Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2007

Профильное обучение в вопросах и ответах

? Зачем вообще нужна профилизация? Многие педагоги помнят, что когда-то были факультативы по предметам и обучить на должном уровне большинство школьников получалось. Зачем же изобретать велосипед?

Ответ можно найти в прекрасной статье Р.В.Гуриной «Проблемы обучения в физико-математическом профиле» («Физика в школе», № 6/2006), где на основе анализа нормативных документов – сборников приказов и инструкций МО РСФСР – прослежено, сколько программных часов отдавалось на изучение физики, математики и астрономии, начиная с 1960 г. по настоящее время. График, построенный автором, наглядно показывает: в 2005–2006 гг. на изучение физики и астрономии в 10–11-м физматклассах отведено меньше времени (недельная нагрузка 5 ч + 5 ч), чем отводилось в общеобразовательной школе в 1959–1960 гг. (5 ч + 6 ч), а сам общеобразовательный уровень сейчас стал почти в три раза ниже (2 ч + 2 ч). Это при том, что каждые 7 лет объём информации обновляется на 50%. Необходимо добавить, что за последние десятилетия представление многих физических знаний стали давать с применением элементов высшей математики – дифференциального и интегрального исчислений. В статье наглядно показано, что сегодня невозможно осуществить качественное физико-математическое преподавание как системный процесс в рамках обычных современных общеобразовательных классов и школ. Профилизация и ранняя специализация учащихся с учётом новых программных требований – насущная потребость современного образовательного процесса.

? Какова нормативная база перехода на профильное обучение?

Переход на профильное обучение закреплён нормативно-правовыми документами. Приводим выдержки с сайта http://edu.of.ru/attach/17/6919.doc.

…Регулярное законодательство об образовании начало формироваться в петровские времена, и с XVIII в. с периодичностью раз в 20–30 лет документы, составляющие правовую основу деятельности образовательных учреждений, обновлялись. Они несли на себе яркую печать времени, отражая исторические, социальные, экономические, общественные условия…

...В 2000 г. Правительство РФ утвердило стратегию и основные направления развития образования на долгосрочный период (до 2025 г.), изложенные в Национальной доктрине образования в РФ (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751). Национальная доктрина образования – основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике.

...В 2000–2001 гг. намечалось осуществить комплекс мер по сохранению и поддержанию системы образования и подготовить условия для её последующего развития. Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования. Вследствие её социальной и экономической значимости программе был придан статус Федерального закона («Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ). С 2004 г. разработка и утверждение программы находится в компетенции Правительства РФ.

...В 2001 г. Правительство одобрило «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г.» (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р, http://www.ed.gov.ru/ntp/fp/fcpro2006/), где организация профильного обучения в средней (полной) школе названа одим из направлений модернизации общего образования, и дало указание МОиН РФ разработать комплекс мероприятий по реализации Концепции.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования утверждена приказом МОиН РФ от 18.07.2002 № 2783. В ней раскрыто понятие профильного обучения. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования… В Концепции предлагаются возможные формы организации профильного обучения: внутришкольная профилизация (одно- и многопрофильная), а также сетевая организация, объединяющая в одну образовательную систему несколько учебных учреждений, в том числе среднего и высшего образования. Учредитель образовательного учреждения имеет право выбора: будет ли учреждение профильным или останется непрофильным, какие профили будут в школе в случае перехода на профильное обучение.

Для реализации прав учащихся на самоопределение и свободный выбор в Концепции предлагается введение предпрофильной подготовки на второй ступени общего образования через организацию курсов по выбору.

В концепции указывается, что профильное обучение должно вписываться в общенациональную систему контроля качества образования, основой которой являются государственные образовательные стандарты.

Таким образом, создание системы профильного и предпрофильного обучения в общеобразовательной школе является частью Федеральной программы развития среднего и полного общего образования в стране. Паспорт этой федеральной программы, рассчитанной на реализацию в 2006–2010 гг., находится на сайте http://www.fcpro.ru/pasport.html. Там же можно найти программы и проекты, реализуемые во всех регионах нашей страны с указанием ответственных лиц

http://www.fcpro.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=21&pop=1&page=0&Itemid=131.

? Как проходит федеральный эксперимент по внедрению профильного и предпрофильного обучения регионах?

О состоянии дел в Челябинской области см. статью Р.Симонян, Т.Абрамовой, И.Никитиной «Конкурс элективных образовательных программ».

В 2004/2005 уч.г. системой образования Московской области в соответствии с приказом МОиН РФ от 26.10.2004 г. № 101 «Об утверждении Перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», была продолжена реализация основных направлений эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Первый этап эксперимента (2003/2004 уч.г.) был посвящён вопросам организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов основной общеобразовательной школы. На втором этапе эксперимента (2004/2005 уч.г.) проходили отработку вопросы организации профильного обучения в 10-х классах. Основные направления федерального эксперимента были реализованы на базе 24 общеобразовательных учреждений в двух территориях – Пушкинском районе и г. Фрязине. Участниками эксперимента являются более 2000 обучающихся и более 300 педагогических работников.

Экспериментальная работа проводилась по следующим направлениям:

– отработка элементов сетевой организации профильного обучения;

– отработка механизмов формирования учебных планов по отдельным профилям на основе нового базисного учебного плана 2004 г.;

– апробация учебно-методического обеспечения преподавания учебных предметов на базовом и профильном уровнях;

– оценка эффективности разработанных элективных курсов для решения задач профильного обучения;

– оценка эффективности внутришкольной формы организации профильного обучения, профессиональной ориентации школьников в условиях профильного обучения.

В ходе реализации федерального эксперимента муниципальные органы управления образованием значительное внимание уделяли вопросам сетевой организации профильного обучения. В целях создания широкого информационного пространства для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений экспериментальных территорий были выпущены информационные карты профильного обучения, основная задача которых – помочь учащимся выбрать маршрут получения среднего образования с учётом дальнейшей профессиональной перспективы. В двух территориях на старшей ступени общего образования были реализованы 13 профилей, в течение учебного года созданы перечни профилей, а также пакеты документов, регламентирующих открытие профилей обучения на старшей ступени образования. Десятиклассникам двух экспериментальных территорий были предложены 62 элективных курса продолжительностью от 16 до 70  ч. Большинство элективных курсов имеют предметно ориентированный характер и содержательно поддерживают предметы базового и профильного уровней.

Кроме того, в 2004/2005 уч.г. продолжалась экспериментальная работа по вопросам предпрофильного обучения, была проведена итоговая аттестация девятиклассников в новой форме. По сравнению с прошлым учебным годом в два раза увеличилось количество школ, принявших участие в проведении аттестации в новой форме. Такая же аттестация коснулась и предметов (по выбору) истории и географии. Государственная (итоговая) аттестация учащихся 9-х классов проводилась в соответствии с нормативной базой федерального и регионального уровней.

В ходе эксперимента отработана нормативно-правовая база для его реализации, организовано психологическое сопровождение эксперимента, разработаны программы элективных курсов, определились элементы сетевой организации профильного обучения в муниципальных образованиях. В 2005/2006 уч.г. эксперимент продолжился в 11-х классах старшей ступени образования; в экспериментальных территориях к его реализации приступили 25 общеобразовательных учреждений.

Работа по созданию сети профильных школ различной направленности продолжалась также в рамках областной целевой программы «Развитие образования в Московской области на 2001–2005 гг.». В 2005 г. финансирование экспериментальной деятельности областных площадок тридцати пяти муниципальных образований по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения за счёт областной целевой программы составило 7,5 млн руб.

? Каковы возможные конкретные формы организации профильного обучения?

По этому вопросу можно проконсультироваться на сайте http://www.school.edu.ru/ Российского общеобразовательного портала. В частности, там написано:

В практике образовательных учреждений возможна реализация нескольких видов форм профильного обучения:

– профильные классы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

– профильные классы, имеющие сборный состав учащихся из школ региона;

– профильные группы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

– профильные группы, имеющие сборный состав учащихся из школ региона;

– индивидуальное обучение учащихся по специальной программе.

Наполняемость профильного класса составляет от 15 до 25 человек, профильной группы – от 3 до 7 человек.

В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении профильный класс, который функционирует в одной общеобразовательной школе, должен быть поделён на две группы при изучении иностранного языка, на занятиях по информатике, при проведении практических работ по физике и химии.

? Где можно ознакомиться с информацией, отражающей работу государственных структур в сфере образования?

На сайтах:

– Качественное образование. Приоритетный национальный проект «Образование» http://www.rost.ru/projects/education/ed7/ed_totals1_06.shtml;

– Федеральная целевая программа развития образования http://www.fcpro.ru/monitoring-regionalnih-programm-razvitiya-obrazovaniya-2.html;

– Федеральное агентство по образованию http://www.ed.gov.ru/ntp/fp/fcpro2006/2878/.

С.Я.КОВАЛЁВА,
редакция газеты «Физика»,
школа № 4 г., Наро-Фоминск, Московская обл.