Л.В.ПИГАЛИЦЫН,
школа № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Мой Авторский класс
Модернизация российской школы идёт по многим направлениям. Одно из них – введение профильного обучения старшеклассников, которое началось с сентября 2006 г. Экспериментальная отработка этого важного новшества продолжается уже несколько лет. Какие именно перемены ждут учеников, родителей и учителей? Как практически будет организована новая система?
Когда-то Ян Амос Каменский провозгласил тезис «учить всех всему». Но мир шагнул вперёд, и стало понятно, что если детей десяти или двенадцати лет можно учить примерно одинаково, то лет с четырнадцати-пятнадцати это становится бессмысленным, поскольку к этому возрасту у подростков, как правило, уже проявляются определённые задатки, складываются планы на будущее. Поэтому учить надо, конечно, всех, но по-разному. А точнее, не всех, а каждого. Вводимая профильная школа и означает дифференциацию обучения в старших классах. Предполагается, что предметы будут делиться на «базовый минимум» и «углублённое изучение». Причём количество некоторых уроков сократится. Освободившееся время ученики смогут потратить на уроки по гуманитарной или технической специализации – какая им больше нравится.
В связи с этим у меня возникают определённые сомнения. Дело в том, что для таких классов с определённой специализацией нужны особые учителя – влюблённые в свой предмет, в своих учеников, находящиеся в непрерывном творческом поиске, владеющие современными педагогическими технологиями, в том числе и компьютерными. Поэтому, с моей точки зрения, такие классы необходимо создавать не только под учеников, но и под конкретного учителя. Иначе у нас получится, «как всегда».
Вот и хотелось бы поделиться своим опытом работы в этом направлении и предложить своеобразную альтернативу будущему профильному классу. У меня идея профильного обучения сформировалась давно. Ещё в далёкие 70-е я с единомышленниками, учителями физики и математики, организовал на общественных началах вечернюю физико-математическую школу, которая ежегодно заканчивалась летним выездным физико-математическим лагерем. Интерес у ребят к физике и математике был в то время огромный – в школе учились около 200 человек, а в физматлагеря ездили до 180. Для нашего небольшого города это очень большие цифры. Заметно вырос олимпиадный рейтинг нашего города на областных олимпиадах.
В 1975 г. в нашей школе официально были созданы физматклассы, которые сейчас назвали бы профильными. Вначале всё было хорошо, но постепенно дух романтики познания стал угасать.
Работа в таких классах мне и моим коллегам постепенно переставала приносить удовлетворение. Не было его в достаточной степени и у моих талантливых учеников. На мой взгляд, это объяснялось элитарным способом формирования классов, в результате чего там оказывалось много случайных детей, далёких от физики и математики, большим количеством учеников в классе (30–36 человек), убогостью учебного оборудования (почти весь физпрактикум мы проводили на самодельном оборудовании). В результате зачастую планку уровня обучения приходилось опускать ниже и ниже. И самое трагичное: многие ребята поняли, что они попали не туда, мучались, получали нервные срывы, но, к сожалению, убедить родителей сменить класс или школу не могли. В связи с этим говорить о серьёзной физико-математической подготовке учащихся нельзя. Нечто подобное наблюдается и сейчас в экспериментальных профильных классах.
Но вот в 80-х гг. подул ветер перемен, всколыхнувший всю педагогическую общественность страны. Появились учителя-новаторы, которые пользовались, пожалуй, не меньшей известностью, чем знаменитые артисты. Это Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили, Евгений Ильин, Софья Лысенкова, Лена и Борис Никитины и т.д. Они действительно творили педагогические чудеса. Им предоставлялся телевизионный концертный зал в Останкино, и они знакомили в прямом эфире всю страну со своим педагогическим творчеством. Выражаясь современным языком, это были увлекательные педагогические телешоу. Интересное было время. Стали появляться так называемые авторские школы – М.Щетинина, В.Караковского, А.Тубельского.
Я тоже попал в этот педагогический водоворот и после долгих раздумий решил создать физико-математическую авторскую школу. Но мне, вероятно, или не повезло, или я был недостаточно авторитарен. Да, как ни покажется странным, создание авторской школы включает и элементы авторитарности, о чём неоднократно писал М.Щетинин. И вот я – директор авторской школы. Школу мне дали обычную, сказав, что я своим авторитетом и идеями соблазню весь коллектив работать в моей авторской школе. Но получилось иначе. Такого отчаянного сопротивления со стороны учителей я никогда не встречал. Вскоре я понял, что эту махину мне не свернуть. Быть просто директором желания не было. Доработав год, я ушёл работать учителем в свою родную школу № 2.
Однако дух новаторства не покинул меня. Тем более, что новую волну в педагогике сотрудничества стали поднимать С.Соловейчик, О.Газман, В.Матвеев, главный редактор «Учительской газеты», и др. Начался процесс объединения творчески работающих учителей. И вершиной этого объединения стал Творческий союз учителей СССР, учредительный съезд которого состоялся в г. Сочи в мае 1989 г. «Творческая страсть творчески работающих учителей – вот что такое наш съезд», – сказал Шалва Амонашвили. Мне посчастливилось участвовать практически во всех съездах и побеседовать со многими учителями-новаторами. А в голове я часто проигрывал причины поражения в создании своей авторской школы. Постепенно я пришёл к выводу, что, во-первых, я был очень самонадеянным, считая, что моя известность в учительской среде нашего города автоматически обеспечит мне успех в этом предприятии, а во-вторых, и это, пожалуй, главное, что у меня не было настоящих единомышленников.
В свое время у С.Соловейчика была идея создать школу единомышленников, собрать всех учителей-новаторов в одной школе, – и он даже почти осуществил свою мечту. Уже и школа была, и квартиры в Москве для математика В.Шаталова из Донецка и литератора Е.Ильина из Ленинграда нашли, но в последний момент почему-то всё разладилось и проект не состоялся.
И по-прежнему все учителя-новаторы работали в рамках обычных школ. Это было очень трудно, потому что они просто не вписывались в нашу школу того времени, да и в школу нашего времени не впишутся. Евгений Сабуров недавно сказал: «Свободы стало больше. Конечно, при хороших отношениях с начальством. Свободы ради чего?»
Я пытался для себя найти какой-нибудь выход из создавшегося положения. И вот помог случай. 1990 год. Идёт очередное заседание Областного творческого союза учителей. Обсуждаем проекты авторских школ, авторские программы, дискутируем, но всё как-то вяло. И вдруг к собравшимся обращается зав. Облоно А.С.Мухин и говорит, что вот у Льва Васильевича (т.е. у меня) есть оригинальная идея. Идеи-то у меня точно не было, но, вместо того чтобы отшутиться, я неожиданно для себя стал говорить о том, что дескать в древности, в садах Ликея бродил УЧИТЕЛЬ в окружении своих учеников и учил их всему тому, что он знал сам. В те времена учителя были энциклопедистами, они знали практически всё. Поэтому могли учить математике, физике, истории, литературе, риторике и т.д. Такими УЧИТЕЛЯМИ, возможно, были Пифагор, Сократ, Аристотель... У каждого УЧИТЕЛЯ была своя маленькая школа, по нашим меркам – класс. Но это был, как я выразился, авторский класс. Вот так я впервые произнёс эти два слова: «Авторский класс», – ещё не представляя, как они повлияют на мою дальнейшую педагогическую судьбу.
А дальше было вот что. Я предложил идею современного гипотетического Авторского класса. Она заключалась в следующем. В связи с тем, что в наше время вряд ли найдётся учитель-энциклопедист, который может на высоком научном уровне преподавать и литературу, и физику, и математику и все остальные предметы, необходимо, чтобы УЧИТЕЛЬ-АВТОР класса вёл блок основных предметов, на которые выделяется несколько больше учебных часов, чем в обычных классах. На остальные предметы УЧИТЕЛЬ-АВТОР подбирает учителей-единомышленников, которые имели бы право корректировать в небольших пределах учебные программы по своим предметам. Естественно, что число часов по «не основным предметам» уменьшается, но, естественно, в разумных пределах. Наполняемость класса должна быть не более 15–16 человек. Ученики набираются по конкурсу. Учебный план класса составляет АВТОР. В классе должен работать психолог. У каждого ученика должен быть компьютер (это в те-то годы!).
Короче говоря, меня понесло. Это был своеобразный полёт фантазии, никак не связанный с реальностью. Но, к моему удивлению, идею на заседании одобрили, более того зав. ОблОНО предложил мне совместно с кафедрой физики Горьковского института усовершенствования учителей разработать подробный проект Авторского класса. Срок дали 2 месяца.
И вот 30 марта 1990 г. на заседании коллегии Горьковского Облоно проект был утверждён, было открыто финансирование, и 1 сентября 1990 г. в нашей школе был открыт Авторский класс с углублённым изучением физики и вычислительной техники. Какова же концепция Авторского класса? Сейчас читателю она будет предложена для ознакомления вместе с вариантом реализации экспериментальной площадки «Авторский класс» в том виде, как они были представлены на коллегию в 1990 г.
Основы концепции и реализации авторского класса
Нашей стране сейчас как никогда нужны активные личности, способные решать творческие задачи в любой отрасли народного хозяйства. Наш же современный выпускник школы или вуза сориентирован лишь на выполнение распоряжений и инструкций, он не может быстро решать задачи на творческом уровне. В связи с этим возникла необходимость перестройки системы образования в стране.
Я принял социальный заказ от общества на развитие творческой личности и для реализации этого заказа создал экспериментальную площадку – Авторский класс, в котором в центре педагогического процесса должен стать ученик, а не программа или учебник.
В идеале каждый ученик имеет право на дружественную ему систему образования, которая включает в себя: индивидуальный подход, психодиагностическую и профориентационную поддержку. Таким образом, будет учиться не абстрактный ученик, а конкретный, с учётом своих психологических и физиологических особенностей, профессиональных интересов и доминирующих качеств личности. При этом личность будет прогнозироваться как социальная единица, чего, к сожалению, нет даже в открывающихся сейчас гимназиях, лицеях и других аналогичных учебных заведениях.
Для этого необходимо пересмотреть и некоторые психолого-педагогические принципы. Так, например, известная психологическая цепочка «мотив – цель – средство – результат» должна быть, во первых, неразрывной, а во вторых, укреплена новыми подходами ко всем её элементам, т.к. необходимо кардинально изменять средства обучения, если мы хотим, чтобы ученик из объекта обучения стал субъектом обучения.
В связи с этим, во-первых, вышеуказанная цепочка должна быть целиком взята учеником для своей деятельности, во-вторых, соотношение между объёмом деятельности ученика и учителя в процессе обучения должно быть больше единицы. Зарубежные психологи считают, что оно равно примерно 3/2, а мой опыт показывает, что на конечном этапе обучения учащихся по таким принципам оно равно 4/1, т.е. я даю ученику 20% учебного материала, а 80% он добывает сам, и это в том случае, когда на начальном этапе обучения это соотношение обратное, т.е. 1/4.
Но для успешной реализации такой учебной деятельности нужны другие формы и средства обучения. Принципиально иные возможности учебного процесса открывают новые информационные технологии на основе суггестопедии, компьютерной и видеотехники. В отличие от традиционных систем обучения, где применяется только логическое информационное усвоение учебного материала, в суггестопедии широко используются неосознанные компоненты высшей нервной деятельности обучаемого. Сочетание суггестопедии с возможностями технических средств и ЭВМ вызвало к жизни новое направление – суггестокибернетический метод интенсификации обучения. Этот метод подразумевает обобщение не только рациональных решений известных методов обучения, но и включает новые факторы, которые принципиально могут содействовать решению проблемных и нетрадиционных задач, создавая качественно новую учебную ситуацию, способствующую активизации познавательной деятельности учащихся.
В нашей школе уже несколько лет ведётся работа в этом направлении, в результате чего выяснилось, что может появиться совершенно новый стиль мышления на основе образующегося при этом гибридного интеллекта. Это усиленный и форсированный с помощью адаптированных программ к ЭВМ вариант совокупного коллектива: учитель–ученик–компьютер.
Компьютер выступает в роли равноправного партнёра, т.к. сущность адаптации программ заключается в автоматическом подключении программы, введённой в компьютер, к управляющей, заранее заложенной в компьютер программе, учитывающей особенности мыслительной деятельности данного ученика. Управляющая программа создаётся на основе данных психолога, работающего в этом классе. В результате может быть достигнут синхронно-резонансный эффект в интеллектуальном взаимодействии учителя, ученика и компьютера, что может дать максимальный результат в обучении.
Это и привело меня к идее создания экспериментального Авторского класса, основной задачей которого является активизация, развитие и совершенствование мыслительной деятельности учащихся как субъектов обучения на основе компьютерной и видеотехники и суггестокибернетики.
Авторский класс – это своеобразная научная школа, созданная учителем. Учитель ведёт в ней целый комплекс предметов, используя в процессе обучения единую идеологию.
Цель: подготовка будущих учёных или инженеров-исследователей с основами нетрадиционного мышления.
Ведущая идея: активизация познавательной деятельности учащихся на основе стимуляции познавательной деятельности за счёт управления состоянием, восприятием и мотивацией с использованием нетрадиционных технологий и средств обучения.
Реалиация: автор сам составляет учебный план и подбирает учителей-предметников, учитывая их психолого-педагогическую совместимость друг с другом, автором и учениками и, конечно, профессионализм.
Для достижения поставленной цели автор должен вести целый блок предметов: физику; вычислительную технику и моделирование физических процессов и явлений на ЭВМ; спецкурс по физическому эксперименту; астрономию. Для усиления гуманизации образования в учебный план включён курс «Мировая культура» и добавлен 1 ч иностранного языка. В будущем вместо курса «Мировая культура» планируется ввести курс «Духовное развитие нашей цивилизации», разрабатываемый мною сейчас.
Наполняемость класса: 15–16 учащихся. В основном она определяется тем, что основным аспектом является формирование гибридного интеллекта. Это очень серьёзная и трудоёмкая работа для учителя и большее количество учащихся приведёт к информационной и интеллектуальной перегрузке.
Технология приёма: вначале претенденты (из всех школ города) проходят тестирование психологом, а потом – физиком. Результаты обсуждаются на заседании приёмной комиссии, где и формируется авторский класс.
Режим работы: 5 дней занятий в неделю, в среду – библиотечный день у учеников и методический у учителя.
Группа поддержки: учёный – доцент ГГУ Бирагов С.Б., методист – зав. каб. физики ИУУ Рыжова С.В., психолог – Коняшина Л.В., школьный врач.
Оборудование: отдельный стол с компьютером «Корвет» для каждого ученика. Кабинет периодически пополняется спецоборудованием.
Авторский класс может быть создан, в принципе, для любого предмета, а в будущем, наверное, будет иметь смысл создать и Авторскую школу.
И вот, на основании решения коллегии Облоно появился приказ «Об открытии экспериментального Авторского класса по физике в школе № 2 г. Дзержинска Горьковской области». Всё это было похоже на какой-то фантастический сон. Но, как говорится, всякий энтузиазм должен быть наказан. Делать было нечего. Назад пути не было, и я стал разрабатывать учебный план Авторского класса. В те времена в школах ещё не было предмета МХК, а мне хотелось, чтобы мои ученики были всесторонне развитыми, поэтому мы с учителем литературы разработали экспериментальный курс «Мировая культура», который я в будущем хотел преобразовать в курс «Духовное развитие нашей цивилизации».
Вместо предмета «Информатика» я разработал интегрированный курс «Информатика + физика + астрономия», который назвал «Вычислительная техника и моделирование физических процессов и явлений на ПК». Почему я так сделал? А дело вот в чём.
Когда в школах стали вводить предмет «Информатика», я решил вести его сам. Сначала не было компьютеров, и мы с учениками работали на программируемых калькуляторах МК-54. Писали для них настоящие программы с ветвлениями и циклами. Тогда у меня появилась идея использования вычислительной техники на уроках физики. Потом у нас появились компьютеры «Микроша», и я понял, что изучать два года «Бейсик», к тому же без каких-либо приложений к другим предметам, если не преступление, то во всяком случае – топтание на месте. Все мои попытки изменить программу по информатике ни к чему не привели.
И вот, когда я стал разрабатывать учебный план для своего Авторского класса, то решил сделать так: в течение первого полугодия в 10-м классе плотно занимаемся «Бейсиком» (на «Микроше» просто не было других языков программирования), а второе полугодие и весь 11-й класс моделируем на компьютере физические процессы. Кроме того, в 11-м классе в первом полугодии часть часов выделили на изучение устройства компьютера (материнская плата, процессор, регистры, устройства ввода и вывода информации и т.д.). Так появился на свет авторский предмет «Вычислительная техника и моделирование физических процессов и явлений на ПК», сокращённо ВТиКЭ (2 ч/нед.).
Поскольку нам выделили два комплекта КУВТ «Корвет», то я разрабатывал этот предмет «под них». Сейчас у нас, естественно, современные компьютеры, и учащиеся пишут программы на Паскале и Дельфи, но структура этого курса осталась практически без изменения, правда, в последние годы в связи с появлением компьютерных интерактивных курсов по физике и астрономии («Открытая физика», «Открытая астрономия» и т.д.) на уроках ВТ учащиеся работают с моделями этих курсов.
Физика – наука экспериментальная. Поэтому я решил уделить большое внимание физическому эксперименту и ввёл ещё один новый предмет – «Спецкурс по физическому эксперименту». На занятиях кроме выполнения лабораторных работ вузовского уровня учащиеся изучают методы физико-технических измерений, основы аналоговой и цифровой электронной аппаратуры и конструируют аналого-цифровые преобразователи к ЭВМ для измерения физических величин. В первом полугодии 11-го класса все выполняют экспериментальную курсовую работу по созданию АЦП и согласующих устройств, позволяющих подключать к ПК имеющиеся в кабинете физики физические приборы.
Таким образом, весь мой блок предметов в Авторском классе работает на физику. На уроках физики учащиеся изучают теорию и решают задачи. На спецкурсе они выполняют лабораторные работы по данной теме, а на ВТиКЭ моделируют такие физические процессы и явления, которые нельзя пронаблюдать на опытах (вращение спутников планет, движение молекул, движение заряженных частиц в электрических и магнитных полях и т.д.).
Вот так, постепенно, формировался учебный план Авторского класса, причём в двух вариантах – двухгодичном (10–11-й кл.) и трёхгодичном (9–11-й кл.). Для физики, ВТиКЭ и спецкурса пришлось разрабатывать авторские программы. Первая представляет собой интегрированный курс «Физика + астрономия», который является, по сути, переработкой курса физики для классов с углублённым изучением физики, а для ВТиКЭ и спецкурса это совершенно новые программы, т.к. аналогов не было.
Приём ребят в первый Авторский класс проводился на конкурсной основе комиссией, в которую входили С.Б.Бирагов, С.В.Рыжова, психолог Н.Л.Пищик и, конечно, врач. В дальнейшем эта комиссия наблюдала за ходом эксперимента и оказывала классу необходимую научную, методическую, медицинскую и психологическую поддержку. Каждый претендент отвечал на вопросы тестовой программы, заложенной в компьютер «Корвет», что обеспечивало объективность отбора претендентов. Тестовая программа (35 вопросов) была составлена на принципах тестов американского курса физики повышенного уровня, достаточно полно проверяющих степень усвоения курса. Она, во-первых, измеряла уровень знаний и, во-вторых, уровень способностей учащихся. Большинство вопросов было поставлено так, что ответ на них требовал анализа экспериментальной ситуации, формулы или графика. Некоторые вопросы связаны с размерностями физических величин и установлением порядка их значений. Вопросов, требующих знания конкретных фактов, было сравнительно мало. Потом проводилось coбecедование с двадцатью претендентами, набравшими наибольшее количество баллов. Из них и отбирались будущие учащиеся авторского класса.
Приём прошёл успешно. Конкурс составлял порядка 4 человек на место. И вот 1 сентября 1990 г. начал свою работу первый Авторский класс – АК-1. Время полетело быстро. После выпуска трёхгодичного АК-2 эксперимент успешно закончился, и Департамент образования Нижегородской области выдал мне сертификат на Авторский класс. Потом было всё – взлёты и падения, т.к., по сути дела, приходилось осваивать педагогическую целину. Но главное в том, что Авторский класс состоялся! Сейчас у меня учится восьмой Авторский класс (АК-8).
У нас широко развито самоуправление. Во главе класса – президент. Он руководит работой Совета класса, состоящего из председателей секторов (всего их четыре – учебный, оформительский, культ-массовый и технический). В классе работают два института – институт консультантов и институт лаборантов. Первый консультирует по физике, астрономии и информатике учащихся 7–10-го классов, второй занимается подготовкой, налаживанием и ремонтом оборудования для демонстрационного и лабораторного экспериментов. Консультантами и лаборантами становятся все учащиеся класса в соответствии с графиком.
Мои авторята, так я их называю, ещё на школьной скамье достигают серьёзных успехов в учёбе и на олимпиадах. Среди них есть победители российских и международных олимпиад по физике, астрономии и информатике. Часть ребят ещё на школьной скамье успешно занимаются научной работой в Институте прикладной физики РАН, НИИРФ и других НИИ под руководством ведущих учёных, выступают со своими работами на российских и международных конференциях молодых учёных, на российских чтениях-конкурсах им. С.А.Каплана, российском конкурсе «Космос» и т.д. Эти ребята уже на школьной скамье имеют публикации в научных журналах и материалах конференций.
Каждое лето авторята занимаются в летней аэрокосмической международной школе «Интеллектуал» и летней ФМШ ИПФ РАН. Выпускники поступают в основном в МФТИ, ВШОПФ, ИПФ РАН и Нижегородский университет им. Н.И.Лобачевского. Многие выпускники АК-1–АК-3 работают на фирмах «Интел», «Моторола», «Телма». Некоторые заканчивают медицинский институт, военные училища, а одна девочка, Валерия Кузоватова, закончила МГИМО и сейчас учится там же в аспирантуре. Некоторые – аспиранты в вузах Германии, Англии, США. Женя Смирнова защитила докторскую диссертацию по физике в Массачусетском технологическом институте и работает в Лос-Аламосе, в Федеральном ядерном центре США. К моему сожалению, многие уезжают навсегда, таковы сегодняшние реалии... Утешает только то, что Нобелевский лауреат А.Абрикосов, проживающий сейчас в США, сказал, что нет физики русской или американской. Есть только физика, которая изучает природу. А природа не имеет национальности. Главное, что выпускники Авторских классов востребованы обществом. И это даёт мне силы продолжать. И ещё одно – работать с такими учениками очень трудно, но интересно, потому что надо непрерывно учиться самому. Не помню, кто сказал: «Плох тот учитель, которого не превзошли его ученики». Вот я и хочу, чтобы мои ученики намного превзошли меня.
Возвращаясь к началу статьи, хочу сказать, что, на мой взгляд, все будущие профильные классы должны быть авторскими или чем-то похожими на них. Конечно, не всё из задуманного получилось. Практически сразу возникли проблемы с моей голубой мечтой – созданием гибридного интеллекта. Это проблемы технического, педагогического и психологического характера. В 1991 г. меня, победителя областного конкурса «Учитель года», делегировали на всесоюзный конкурс «Учитель года». И вот в жюри конкурса мне сказали, что, возможно, эта проблема будет решена в XXI в. XXI в. уже начался, но никаких намёков на создание гибридного интеллекта нет. А жаль…
Начиная с 1995–1996 гг., когда бюрократическая педагогическая машина стала набирать обороты, моих авторят лишили библиотечного дня, который им необходим, как воздух, стали заставлять включать в учебный план федеральные и региональные компоненты, в результате чего у ребят стала возникать перегрузка. Хочется верить, что всё это исчезнет, когда будет введено настоящее профильное обучение в старших классах. Вот уже 16-й год, как я каждый день вхожу в свой Авторский класс, и встречаю пытливые взгляды своих учеников, и мы поднимаем паруса нашего учебного корабля, чтобы плыть в интересный и загадочный мир знаний. Ради этого стоит жить. В этом, наверное, и заключается учительское счастье.
Материалы об Авторском классе можно скачать с моего сайта www.levpi.narod.ru. Если возникнут вопросы, то я с удовольствием отвечу на них. Пишите: levp@rambler.ru. С нашей школой можно познакомиться на сайте www.school2-dz.narod.ru.