, наконец, по квантовой физике (А25–А29: 4 – базового уровня, 1 – повышенного). Второе изменение – целенаправленное введение заданий, проверяющих сформированность методологических умений. В 2007 г. задания А30 будут проверять следующие умения:
– анализировать результаты экспериментальных исследований, выраженных в виде таблицы или графика,
– строить графики по результатам эксперимента.
В каждой серии вариантов эти задания будут проверять одно из перечисленных выше умений, но относиться к разным разделам курса физики.
Все задания первой и второй частей экзаменационной работы оцениваются в 1 первичный балл. Максимальная оценка за любое задание с развёрнутым ответом составляет 3 балла. Задача считается решённой, если учащийся набрал за неё не менее 2 баллов. Решения задач третьей части (С1–С6) оцениваются двумя экспертами в соответствии с обобщёнными критериями и с учётом правильности и полноты ответа.
Полученные по результатам выполнения теста первичные баллы пересчитываются в тестовые баллы по 100-балльной шкале, которые фиксируются в сертификате для поступления в вузы, а также в отметку по 5-балльной шкале, которая используется для итоговой аттестации выпускников за курс средней школы.
Для проведения ЕГЭ-2007 разрабатываются 40 вариантов (5 серий по 8 параллельных вариантов по единой спецификации). В разных сериях задания, стоящие на одинаковых местах, будут отличаться друг от друга кодами проверяемых элементов содержания, а также умениями, которые необходимо продемонстрировать при выполнении данных заданий. Параллельность серий вариантов по различным планам обеспечивается как общим балансом проверяемых умений, так и одинаковым уровнем сложности всех вариантов в целом.
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по физике 2007 г.
Анализ результатов ЕГЭ-2006 продемонстрировал определённые недочёты в усвоении выпускниками отдельных элементов различных тем школьного курса физики. Ниже для каждого из разделов перечислены элементы, вызвавшие трудности у большинства учащихся. На эти элементы необходимо обратить внимание при изучении соответствующих тем.
Механика:
– построение графика зависимости проекции ускорения от времени по графику зависимости проекции скорости от времени для случая торможения;
– расчёт времени, максимальной высоты подъёма или начальной скорости для тел, брошенных вертикально вверх;
– сонаправленность векторов ускорения и равнодействующей силы;
– первый закон Ньютона (равенство нулю равнодействующей силы при равномерном прямолинейном движении тела);
– независимость силы трения от площади опоры;
– определение веса тела в движущемся с ускорением лифте;
– применение условия равновесия рычага;
– определение момента силы;
– равновесие разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
– определение КПД наклонной плоскости;
– применение законов сохранения импульса и энергии к частично неупругому удару;
– решение задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту.
МКТ и термодинамика:
– особенности протекания диффузии и броуновского движения и их теоретическое объяснение;
– определение вида изопроцесса по его описанию;
– изменение параметров газа при изменении температуры в различных процессах;
– основные свойства насыщенного и ненасыщенного паров;
– определение направления теплопередачи;
– решение задач на относительную влажность воздуха;
– решение задач на применение первого закона термодинамики к изопроцессам.
Электродинамика:
– проводники в электростатическом поле (напряжённость и потенциал);
– носители заряда при протекании тока в различных средах;
– определение направления силы Лоренца, силы Ампера;
– знание основных свойств электромагнитных волн и условий их излучения;
– узнавание оптических явлений (интерференция, дифракция), знание условий их наблюдения;
– электромагнитная индукция;
– решение задач на закон преломления света и формулу линзы.
Квантовая физика:
– определение энергии покоя;
– закон радиоактивного распада (чтение графика, определение по графику периода полураспада);
– определение энергетического выхода ядерной реакции.
В процессе преподавания курса физики и при проведении тематического контроля знаний рекомендуется шире использовать тестовые задания, направленные на проверку всех содержательных особенностей изучаемого элемента знаний. В частности, следует обращать особое внимание на задания, направленные на проверку понимания смысла понятий, физических величин и законов, причинно-следственных связей между физическими величинами, графических интерпретаций этих зависимостей, условий протекания различных опытов и явлений, а также их проявления в природе и применения в технических устройствах.
Внимательный анализ показывает, что имеется целый ряд внутрипредметных ресурсов, позволяющих в значительной степени повысить эффективность методики преподавания физики. Изучение физики в 10–11-м классах целесообразно строить с учётом того, что курс основной школы является замкнутым и, следовательно, её выпускники имеют представление о большом числе понятий, физических величин и законов, изучаемых на старшей ступени.
В качестве примера можно привести тему «Законы постоянного тока». Ученики уже изучали закон Ома для однородного участка электрической цепи, закономерности последовательного и параллельного соединений проводников. Следовательно, изучение закона Ома для полной цепи целесообразно перенести со второй половины темы (как это рекомендуется при стандартном планировании) на первую половину, высвободив тем самым время на решение задач и освоение материала на более высоком уровне.
Второе направление совершенствования методики преподавания связано с включением учеников в процесс тематического планирования и открытостью тематических требований к усвоению знаний, которые должны сопровождаться соответствующими контрольно-измерительными материалами. Уже в самом начале изучения учащимся должны быть представлены выборки из требований стандарта, относящиеся к изучаемой теме, а также демонстрационные версии всех самостоятельных работ и итоговой работы по теме.
Как уже было сказано, задание А30 будет направлено на проверку некоторых методологических умений, формируемых в курсе физики. Ниже приведены примеры заданий, проверяющих выбранные для контроля умения.
Анализ результатов экспериментальных исследований, выраженных в виде таблицы или графика.
Пример 1. С некоторой высоты в глубокий сосуд с водой упал пластмассовый шарик. Результаты измерений глубины h погружения шарика в воду в разные моменты времени приведены в таблице.
t, c 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
h, cм | 0 | 8 | 14 | 16 | 15 | 11 |
На основании этих данных можно утверждать:
А) шарик плавно опускается ко дну в течение всего времени наблюдения;
Б) скорость шарика первые 3 с возрастает, а затем уменьшается;
В) скорость шарика в течение всего времени наблюдения постоянно уменьшается;
Г) шарик погружается приблизительно на 16 см, а затем всплывает.
Пример 2. Исследовалась зависимость силы F взаимодействия двух электрически заряженных протяжённых тел от расстояния R между ними. Погрешности измерения величин F и R соответственно равны 5 мН и 0,5 см. Результаты измерений (без учёта по-грешностей) представлены на графике. На основании полученных данных можно утверждать, что
А) сила электрического взаимодействия данных тел обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними;
Б) сила электрического взаимодействия данных тел прямо пропорциональна расстоянию между ними;
В) исследование не выявило зависимости силы электрического взаимодействия данных тел от расстояния между ними;
Г) исследование выявило минимальное (при R = 20 см) и максимальное (при R = 60 см) значения силы взаимодействия данных тел.
Построение графиков по результатам эксперимента.
Пример 3. В лаборатории исследовалась зависимость напряжения на обкладках конденсатора от заряда этого конденсатора. Результаты измерений представлены в таблице.
q, мкКл | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
U, кВ | 0,5 | 1,5 | 3,0 | 3,5 | 3,8 |
Погрешности измерений величин q и U равнялись соответственно 0,05 мкКл и 0,25 кВ. Какой из графиков приведён правильно с учётом всех результатов измерения и погрешностей этих измерений?
Пример 4. При исследовании зависимости растяжения жгута от приложенной силы были получены экспериментальные результаты, показанные на графике. Погрешности измерения силы и удлинения равнялись соответственно 0,1 Н и 0,25 см. Чему равна жёсткость жгута?
А) 1 Н/м; Б) 5 Н/м;
В) 500 Н/м; Г) 200 Н/м.
Определение (на примерах) границ применимости физических законов и теорий.
Пример 5. Исследовалась зависимость плотности газа в сосуде от его давления р при постоянной температуре. На рисунке показан график, построенный по результатам измерений этих величин. На основании этого графика можно сделать следующий вывод:
А) в данном опыте использовался кислород;
Б) в данном опыте использовался гелий;
В) газ можно считать идеальным до значения р 25 •105 Па;
Г) при p 25 • 105 Па герметичность сосуда нарушилась.
Приведённые выше примеры полностью исчерпывают все типы заданий, включаемых в различные серии вариантов ЕГЭ-2007. Следует отметить, что подобные задания довольно редко встречаются в учебных пособиях и дидактических материалах, поэтому на понимание учащимися этих вопросов необходимо обратить особое внимание.
При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ необходимо помнить, что успех выполнения теста зависит не только от прочности и глубины знаний по физике, но и от психологических аспектов подготовки к этому итоговому испытанию. Можно порекомендовать обратить внимание на следующие моменты.
Необходимо предоставить учащимся возможность неоднократно выполнить тесты в форме ЕГЭ с записью результатов в аналогичные требуемым бланки ответов. Школьники должны научиться, например, решать на черновике задачи части В, не тратя время на лишние записи. В этом случае на экзамене выпускники не будут тратить время на чтение инструкций или допускать ошибки при перенесении ответов в бланки.
ЕГЭ рассчитан на выполнение в течение 3,5 ч. Очень важно научиться правильно распределять время. Желательно сначала выполнить все те задания, которые для данного тестируемого являются лёгкими, а трудные задания пропустить. В оставшееся время можно к ним вернуться, а в конце обязательно оставить время на быструю проверку правильности записи ответов в бланки.
При выполнении заданий с выбором ответа необходимо внимательно дочитывать до конца не только текст самого задания, но и все ответы к нему. При невнимательном чтении можно попасться в ловушку знакомой по первым словам формулировки задания или, например, указать частично верный ответ вместо стоящего за ним полностью верного ответа.
Учащиеся должны чётко понимать свои возможности и помнить, что при выполнении теста ЕГЭ для получения хорошей или отличной оценки необязательно выполнять все задания, однако надо представлять себе оптимальный набор заданий из всех частей работы, который приведёт к запланированному результату.
При планировании подготовки к экзаменам следует обратить внимание на обобщённый план экзаменационной работы, представленный в спецификации, определить соотношение вопросов по различным разделам школьного курса физики и в соответствии с этим распределить отведённое на повторение время.
Для каждой из тем целесообразно выделить следующие этапы:
– повторение теоретического материала и тренировка в выполнении тестовых заданий;
– самостоятельное выполнение теста из заданий с выбором ответа по каждой из выделенных подтем;
– решение типовых задач;
– тренировочная контрольная работа по решению задач и оформление ответов с учётом требований ЕГЭ;
– обобщающее повторение всей темы с разбором основных ошибок;
– самостоятельное выполнение тренировочного тематического теста в формате ЕГЭ.
Не стоит забывать и о тех вопросах курса физики основной школы, которые являются частью тематических разделов курса средней школы, но, как правило, не повторяются в учебно-методических материалах для старших классов. В начале изучения каждой из тем в 10–11-м классах необходимо чётко выявлять степень усвоения тех опорных знаний по данной теме, которые должны были быть усвоены в основной школе. Оптимальным для этого является проведение стартового контроля, по результатам которого в каждом конкретном классе корректируется план изучения темы и ликвидируются, если это необходимо, пробелы, связанные с материалом курса физики основной школы. В рамках обобщающего повторения в конце 11-го класса рекомендуется предусмотреть повторение следующих элементов из курса основной школы: давление твёрдых тел, гидростатическое давление, сила Архимеда и плавание тел, простые механизмы.
В текущем учебном году запланирован ряд тренировочных тестирований, которые проводятся по материалам, подготовленным федеральной предметной комиссией в формате ЕГЭ и с учётом материала тех тем, которые пройдены на момент тестирования в 11-м классе. Такие тесты будут хорошей тренировкой учащихся.
При разработке дидактических материалов для тематических контрольных работ можно использовать материалы открытых вариантов ЕГЭ прошлых лет, опубликованные в открытом сегменте ЕГЭ на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru) либо опубликованные различными издательствами и имеющие гриф ФИПИ.
Особенности подготовки экспертов региональных предметных комиссий
По принятым критериям оценивания заданий с развёрнутым ответом полное правильное решение задачи должно содержать следующие элементы:
1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;
2) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).
Проверка выполнения заданий с развернутым ответом проводится региональными предметными комиссиями по обобщённым критериям оценки. В системе оценивания по возможности учтены наиболее типичные ошибки или недочёты, допускаемые учащимися, и определено их влияние на оценивание. Для каждого задания в качестве справки и для контроля правильности требуемого ответа приводится авторский способ решения. Однако предлагаемый разработчиками КИМов способ (метод) решения не является определяющим для построения шкалы оценивания работ учащихся.
В некоторых случаях в обобщённую систему оценивания включаются дополнительные требования. Так, в КИМах 2006 г. встречался ряд задач (например, по геометрической оптике), при решении которых обязательно наличие рисунка. В этом случае отсутствие рисунка в работе учащегося приводило к снижению оценки на один балл. Оценивание задач, в условиях которых приводились фотографии реальных экспериментов, учитывало необходимость правильной записи показаний приборов. Если показания приборов в работе экзаменующегося были записаны неверно, и отклонение превышало цену деления прибора, то эксперт имел право снизить оценку на 1 балл.
С другой стороны, в материалах для подготовки экспертов региональных предметных комиссий дополнительно оговариваются недочёты, которые не влияют на оценивание. Например, если в ответе учащегося записаны законы или формулы, которые затем не используются в ходе решения, то ошибки в записях этих законов не являются основанием для снижения оценки.
Трёхбалльная система оценивания заданий с развёрнутым ответом накладывает серьёзные обязательства на экспертов региональных предметных комиссий. В 2006 г. назначение третьего эксперта осуществлялось при расхождении в оценке более чем в 2 балла, что реально встречалось редко. Такой разброс возможен лишь в том случае, если один эксперт оценивал решение задачи как абсолютно правильное, а второй – как совершенно неверное.
Однако, как показывает выборочный анализ проверки работ экспертами, случаи больших расхождений встречались, например, при условии представления учащимися альтернативных решений. По существующим правилам, если учащийся представил альтернативное решение какой-либо задачи, то эксперт должен определить возможность решения данной задачи тем способом, который выбрал учащийся, и оценить полноту и правильность этого решения на основании критериев (внося коррективы в список основных законов/формул).
В этих случаях крайне важна квалификация и добросовестность эксперта, умение разобраться подчас в достаточно оригинальных решениях учащихся. Здесь встречались следующие ситуации:
– Задача решена альтернативным способом полностью верно. Первый эксперт оценивал выполнение задания в 3 балла, а второй, посчитав решение неверным, выставлял 0 баллов или оценивал лишь наличие основных формул и ставил 1 балл.
– Задача решена альтернативным способом и допущена арифметическая ошибка (или другой недочёт). Первый эксперт завышал оценку (ставил 3 балла вместо положенных по критериям 2 баллов), а второй, не разобравшись в решении, выставлял 0 или 1 балл.
В таких случаях выпускники, уверенные в правильности собственных решений, подавали апелляции в региональные комиссии.
В настоящее время программа подготовки региональных предметных комиссий включает в себя освоение системы оценивания заданий с развёрнутым ответом, выполнение тренировочных работ и зачётной работы по оцениванию ответов учащихся в ЕГЭ предыдущего года. Для совершенствования системы отбора и подготовки экспертов руководителям региональных предметных комиссий рекомендуется включать в программу подготовки экспертов содержательную работу по решению задач высокого уровня сложности; использовать имеющиеся в их распоряжении работы учащихся предыдущих лет для более полного ознакомления экспертов с альтернативными способами решения задач или различными способами представления этих решений.
Некоторые итоги педагогического эксперимента по разработке технологии проверки экспериментальных умений
На необходимость формирования экспериментальных умений в школьном курсе физики указано в нормативных документах Минобрнауки РФ (Федеральный компонент государственного стандарта общего (среднего) образования по физике, методическое письмо «О преподавании учебного предмета „Физика” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»). В КИМах ЕГЭ по физике уже в течение трёх лет используются задания по фотографиям реальных опытов и наблюдений. Однако такой подход не решает проблемы проверки экспериментальных умений, поскольку в этом случае есть возможность контроля лишь теоретического компонента по данному блоку требований стандарта.
Отсутствие проверки экспериментальных заданий при итоговой аттестации имеет ряд негативных последствий. Например, формирует у учителей и учащихся отношение к учебному эксперименту как к малозначительному и необязательному виду деятельности. Такое отношение усугубляется также тем, что при поступлении в вузы по стандартным процедурам никогда не проверялись и сейчас не проверяются экспериментальные умения. Поэтому крайне актуальной является разработка технологии, позволяющей объективно и надёжно осуществлять массовую проверку экспериментальных умений выпускников при работе с реальным лабораторным оборудованием.
Федеральный институт педагогических измерений совместно с комитетом по образованию Администрации Раменского района Московской области проводит в течение четырёх лет в Раменском районе педагогический эксперимент по разработке технологии проверки экспериментальных умений, рассматривая материально-технические и научно-методические аспекты проблемы. В настоящее время апробируется технология проверки экспериментальных умений в рамках специально организованной процедуры на базе муниципальных диагностических центров (МДЦ). Такие центры создаются на базе опорных школ в рамках сетевой организации профильного обучения. В ходе эксперимента разработаны три модели МДЦ для различных типов населённых пунктов (город, посёлок городского типа, село). Предусматривается круглогодичная работа МДЦ в консультационном режиме. Проверка уровня сформированности экспериментальных умений проводится в апреле муниципальными предметными комиссиями, которые создаются муниципальными органами образования по согласованию с региональными Минобразования и являются частью региональной предметной комиссии.
В рамках научно-методического обеспечения эксперимента разработаны типология заданий, методика проведения экспериментальных работ и подходы к экспертной оценке экспериментальных умений, а также создан и апробирован специальный набор тематических комплектов лабораторного оборудования «ЕГЭ-лаборатория» (комплекты созданы подмосковным филиалом РНПО «Росучприбор» на базе оборудования, включённого в Федеральный перечень оборудования кабинета физики).
Комплект «ЕГЭ-лаборатория» состоит из четырёх наборов: по механике, молекулярной физике и термодинамике, электродинамике, оптике. При разработке комплекта учтены специфика проведения процедуры проверки, особенности проверки выполнения заданий, специальные требования к надёжности оборудования. Наборы, входящие в «ЕГЭ-лабораторию», позволяют предметной комиссии конструировать большое количество экспериментальных заданий разного уровня сложности (базовый, повышенный, высокий) и проверять уровень овладения выпускниками различными видами деятельности.
Типология экспериментальных заданий включает четыре основных вида, проверяющих умения:
– измерять физические величины, параметры установок, физические постоянные (например, мгновенную скорость, внутреннее сопротивление источника тока, длину световой волны и т.д.);
– проводить исследования эмпирических закономерностей (например, зависимости периода колебания груза, подвешенного на пружине, от массы груза и жёсткости пружины; зависимости смещения светового пучка в плоскопараллельной пластине от угла падения т.д.);
– определять статус предложенных гипотез (например, при увеличении угла наклона плоскости к горизонту в n раз сила, необходимая для равномерного подъёма по ней каретки, увеличивается в n раз; угол преломления прямо пропорционален углу падения и т.д.);
– решать экспериментальные задачи (например, сравнивать результаты прямого и косвенного измерений ЭДС источника тока; рассчитывать фокусное расстояние двух плотно сложенных линз и сравнивать результаты с результатами опытов и т.д.).
Для каждого типа заданий разработаны критерии оценивания на основании технологии поэлементного трёхуровневого анализа. По некоторым оценкам, полученным в Раменском эксперименте ФИПИ, качество экспериментальной подготовки учащихся непосредственно влияет на успешность выполнения КИМ, поскольку значительная часть тестовых заданий либо напрямую, либо косвенно опирается на различные лабораторные работы. И хотя проверка экспериментальных умений на реальном оборудовании находится пока в стадии педагогического эксперимента, предметная комиссия настоятельно рекомендует учителям обратить пристальное внимание на качество проведения лабораторных работ, их типологию и формирование перечисленных выше экспериментальных умений. Оптимальным методическим приёмом в данном случае будет обязательное введение экспериментальных заданий в итоговые и тематические контрольные работы.
Более подробно познакомиться с результатами педагогического эксперимента можно на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru. Предложенные в этих материалах образцы новых типов заданий и критерии их оценивания можно использовать при проведении лабораторных работ и практикумов по физике, а также включать в контрольные работы, что будет способствовать формированию всех видов методологических умений, выделенных в разделе стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников».
План экзаменационной работы ЕГЭ-2007
А – задания с выбором ответа, В – с кратким ответом, С – с развёрнутым ответом.
* – Коды проверяемых умений (п. 4 спецификации);
** – уровень сложности: Б – базовый уровень сложности (примерный интервал выполнения 60–90%), П – повышенный (40–60%), В – высокий (менее 40%).
*** – максимальный балл за выполнение задания;
**** – примерное время выполнения задания, мин.
Всего заданий – 40, из них по типу заданий: А – 30, В – 4, С – 6; по уровню сложности: Б – 24, П – 10, В – 6; максимальный первичный балл за работу – 52; общее время выполнения работы – 210 мин.