С.И.ЯСТРЕМСКАЯ,
МОУ СОШ № 2, ЗАТО Озёрный, Тверская обл.
Экология. Безопасность. Жизнь
Предпрофильный элективный курс, 15 ч, 9-й класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели элективного курса:
– Предоставить учащимся возможность удовлетворения индивидуального интереса при ознакомлении их с основными тенденциями развития современной науки, способствуя тем самым развитию разносторонних интересов и ориентации на выбор физики для последующего изучения в профильной школе и, возможно, в высших учебных заведениях;
– создание общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы;
– установление межпредметных связей, что даёт большие возможности для формирования диалектико-материалистического мировоззрения;
– мобилизация внимания с целью превращения абстрактных формулировок в нечто конкретное и близкое, затрагивающее не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу;
– обобщение, анализ и расширение знаний по экологической безопасности, выработка навыка анализировать проблему, выявлять её первопричины и находить пути её решения.
Предполагаемые результаты курса:
– в области предметной компетенции – общее понимание сущности физической науки;
– в области коммуникативной компетенции – овладение учащимися формами проблемной коммуникации (умение грамотно излагать свою точку зрения, сопровождая примерами, делать выводы, обобщения);
– в области социальной компетенции – развитие навыков взаимодействия через групповую деятельность, работу в парах постоянного и переменного составов при выполнении разных заданий.
– в области компетенции саморазвития – стимулирование потребности и способности к самообразованию, личностному целеполаганию.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Методика преподавания элективного курса определяется его целями и предполагаемыми результатами изучения курса, особенностями содержания. При проведении занятий используются разнообразные формы учебной деятельности и методы обучения: лекции, семинары, практические занятия с выполнением лабораторных работ и решением задач, самостоятельные работы учащихся (коллективные, групповые, индивидуальные), консультации, работа с учебной, научно-популярной литературой.
Предпочтение отдаётся активным формам организации деятельности, т.к. это способствует более глубокому и прочному усвоению изученного материала, формированию творческих способностей. Учащиеся ищут информацию для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперименты, подбирают кино-, видео- и диафильмы, слайды, компьютерные программы.
При выполнении лабораторных работ организуется исследовательская деятельность по экспериментальному установлению зависимости между величинами. Учащиеся осуществляют все этапы: постановку задач, выдвижение гипотез, планирование эксперимента, выбор средств выполнения эксперимента, сборку установки, наблюдения и измерения, фиксацию и анализ результатов эксперимента, выводы. При этом в зависимости от уровня владения учащимися исследовательским методом, уровень самостоятельности при её осуществлении и характер помощи со стороны учителя могут быть различными.
В основу отбора содержания экологических знаний, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены, положен системный подход к пониманию биосферы и места человека в ней. При этом необходимо учитывать, что: экологические сведения должны быть логически связаны с содержанием физики, их содержание должно быть направлено на конкретизацию и углубление физических знаний; они должны способствовать пониманию последствий процесса воздействия человека на окружающий мир; изучаемые вопросы должны быть адаптированы к возрастным особенностям мышления учащихся, их опыту, призваны активизировать их умственную деятельность, способствовать развитию ассоциативного мышления.
Ядро содержания общего экологического образования составляют четыре основных блока: 1) понятия классической экологии биологических систем и глобальной экологии (законы функционирования биосферы, в частности, представления о мировых константах окружающей среды, обеспечивающих жизнь на планете, о круговороте веществ и потоках энергии, границах допустимого воздействия на биосферу, глобальных проблемах загрязнения и защите среды от разрушения); 2) знания и ценностные ориентации, связанные с экологией человека; 3) основные положения социальной и исторической экологии (несоизмеримость темпов роста естественной эволюции природы с темпами развития человеческого общества, экологизация всех сфер народного хозяйства, о технических, правовых, экономических аспектах этого вопроса); 4) экологические обобщения философского уровня, базирующиеся на рассмотрении природы с трёх точек зрения: как единственной «привычной» в эволюционном плане средой обитания человека, обеспечивающей его оптимальное психофизическое состояние; как источника ресурсов и средств труда; как фактор интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека.
Известный швейцарский инженер и философ Густав Эйхельберг сравнил историю развития человеческого общества с марафонским бегом (60 км), где каждый километр «покрывает» 10 тыс. лет: «Большая часть пути пролегает через девственные леса нетронутого мира природы и лишь в самом конце дистанции, когда позади осталось 58 км, появляются первые признаки культуры: примитивные орудия труда и охоты первобытного человека, пещерные рисунки. На последнем километре встречаются первые земледельцы. За 200 м до финиша дорога, покрытая каменными плитами, ведёт мимо римских укреплений. За 100 м на пути бегунов появляются городские строения, слышны крики сжигаемых на кострах инквизиции. За 50 м до финиша встречается человек с умными и понимающими глазами, следящий за кроссом. Это Леонардо да Винчи. Последние 40 м начинаются при свете факелов и скудном освещении масляных ламп. Но при броске на завершающих 5 м происходит ошеломляющее чудо: электрический свет заливает дорогу, повозки сменяются автомобилями, слышен шум самолётов и видно грибовидное облако атомного взрыва над Хиросимой. Поражённые бегуны ослеплены юпитерами, их окружают репортёры радио и телевидения.» |
№ урока | Тема |
Содержание |
1 | Наш дом – планета Земля. | Земля – наш общий дом. Охрана природы – глобальная проблема современности. |
2 | Первичная атмосфера Земли и
возникновение жизни. |
Современная атмосфера Земли. Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение. Гипотеза О.Ю.Шмидта. |
3 | Человек. Сколько лет он живет на Земле? Сколько еще будет жить? | Эволюция человека с точки зрения антропологии. Оценка демографической ситуации на нашей планете. Прогноз роста населения Земли. |
4 | Антропогенное воздействие на окружающую среду. | Состояние биосферы. Загрязнение окружающей среды. Изменение природных процессов. Истощение природных ресурсов. Экологическая безопасность человека – в знании конкретных факторов, представляющих опасность для его здоровья. |
5, 6 | Семинар по теме «Антропогенное воздействие на атмосферу и его последствия». Экология жилища. Экология быта. | Анализ положительных и отрицательных экологических ситуаций на примере экологичности некоторых технических и энергетических устройств. Расчёт загрязнения атмосферы электростанцией, сжигающей природный газ (нефть, уголь). Факторы «вредности» при эксплуатации транспорта. «Мой дом – моя крепость». Какие существуют опасности и как их избежать? |
7 | Природные ресурсы. На сколько их хватит? | Экологические проблемы, связанные с переработкой природных ресурсов для нужд потребления, ростом относительного (на душу населения) количества отходов жизнедеятельности людей и расходованием невоспроизводимых природных ресурсов всё возрастающими темпами. |
8 | Парниковый эффект. Что это такое? | Изменение состава атмосферы нашей планеты. Соотношение теплового излучения Земли и солнечного излучения. Парниковый эффект и тепловой баланс планеты. Увеличение интенсивности ультрафиолетового излучения Солнца и уменьшения концентрации озона в стратосфере. |
9 | Лабораторная работа «Работа с метеорологическими приборами». | Измерение температуры воздуха, влажности воздуха, атмосферного давления. Определение количества пыли, выпадающей около дома. Определение энергии, выделяющейся во время гроз в течение года (в сравнении с энергопотреблением человечества). |
10 | Атомная энергия, атомная бомба и атомная зима. | Ядерное излучение и жизнь. Ядерное оружие. «Экология человечества глазами математика» (акад. Н.Н.Моисеев). |
11 | Чернобыль: прошлое, настоящее, будущее. | Чернобыльская авария. Биологическое действие радиоактивных излучений. Последствия Чернобыля. Переработка и приготовление пищи. Режим питания. Витамины. Продукты, обладающие антимутагенными радиопротекторными свойствами. |
12 | Захоронение радиоактивных отходов: современное состояние проблемы. | Причины возникновения радиоактивных отходов. Виды радиоактивных отходов. Общая схема отходов АЭС и их переработка. Современная концепция обращения с РАО. |
13, 14 | Экскурсия (2 часа). |
Экскурсия в котельную. Обсуждение
физических процессов, происходящих в котельном
агрегате (необходимо обратить внимание на
количество сжигаемого газа, на то, куда он
девается, на эффективность использования
горячей воды). Экскурсия на городскую свалку. Обсуждение количества и состава мусора. Как он утилизируется, что с ним происходит со временем? Как уменьшить количество мусора и что с ним делать? |
15 | Итоговое занятие. Конференция «Экология. Безопасность. Человек». |
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
(Опущены. – Ред.)
Литература
Алексеева М.И. Физика – юным. – М.: Просвещение, 1980.
Балашов М.М. О природе. (7, 8 кл.). – М.: Просвещение, 1991.
Богданкевич О.В. Лекции по экологии. – М.: Физматлит, 2002.
Глухов Н.Д., Камышанченко Н.В., Самойленко П.И. Беседы по физике и технике. – М.: Высшая школа, 1990.
Гурдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. – М.: Просвещение, 1988.
Крикунов Е.А., Пасечник В.В. Экология (9 кл.). – М.: Дрофа, 1999.
Кульменева Л.Г., Котов Н.Н. Радиобиология-10–11. – Минск: Народна асвета, 1993.
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. (7, 9 кл.). – М.: Просвещение, 1996.
Тарасов Л.В. Современная физика в средней школе. – М.: Просвещение, 1990.//Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988.
Тихомирова С.А. Экологические таблицы по физике. «Физика в школе» № 3, 1998.
Физика («ПС») № 5/2005.
Светлана Ивановна Ястремская – выпускница Минского ГПИ им. А.М.Горького 1983 г., учитель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 23 года. Школа, где работает Светлана Ивановна, уже два года участвует в федеральном эксперименте по внедрению профильного образования.