По данным опытов постройте график зависимости силы тока от напряжения. Сделайте вывод. 2. Исследование зависимости силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на его концах. Включите в цепь по той же схеме проволочный резистор сначала сопротивлением 1 Ом, затем 2 Ом и 4 Ом. При помощи реостата устанавливайте на концах участка каждый раз одно и то же напряжение, например, 2 В. Измеряйте при этом силу тока, результаты записывайте в табл 2. Таблица 2. Постоянное напряжение на участке 2 В
По данным опытов постройте график зависимости силы тока от сопротивления. Сделайте вывод. (По окончании работы результаты обсуждаются, проверяются графики.) Учитель. Какие выводы вы сделали по результатам опытов? Сравните их с нашей гипотезой. Ученики. Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению. Гипотеза подтвердилась. Учитель. Впервые к такому выводу пришёл немецкий учёный, школьный учитель Георг Симон Ом, и закон носит его имя. Кроме того, Ом открыл зависимость сопротивления проводника от его размеров. Это наша следующая тема, в старших классах вы будете изучать ещё один закон Ома. Перефразируйте закон Ома так, чтобы не повторилось ни одно слово из формулировки. (Такое задание очень полезно, оно позволяет учащимся не только осознанно запомнить формулировку, но и служит развитию красивой, грамотной речи. Подготовленный ученик рассказывает об истории открытия закона Ома.)
Чтобы понять заслуги Ома в науке, следует учесть обстановку, в которой работал учёный. Всего четверть века прошло с открытий Гальвани и Вольта. Большинство учёных того времени не были вполне убеждены, что электрический ток (от электрических машин) и гальванический ток (от вольтова столба) представляют одно и то же явление. Их тождественность выдвигалась ещё как гипотеза, которую предстояло доказать. С 1825 г. Ом начинает заниматься исследованиями гальванизма. В 1826 г. появляется его работа «Определение закона, по которому металлы проводят контактное электричество», заключавшая в основном содержание его закона. Первые опыты Ом проводил, пользуясь собственноручно изготовленным вольтовым столбом. В последующих опытах учёный пользовался установками, в которых источником тока служил термоэлемент. Ом подвешивал магнитную стрелку на нити, а под ней, параллельно её оси, располагал проволоку, соединявшую полюса источника тока. Когда по проволоке шёл ток, стрелка отклонялась вследствие магнитного действия тока. Закручиванием нити Ом удерживал стрелку в первоначальном положении. Величиной угла кручения измерялась сила отклоняющего тока. Помещая стрелку над различными участками цепи, Ом установил, что угол закручивания оставался постоянным, и тем самым доказал постоянство силы тока в различных участках цепи. Далее, подключая к полюсам источника тока различные провода, Ом установил, что сила тока убывает с увеличением длины провода и уменьшением площади его поперечного сечения, а также зависит от вещества провода. Он нашёл ряд веществ в порядке возрастания «сопротивления». Термины «сопротивление» и «сила тока» принадлежат Ому. Используя в качестве источника тока термоэлемент, Ом создавал различные разности температур спаев висмута и меди, погружая спай 1 в тающий лёд, а спай 2 – в воду разной температуры. В результате получались различные напряжения на проволоке 3, присоединённой к термоэлементу, и различная сила тока в цепи. Соответственно менялось и отклонение магнитной стрелки M. Данные опытов обрабатывались математически. В 1827 г. появляется основной, прославивший Ома, труд – «Гальваническая цепь, разработанная математически доктором Г.-С.Омом». В этой работе Ом теоретически установил знаменитый закон, носящий его имя. Работу Ома в Германии встретили очень хорошо. В 1833 г. учёный был уже профессором Политехнической школы в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции и Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Спустя 10 лет французский физик Пулье независимо на основе экспериментов пришёл к таким же выводам, что и Ом. Но Пулье было указано, что установленный им закон ещё в 1827 г. был открыт Омом. Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем закона Пулье. 3. Первичное закрепление и коррекция знаний(Ученики определяются с уровнем заданий для закрепления, сомневающимся выдаются оба листа с заданиями, – они определятся позже, в процессе выполнения.) Репродуктивный и продуктивный уровни (Среди учеников, выбравших данный уровень заданий, могут быть очень слабые, поэтому при проверке ответы подробно комментируются.)
1. Ученик выполнял работу по проверке закона Ома для участка цепи и собрал цепь по показанной на рисунке схеме. Он обнаружил, что при уменьшении сопротивления участка ВС амперметр показывал увеличение тока, а вольтметр стал показывать уменьшение напряжения. Зная, что, по закону Ома, сила тока прямо пропорциональна напряжению, он получил противоречие «теории» с опытом. Как разрешить затруднение? Какие ошибки в рассуждении допустил ученик? Ответ. Сила тока зависит и от напряжения, и от сопротивления. Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению при постоянном сопротивлении, что не было выполнено. 2. Какой вид зависимости изображён на рисунке? Какой график не соответствует закону Ома для участка цепи? 3. Что изменилось на участке цепи, если включённый последовательно с реостатом амперметр показывает увеличение силы тока? (Ответ. Повысилось напряжение или уменьшилось сопротивление.) 4. Что изменилось на участке цепи, если включённый параллельно ему вольтметр показывает уменьшение напряжения? 5. Зависимость силы тока от сопротивления участка цепи выражена графиками 1 и 2. В каком случае проводник находился под бльшим напряжением? 6. Как будут изменяться показания амперметра, если точку А поочерёдно соединять медной проволокой с точками B, C, D, E? (Ответ. При соединении с точкой В – не изменятся, с точкой С – значительно уменьшатся, с точками D и Е – практически нуль.)
7. Как будут изменяться показания вольтметра, если точку А поочерёдно соединять медной проволокой с точками В, C, D, E? (Ответ. При соединении с точками В и С – не изменятся, с точками D и Е – стрелка вольтметра будет почти у нуля.) 8. Почему при возникновении пожара в электроустановках нужно немедленно отключить рубильник? Как это сделать? 9. Почему нельзя гасить огонь, вызванный электрическим током, водой или пеной из обычного огнетушителя, а только сухим песком?
Учитель. Даны некие утверждения, они могут быть как истинными – такие предложения отмечайте единицей, так и ложными – такие отмечайте нулём. (Выполняется учащимися самостоятельно. Диктант содержит задания из прошлой темы для повторения важных сведений.) 1. Проводник оказывает сопротивление, потому что ионы кристаллической решётки отталкивают электроны. 2. Чтобы сила тока оставалась прежней, нужно к проводнику с бльшим сопротивлением прикладывать и большее напряжение. 3. Для изменения сопротивления проводника достаточно увеличить или уменьшить подаваемое напряжение. 4. При одинаковых напряжениях в проводнике с бо1льшим сопротивлением будет меньший ток. 5. Если увеличивается сила тока в цепи, значит, изменилось сопротивление. 6. Сопротивление проводника, для которого построен график на рисунке, равно 5 Ом. 7. На рисунке слева приведены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников. Сопротивление второго проводника больше.
Продуктивный и творческий уровни (Учащиеся выполняют задания самостоятельно, пока учитель с первой частью класса разбирает качественные задачи. Во время выполнения первой группой цифрового диктанта вторая группа учащихся под руководством учителя обсуждает результаты своей работы.) Задания расположены по возрастанию сложности; можно выполнить часть из них, задачи 5 и 6 – изобретательские. 1. Почему птицы могут безопасно сидеть на проводах высоковольтных линий электропередачи? 2. Решите задачу № 1287 из задачника В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой. 3. Постройте графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников сопротивлениями 2 и 3 Ом. 4. Постройте графики зависимости силы тока от сопротивления при постоянных величинах напряжения 2 и 4 В. 5. Какими способами можно определить напряжение в сети, имея в распоряжении любые приборы, кроме вольтметра? (Ответ. Например, включить резистор известного сопротивления в сеть последовательно с амперметром, а напряжение вычислить по закону Ома.) 6. Что нужно сделать, чтобы во время запуска пресса руки работника случайно не попали под пресс? Рассмотрите варианты решения без фотореле. Подсказка. Для запуска пресса руки должны быть где? (Например, одновременно на двух кнопках запуска – обе руки будут заняты.) 7. Предложите устройство (электрический сторож) для обнаружения проникновения на вашу территорию постороннего (Возможный вариант решения. Нужно закрепить прочную нить 1 (или проволоку) одним концом на колышке, а другим – на дощечке 2 (толщиной около 0,5 см), зажатом между двумя упругими контактными пластинками К и Р (выполненными, например, из консервной банки), которые закреплены на другом колышке. Если незваный гость натянет нить, изолятор выскользнет из пластинок, они сойдутся и замкнут электрическую цепь – звонок зазвонит. Для предотвращения случайного замыкания цепи в случае дождя контакты К и Р надо прикрыть козырьком.) 4. Подведение итоговКакая часть урока, какие задания показались наиболее интересными? скучными? Что было неудачным и почему? В чём хотелось бы разобраться подробнее? Выставление отметок (по желанию). 5. Домашнее задание– Всем: § 42, 44; логическая задача (если не решена в классе). – Репродуктивный и продуктивный уровни: № 1275, 1277, 1279, 1285 [2]. – Продуктивный и творческий уровни (на выбор): задания, не выполненные в классе; по желанию, изготовить модель электрического сторожа; придумать устройство, которое сигнализировало бы о подъёме воды (индикатор «наводнения»). (Возможный способ решения. На щёчки зажима для белья приклеить металлические пластинки 1 и между ними вложить кусочек сахара 2. Зажим прикрепить к колышку, вбитому у берега. Колышек должен возвышаться над уровнем воды на 5–10 см. При повышении уровня воды зажим окажется в воде, и сахар растворится. Щёчки сомнутся, замкнётся электрическая цепь, звонок зазвонит.) (Такое решение годится только как идея. А дождь? туман? роса? муравьи и другие любители сладкого? – Ред.) ЛитератураБуров В.А., Дик Ю.И., Зворыкин Б.С. и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7–11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя. Под ред. Бурова В.А., Никифорова Г.Г. – М.: Просвещение, 1996. Книга для чтения по физике. 6–7 кл.: Пособие для учащихся. Сост. И.Г.Кириллова. – М.: Просвещение, 1978. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7–9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 8 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2002. Пёрышкин А.В. Физика-8. – М.: Дрофа, 2003. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. – М.: Просвещение, 1971. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6–7 классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976. Физика – юным: Теплота. Электричество: Кн. для внеклассного чтения. 7 кл. Сост. Алексеева М.Н.– М.: Просвещение, 1980. |