Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2007

И.И.КУДЕЛЁВА,
СОШ № 323, г. Москва

kydeleva@mail.ru

Земля в объятиях Солнца

Предпрофильный (9-й класс) или профильный (10-й класс) элективный курс, 30 ч

Пояснительная записка

Курс «Земля в объятиях Солнца» можно использовать как в рамках предпрофильной подготовки в 9-м классе, так и в качестве элективного курса в 10-м классе естественнонаучного профиля. Он относится к межпредметным (интегративным) курсам, т.к. включает информацию из разных областей науки (физики, астрономии, геофизики, биологии, медицины, истории) и выявляет взаимосвязь различных процессов, происходящих на Земле (геофизических, психофизиологических, биологических, исторических), с цикличностью солнечной активности.

Актуальность темы обусловлена участившимися в последнее время природными катаклизмами и общественными противостояниями, экологическим дисбалансом и критическим уровнем психофизического состояния человека, которые требуют самого внимательного и всестороннего исследования. В последнее время становится всё более очевидным, что, изучая вопросы охраны здоровья, нельзя не учитывать влияния на биосферу космических факторов, из которых наиболее влиятельным и мощным является Солнце. Однако поднятые проблемы не рассматриваются в базовом курсе дисциплин, лишь в курсе астрономии упоминается об их существовании. Интеграция содержания из нескольких предметов способствует развитию надпредметных умений учащихся, которые слабо формируются в традиционном предметном обучении, что составляет принципиальную новизну курса.

Методика проведения занятий предполагает активное участие учащихся в раскрытии содержания курса: самостоятельный поиск информации в научной литературе с использованием современных информационных технологий; анализ, систематизация и обобщение полученных данных в группах; подготовка индивидуального и группового выступления; составление, редактирование и выпуск альманаха по единой теме; подготовка и презентация проекта; подготовка к защите проекта в стендовом варианте.

Получение новых знаний, связанных с их повседневной жизнью, обеспечивает развитие познавательного интереса учащихся, и позволяет им определиться в выборе профиля обучения в старших классах (девятиклассникам) или в дальнейшем выборе профессии (выпускникам).

Целью курса как предпрофильного (профильного) компонента учебного плана является развитие познавательного интереса учащихся, их самостоятельности; развитие коммуникативной культуры; формирование мировоззрения учащихся; развитие аналитического мышления школьников путём решения задач проблемного и исследовательского характера, и как итог – повышение конкурентоспособности выпускника на образовательном рынке абитуриентов.

Задачи курса:

Образовательные: расширить и обобщить знания учащихся об основных факторах (космических, геофизических, и др.), влияющих на психофизиологическое состояние человека, животного и растительного мира Земли; выявить наличие взаимосвязи различных процессов с солнечной активностью и определить её характер; обосновать возможности применения выявленной взаимосвязи для прогноза катастрофических событий (геофизических, социально-политических) с целью предупреждения отрицательных последствий.

Развивающие: развивать умения учащихся по самообразованию, планированию деятельности, времени, ресурсов; использованию различных источников информации, переносу знаний из разных областей, анализу, систематизации и обобщению полученных данных для решения конкретных учебных и жизненных задач; навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов); развивать коммуникативную культуру школьников: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д., вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения и находить компромисс с коллегами и аудиторией; развивать умения и навыки исследовательской и проектной деятельности: самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; запрашивать необходимую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки сотрудничества: коллективного планирования, способности взаимодействия с любым партнёром, навыки делового партнёрского общения и взаимопомощи в группе в решении общих задач; развивать презентационные умения и навыки монологической речи и ораторского искусства, умения использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.

Распределение времени, глубины и объёма решения тех или иных задач курса определяется учителем совместно с учениками в зависимости от уровня их интереса, социальных запросов, доступности различных источников информации.

Образовательные результаты элективного курса фиксируются в портфолио ученика, в котором собраны все рабочие материалы, планы, отчёты, систематизация и анализ полученных данных, список источников информации, а также копии протокола научно-проектной конференции школьников, отзывов педагогов о результатах выступлений учащихся, грамот, сертификатов об участии во внешкольных презентациях проекта и т.д.

Выставление оценок в балльной системе не рекомендуется.

Прогнозируемые результаты. Курс позволит раскрыть важные аспекты космовалеологического, астрофизического и астробиологического образования и развить общеучебные и надпредметные умения учащихся. Выявить наличие взаимосвязи различных процессов с солнечной активностью и определить её характер. Обосновать возможности применения выявленной взаимосвязи для прогноза катастрофических событий (геофизических, социально-политических) с целью предупреждения отрицательных последствий. Он также существенно поможет в развитии умений учащихся по самообразованию, планированию деятельности и времени; в переносе знаний из разных областей, анализе, систематизации и обобщению полученных данных для решения конкретных учебных или жизненных задач; в развитии коммуникативной культуры школьников; в развитии умений и навыков исследовательской и проектной деятельности, нахождении нескольких вариантов решения проблемы; в развитии навыков работы в любом коллективе; существенно способствует совершенствованию монологической речи и ораторского искусства; умению использовать различные средства наглядности при выступлении и отвечать на вопросы. Конечный результат – повышение конкурентоспособности выпускника на образовательном рынке абитуриентов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1–2. Установочное занятие по определению целей и задач элективного курса, основных замыслов его реализации. Обсуждение примерной тематики и формы продуктов будущего проекта. Рекомендации по оформлению стендовой информации к проектной работе. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки). Консультации по выбору тем учебных проектов, источников информации. Формулирование идей и замыслов. Формирование проектных групп, распределение задач (обязанностей) между членами группы. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации. Утверждение тематики проектов. Установление процедуры и критериев оценки проектов.

3–4. Звезда по имени Солнце. Строение Солнца, его энергетика. Термоядерные реакции. Синтез гелия в недрах Солнца. Энергетический выход ядерных реакций.

5–6. Переменные звёзды. Периодичность светимости звёзд. Солнце – переменная звезда. Циклы солнечной активности.

7–8. Периодичность как одно из универсальных свойств природы. Исследования А.Л.Чижевского о влиянии солнечной активности на проявления жизни на Земле. Суточные, сезонные, лунные, солнечные ритмы. Биологические часы. Биологические ритмы у человека. «Жаворонки», «совы», «голуби». Исследования Г.Свободы, В.Флейса о трёх циклах активности человека: физическом (23 дня), эмоциональном (28 дней) и интеллектуальном (33 дня).

9–10. Периодичность геофизических процессов на Земле. Полярные сияния, озоновые дыры, тайфуны и торнадо, землетрясения и цунами, уровень подземных вод и наводнения. Взаимосвязь этих событий с цикличностью солнечной активности.

11–12. Влияние солнечной активности на жизнедеятельность живых организмов. Периодические изменения численности животных. Нашествия саранчи. Инфекционные и вирусные эпидемии. Загадка коралловых рифов.

13–14. Жизнедеятельность растений под влиянием циклов солнечной активности. Урожайность сельскохозяйственных культур. Биологические часы растений. Годовые кольца в стволах деревьев.

15–16. Влияние солнечной активности на психическое и физическое состояние человека. Хромосферные вспышки и магнитные бури, их влияние на здоровье человека. Обострение ряда хронических заболеваний в период изменения солнечной активности. Взаимосвязь внутриутробного развития ребенка с солнечной активностью.

17–18. Влияние солнечной активности на общественные процессы. Исследования А.Л.Чижевского «Физические факторы космического процесса: влияние космических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического процесса, начиная с V века до Р.Х. и сие время». Хронология общественно-исторических катаклизмов ХХ в. и начала ХХI в. и их соответствие циклам солнечной активности.

19–20. Обобщение изученного материала внутри группы, формулирование выводов.

21–22. Составление прогноза событий. Обоснование возможности применения выявленной взаимосвязи для прогноза катастрофических событий (геофизических, социально-политических) с целью предупреждения отрицательных последствий.

23–24. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ. Оформление результатов проектной деятельности. Составление компьютерной презентации исследовательского проекта.

25–26. Предзащита проектов.

27–28. Доработка проектов с учётом замечаний и предложений. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов. Подготовка к публичной защите проектов.

29–30. Публичная защита проектов на научно-практической конференции школьников. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

Литература

Засов А.В., Кононович Э.В. Астрономия. – М., 2001.

Физика. Химия. Биология. Конструктор элективных курсов. – М., 2006.

Чижевский А.Л. Земля в объятиях Солнца. – М., 1995.

Элективные курсы в предпрофильной подготовке. – СПб., 2006.

http://www.sun.ru

http://www.astronomy.ru

http://www.fizik.ru

Ирина Игоревна Куделёва

Ирина Игоревна Куделёва