Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №24/2006
Содержание газеты «Физика»-2006 год

Содержание газеты «Физика» – 2006 год

1. Информационные и нормативные материалы. Полемика

Болотова Е.Л. (УРАО, г. Москва). Консультация юриста. № 8, 16, 24.

Конкурс «Я иду на урок». Итоги. № 5.

Коровин В.А. (ИСМО РАО, г. Москва). Федеральный перечень учебников физики, рекомендованных МОиН РФ на 2006/07 уч.г. № 4.

Крутский А.Н., проф. (БГПУ, г. Барнаул, Алтайский кр.). Психодидактика – новая отрасль психолого-педагогического знания. Приглашение к участию в НПК. № 3.

Ковалёва С.Я. (шк. № 4, г. Наро-Фоминск, Московская обл.). Фоторепортаж о Московском марафоне учебных предметов. № 15, 19–21.

Орлов В.А., Никифоров Г.Г. (ИОСО РАО), Демидова М.Ю. (МИОО), г. Москва. Примерные билеты по физике для сдачи экзамена по выбору выпускниками 11-го (12-го) классов. № 9.

Орлов В.А. (координатор), Кабардин О.Ф., Коровин В.А., Пентин А.Ю., Пурышева Н.С., Фрадкин В.Е. Примерная программа основного общего образования: ФИЗИКА, 7–9-й классы. Примерная программа среднего общего образования: ФИЗИКА, 10–11-й классы. Базовый уровень. Профильный уровень. № 15.

Поздравляем с Премией Президента РФ-2006. № 23.

2. Образовательные ресурсы: учебная литература, интернет-сайты, компакт-диски, дистанционные курсы, тематические подборки

Головин П.П. (фирма «Импульс», п. Ишеевка, Ульяновская обл.). Лабораторные работы и практикум. № 2.

Веб-квесты: № 2 (Новостные сайты); 4 (Полезные сайты), 5, 9 (Астрономические сайты); 6 (Глаз. Зрение. Оптические иллюзии. Цвет. Подготовка к ЕГЭ), 21 (Эксперимент для учителя).

Гуторова Н.И. (шк. № 2006, г. Москва). Знакомьтесь, новый учебник! (О УМК Хижняковой Л.С. и др.). 7–9-й кл. № 1.

Дистанционные курсы 2005 г. (выборки из работ слушателей):

– ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ: № 8, 9, 15.

– СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ: № 9, 11, 15.

– СИСТЕМНО-ЛОГИЧЕСКИЙ И СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ: № 9, 17.

– МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ: № 8, 10, 16;

Елькин В.И. (шк. № 5, г. Слободской, Кировская обл.). «Занимательная физика в вопросах и ответах». Авторский сайт http//elkin52.narod.ru. № 11.

Касьянов В.А. (МЭИ (ТУ), г. Москва), Игряшова И.В. (Чувашский РИО, г. Чебоксары), Мошейко Л.П. (ХК ИППК ПК, г. Хабаровск), Ратбиль Е.Э. (шк. № 99, г. Москва). Тетради для контрольных работ по физике. Дополнение к УМК В.А.Касьянова. Профильный уровень. 11-й кл. № 2.

Князев А.А. (ЛПН, г. Саратов). Олимпиадный материал в повседневной работе преподавателя физики. Дистанционный курс. № 17–24.

Ковалёва С.Я. О дистанционных курсах, прошедших и будущих. № 6.//Аннотации элективных/предпрофильных курсов, поступивших в редакцию в 2004–2006 гг. № 17.

Коваль А.П. (Туринская вечерняя шк., Эвенкийская АО). Школьный сайт. № 2.

Левитан П.Е. (МПГУ, г. Москва). Учебник и книги. № 5.

Сурдин В. Неуловимая планета. Авторецензия. № 8.

Электронные издания – на школьный урок. № 6, 8 (6. Ханнанов Н.К. (ЭСОШ РАО № 82, г. Черноголовка, Московская обл. Что есть для основной школы?), 12 (проф. Е.В.Оспенникова, ППГУ, г. Пермь. 7. Цифровые учебные коллекции: виды и перспективы использования в обучении. Испр. опечаток см. в № 14, с. 30).

3. Дидактические и методические материалы, предпрофильные и элективные курсы, ученические научно-исследовательские проекты (УНИП), педагогический поиск, приёмы и находки

Абышева Н.А. (шк. № 3, г. Усмань, Липецкая обл.). Физика и искусство. Программа курса предпрофильной подготовки (13 ч). 9-й кл. № 2 (замечание см. в № 5, с. 36).

Апресян М.Н. (шк. № 270, г. Москва). Силы в природе. УНИП. 9-й кл. № 3.

Аствацатуров А.А. (шк. № 1738 им. М.Л.Миля, г. Москва). Как отдохнуть на уроке. № 4.

Балаганский А. (ученик 11-го кл., шк. № 26, г. Улан-Удэ, Респ. Бурятия). Использование и перспективы энергоэффективных технологий. УНИП. Рук. Савельева Е.М. № 11.

Берков А.В. (МИФИ, г. Москва). Рекомендации по изложению СТО с учётом требований Стандарта. № 23.

Блинова В.А. (СОШ с. Конь-Колодезь, Липецкая обл.). Информационно-иллюстрированные задания. № 2.

Богданов К.Ю. (шк. № 1326, г. Москва). Синтез наук – оружие познания XXI века. Элективный курс, 136 ч (2 ч/нед.). Естественнонаучный профиль. 10–11-й кл. ИЗБРАННЫЕ УРОКИ: № 1 (Почему и куда дуют ветры, откуда ураганы берут энергию?), 7 (Теория плавания с ластами, Рейнольдсом, кавитацией и без...), 11 (Эконофизика: как физика помогает экономике строить справедливое общество), 17 (Молния: больше вопросов, чем ответов).

Бунчук А.В., Падерина Е.В. (шк. № 2007, г. Москва). УМК для 7–9-го классов (68 ч/год, 2 ч/нед.): Шахмаев Н.М., Дик Ю.И., Шахмаев С.Н., Шодиев Д.Ш. Физика-7; Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. Физика-8; Шахмаев Н.М., Зосимовский А.В. (Бунчук А.В.) Физика-9. Поурочное планирование для 7–9-го кл. № 14.

Василькова И.В. (г. Челябинск). Межпредметные связи. Пропедевтические курсы физики и географии. 5-й кл. № 16.

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., Кирик Л.А., Коровин В.А. Программа курса «Физика для базового уровня», 70+70 ч (2 ч/нед.). Поурочное планирование. 10, 11-й классы. № 13.

Глазкова К.Р., Живодробова С.А. (лицей при СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург). Уроки-исследования. Формирование творческой, критически мыслящей личности. № 24.

Глазунова И.М. (шк. № 618, г. Зеленоград-Москва). Задачная школа (педагогический эксперимент). Мыследеятельностная педагогика. № 10.

Голева Н.Л. (шк. № 27, г. Балашиха, Московская обл.). А зачем нам физика? № 21.

Горовая Н.В. (гимн. № 1519, г. Москва). Механическая работа. Модульная программа. 9-й кл. № 22.

Даммер М.Д., проф. (ЧГПУ, г. Челябинск). Пропедевтику физики – с начальной школы. № 16.

Демидова М.Ю., Марголина В.В., Татур А.О. Рекомендации по внутришкольному контролю (МИОО, МЦКО, г. Москва). № 21, 23.

Демидова М.Ю. (МИОО), Нурминский И.И. (ИСМО РАО), г. Москва. Особенности ЕГЭ-2006. № 6.

Евгеньев А.О., Рыбаков А.Б. (гимн. № 144, г. Санкт-Петербург). О коэффициенте трения и добросовестности исследователя. № 19.

Жалыбина И.И. (шк. № 493, г. Москва). Природа тел Солнечной системы. Проектные задания: Астрономия+физика+География+окружающий мир+экология+информатика, 5 ч. 11-й кл. № 4.

Жданов С.А. (шк. № 6, г. Липецк). Организация повторения курса физики в выпускном классе. № 2.

Киприянова Е.В. (лицей № 11, г. Челябинск). Научно-исследовательская деятельность школьников. № 16.

Киркова С.И. (шк. № 1138, г. Москва). Звуковые волны. Инфразвук и ультразвук. Выдержки из ученических проектов. 9-й кл. № 3.

Кислова Н.Л. (шк. № 72, г. Владивосток, Приморский кр.). Задачники делаем сами. № 17.//Развитие теории о строении атома. № 21.

Китай А.Ю. (ПК № 1 им. К.Д.Ушинского, г. Москва). «Квантовые ямы» и «атомная фабрика». № 11. (Испр. ошибок см. в № 14, с. 30.)

Китайгородская Г.И. (КРИРОиПК, г. Сыктывкар, Респ. Коми). Как увидеть время. Программа курса предпрофильной подготовки, 14 ч. 9-й кл. № 18.

Коган Н.Э. (ЦО № 345, г. Москва). Пять минут для кинестетика. № 11.

Козлова О.И. (шк. № 30, г. Энгельс, Саратовская обл.). Формирование личности учащегося в процессе групповой работы на уроке. № 23.

Колпакова Е.Б. (СОШ № 2, с. Богучаны, Красноярский кр.). Квантовое дерево. Методы визуализации решения задачи. 11-й кл. № 19.

Кондратьев А.В. (шк. № 1189 им. И.В.Курчатова, г. Москва). Электростатическое поле. Два подхода к описанию. 10-й кл. № 22.

Косаковский Г.Г. (МГИЭТ (ТУ), г. Зеленоград-Москва). Изучение электропереноса в плотных слоях ориентированных углеродных нанотрубок. УНИП. Рук. проф. МГИЭТ (ТУ) Неволин В.К. 11-й кл. № 10.

Косолапова Е.С., Коханов К.А. (ВятГГУ, г. Киров). Слабое взаимодействие и элементы теории электрослабого взаимодействия. Урок-лекция объяснения нового материала, 2 ч. 11-й кл. № 8.

Котов П. (11-й кл., шк. № 26, г. Улан-Удэ, Респ. Бурятия). Степень вредного влияния сотовой связи. УНИП. Рук. Е.М.Савельева. № 7.

Кузьмина Т.Д., Костикова Л.Л. (шк. № 51, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Развитие креативных возможностей учащихся. Технология результативного обучения В.М.Монахова. 9-й кл. № 20.

Краснопевцев Д., Шапкин А. (ученики 10-го кл. шк. № 1273, г. Москва). Новые типы движителей для плавсредств. УНИП. Рук. Устюгина Г.П., консультант № 1.

Крюкова В.И. (шк. № 7, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся. № 20.

Лукьянова И.А. (шк. № 20, г. Москва). Энергетика пирамид. № 9.

Макарова Т. (уч. 11-го кл., шк. № 26, г. Улан-Удэ, Респ. Бурятия). К проблеме космического мусора. УНИП. Рук. Савельева Е.М. № 5.

Мартыненко Н.Ю. (шк. № 2, п. Уренгой, ЯНАО). Отметка или отметина? № 17.

Огородник О.Н. (шк. № 1912, г. Зеленоград-Москва). Компьютерные уроки физики. № 10.

Орлов В.А., проф. (ИСМО РАО, г. Москва). Физика в профильной школе. Преподавание в условиях введения образовательных стандартов и ЕГЭ. № 15.

Орлов В.А., проф. (ИСМО РАО, г. Москва), чл.-кор. РАО проф. Сауров Ю.А. (ВятГГУ,г. Киров). Методы решения физических задач. Элективный курс. Идеи и решения. 10–11-й кл. № 5.

Патракеев И.Я. (шк. № 1, г. Троицко-Печорск, Респ. Коми). Когда физика интересна. 10–11-й кл. № 18.

Перепелицына В.В., Чурилов В.И. (шк. № 1716, г. Москва). Построение логических последовательностей. 7-й кл. № 17.

Пигалицын Л.В. (шк. № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). В летних физико-математических лагерях. № 10.

Пурышева Н.С., проф., Важеевская Н.Е., проф. (МПгу, г. Москва). УМК для 7–9-го классов (68 ч/год, 2 ч/нед.): Физика-7, Физика-8. Поурочное планирование. 7-й, 8-й кл. № 14.

Раводин Е.М., М.Черкашина (шк. № 2, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Эффективный приём. 7-й кл. № 20.

Русина С.Р. (г. Кедровый, Томская обл.). Находки учеников. № 21.

Сергушин В.В. (ЦО № 293, г. Москва). «Луноход» на базе «LEGO-конструктора». Ученические проекты, 12 ч. 7–9-й кл. № 3.

Симоненко Т.М. (шк. № 15), Симоненко Г.Н. (СибГИУ), г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Элементы экологии в курсе физики. Методическое пособие. 7–11-й кл. № 20.

Симонян Р.Я., Попова А.П. (лицей № 82, г. Челябинск). Занимательная Вселенная. Элективный межпредметный курс: ФИЗИКА+АСТРОНОМИЯ. 54 ч. 9-й кл. № 16.

Степанова Г.Н. (СПбГУПМ). От традиционного урока к современным технологиям обучения. Мастер-класс. № 15, 17.

Стефанова И.А. (шк. № 155, г. Москва). Логические схемы. 7–8-й кл. № 19.

Талышев В.В. (шк. № 1360, г. Москва). Создание адаптивной образовательной среды. № 11.

Таперо Т.Ю. (гимн. № 1, г. Лыткарино, Московская обл.). Компьютерное моделирование. 8–9-й кл. № 21.

Усова А.В., акад. РАО (ЧГПУ, г. Челябинск). Формирование учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла. № 16.

Федяева И.И. (ПЛ-3, г. Братск, Иркутская обл.). Цвет: физика и физиология. Игра «Найди свой цвет». № 6.

Хачатурова К.Р. (шк. № 129, г. Санкт-Петербург). А зачем нам физика? № 21.

Чиганашкин В.М. (г. Псков). Гуманитаризация, хорошее образование и координатный метод. № 19.

Чопорова А. (Московская банковская школа). 10 игр по физике. 5–11-й кл. УНИП. Рук. Чопорова Ж.В. (шк. № 1951, г. Москва).  № 19.

Щука С.С. (шк. № 3, г. Усинск, Респ. Коми). Усинский Петергоф. № 8.

Эпштейн В.Г. (лицей «Профессионал», г. Харьков, Украина). «Непредметное (вне-, над-, сверх-, запредметное) ядро содержания образования». № 12.

Юркевич Т.П. (с. Лебедево, Новосибирская обл.). Организация деятельности учащихся. Тема «Законы постоянного тока». 10-й кл. № 21.

Юрченко С. (уч. 7-го кл., шк. № 1951, г. Москва). Консервирование помидоров: физические и химические процессы. УНИП. Рук. Чопорова Ж.В. № 8.

4. Тесты, задачи, диктанты

27-й Московский Ломоносовский турнир. 6–11-й кл. № 3.

Акимов В.А. (лицей № 230, г. Заречный, Пензенская обл.). Задачи в стихах. № 6, 9, 17, 21, 24.

Альминдеров В.В., Белопухов Л.К., Черноуцан А.И. (МИК «Глюон», г. Москва). XIV Международная олимпиада «Интеллектуальный марафон-2005». № 19.

Бражников М.А. (г. Москва). Задача без ответа. Из «старых» задач. № 8.//На паровике или на электричке? № 21.

Буров А.А., Свистов Л.Е. (шк. № 179, г. Москва). Ниточки-верёвочки, или Принцип Ферма. № 6.

Буханов В.М., Грачёв А.В., Погожев В.А., Старокуров Ю.В., Чистякова Н.И., Якута А.А. Вступительные испытания по физике на физфак МГУ-2005. МЕХАНИКА. № 10, 11.

Василевская Л.И., Коханов К.А., Гырдымов М.В. (ЦДООШ, г. Киров). Кировская летняя многопредметная школа. № 11.

Демков В.П., Озолин В.В., Студников Е.Л. Варианты вступительных экзаменов по физике в МАИ-2005. № 17, 19, 22.

Демоверсия ЕГЭ-2006 г. № 6, 8.

Долгушин А.Н. (шк. № 39, с. Ашитково, Московская обл.). Решение задач методом суммирования. Элективный курс «Практикум решения физических задач». 11-й кл. № 8.

Дроздов В.Б. (г. Рязань). Принцип Ферма и треугольник Шварца. № 6.//Человек на воде. № 11.

Зиятдинов Ш.Г. (лицей при БирГПИ, г. Бирск, Респ. Башкортостан). Капризная сила – сила трения. № 21, 23.

Зырянов И.А. (ВятГГУ, г. Киров). Изобретательские задачи. Педпрактика. 10-й кл. № 9, 18.

Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э. (ИСМО РАО, г. Москва). Тематическое оценивание при изучении курса «Физика для базового уровня», 70+70 ч (2 ч/нед.). 10-й, 11-й кл. № 13.

Кирик Л.А., Дик Ю.И. (ИСМО РАО, г. Москва). Примеры самостоятельных работ в УМК «Физика для базового уровня», 70+70 ч (2 ч/нед.). 10-й, 11-й классы. № 13.

Князев А.А. (ЛПН, СГУ им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов). Почему не замерзает водонапорная башня? № 2.//Автоколебания. № 3.//Диффузия или конвекция? № 8.

Козлов В.А. (г. Москва). Мороз и Солнце. № 5.

Коханов К.А., Гырдымов М.В. (ВятГГУ, г. Киров). Кировский Ломоносовский турнир. 7–8-й кл. № 2.

Лежнин С.И., проф., проф. Савченко О.Я., проф. Цвелодуб О.Ю. Задачи приёмных экзаменов на физическое отделение заочной школы СУНЦ НГУ. № 23.

Лисюкова Т.Н. (г. Ульяновск). Физика в рисунках. № 7–10, 12, 17, 20–22, 24.

Макаров В.А., проф., Полякова М.С., Чесноков С.С. Физфак МГУ-2005. Покори Воробьёвы горы! № 24.

Муравьёв С.Е. (МИФИ, г. Москва). Всероссийская отраслевая физико-математическая олимпиада Федерального агентства по атомной энергии РФ (Росатома). 2004/05 уч. г. № 5.

Первушина М.О. (гимн. № 209, г. Санкт-Петербург). Геометрические представления при изучении физики. № 12.

Почему же, почему?.. № 1, 5, 7, 9, 11, 15, 17, 19, 21, 23.

Прохорчик М.Н. (шк. № 1973, г. Москва). Задания для усвоения знаний. Физматпрофиль, 10-й кл. № 24.

Самойлова Т.С., Федосеев О.Б. (шк. № 444, г. Москва). Домашние контрольные работы. Тема «Законы сохранения в механике», 10-й кл. Расширенный курс. № 12.

Склянкин А.А., Зотеев А.В. (МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва). Вступительные испытания по физике на химическом факультете МГУ-2005. № 6, 8, 12, 18, 20.

Спажакин В.А. (МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва). Познавательные задачи с названиями. № 2.

Тулькибаева Н.Н., проф. (ЧГПУ, г. Челябинск). К методам решения задач. № 16.

Филатов Е.Н. (ЗФМШ «Авангард», г. Москва). Межрегиональная заочная физическая олимпиада. Условия задач XII МЗФО. Решения задач XI МЗФО. 7–10-й кл. № 20.

Харитонова Т.И. (Школа космонавтики, г. Красноярск). Приключения в школе привидений. Профильная школа. Гуманитарные классы. 10-й кл. № 23.

Хмелинин А.Б., проф., Муравьёв С.Е. (МИФИ, г. Москва). Вступительные экзамены по физике в МИФИ-2005. № 9.

Чесноков С.С., Никитин С.Ю., Николаев И.П., Подымова Н.Б., Полякова М.С., проф. Шмальгаузен В.И. (МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва). Хочу учиться на ВМК! Задачи вступительных экзаменов по физике в 2005, 2006 гг.: № 1, 3, 5, 7, 9, 21.

Шведов О.Ю., Варламов С.Д., Д.Э.Харабадзе, Горбатый И.Н., Елантьев А.И., Погожев В.А., Семёнов М.В., Палюлин В.В., Якута А.А., Андрианов А.В., Антышев Е.П., Башевой К.В., Зильберман А.Р., Пекальн Н.А. (МГУ им. М.В.Ломоносова, МИОО, г. Москва). 66-я Московская региональная олимпиада школьников по физике-2005. 7–11-й кл. № 1.

Шифман М.Л. (ФМЛ № 30, г. Санкт-Петербург). Алгоритмические методы обучения решению задач. Кинематика прямолинейного движения. 9–10-й кл. № 17.

Экелекян В.Л. (шк. № 765, г. Москва). Методика решения задач. 10-й кл. Профильный уровень. № 1.

5. Планы-конспекты уроков, нестандартные уроки (уроки-игры, -леции, -конференции, -соревнования, -семинары, -устные журналы), внеклассные мероприятия, физические вечера, занятия в кружках, летних лагерях

Алейникова Л.А. (шк. № 599, г. Москва). Теплообмен в природе и технике. План-конспект урока обобщения и закрепления. 8-й кл. № 22.

Алёшин С.И. (Технологический лицей, г. Сыктывкар, Респ. Коми). Физический марафон. Интеллектуально-познавательная игра. 9–10-й кл. № 18.

Алёшин С.И., Расторгуева С.В. (Технологический лицей, г. Сыктывкар, Респ. Коми). Излучения и спектры. Спектральный анализ. План-конспект интегрированного урока: физика+ химия. 11-й кл. № 18.

Богданов К.Ю. (г. Москва). Летняя ФМШ «Варнавино»-2006. № 16.

Васильева А.А. (шк. № 1226, г. Москва). Внеклассная работа. 7–11-й кл. № 4.

Дороговцева И.А. (шк. № 1976, г. Москва). Получение и применение кристаллов. Урок-семинар с компьютерной презентацией. 10–11-й кл. № 4.

Изюмов И.А. (шк. № 3, г. Аксай, Ростовская обл.). Основы физико-технического моделирования. Постройка монгольфьера. 10-й кл. № 8.

Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э. (ИСМО РАО). Два урока в 10-м классе: 1. Физика и методы научного познания. 2. Место человека во Вселенной. № 13.

Красильников В.Д. (СОШ с. Юрьевка, Белгородская обл.). Во имя бессмертия и славы твоей, Земля! № 5.

Кузнецова Н.Н. (шк. № 1209, г. Москва). Первоначальные сведения о магнетизме. План-конспект открытого урока по физике. 8-й кл. № 3.

Кузьмичёва А.А. (шк. № 1, г. Лебедянь, Липецкая обл.). Интеллектуальное казино. Внеклассное мероприятие: ФИЗИКА+ХИМИЯ +БИОЛОГИЯ. 8-й кл. № 2.

Кутко И.П. (НМЦ ЗелАО, шк. № 618, г. Зеленоград-Москва). Применение методов спектрального анализа для изучения космических объектов. Проект сценария. Урок физика+астрономия. 11-й кл. № 10.

Логинов Л.А. (ЦО № 109, г. Москва). Экспертиза туалетной бумаги. Научно-практический семинар. 10-й кл. № 15.

Ломакин А.В. (СОШ с. Ладомировка, Белгородская обл.). Освоение космоса и глобальные проблемы. № 5.// «Акционерное общество». Заключительный урок-игра по физике по теме «Постоянный ток». 8-й кл. № 24.

Максимова (шк. № 29, г. Якутск). Школьное физическое общество как одна из форм внеклассной работы. № 9.

Перекалина Е.О. (шк. № 315, г. Москва). Выращивание крупных кристаллов. Физический кружок, 5-й кл. № 12.

Порошин О.В. (лицей № 39, г. Озёрск, Челябинская обл.). Предпрофильная подготовка в летнем научно-исследовательском лагере. № 9.//Турнир моделей метательных машин. Разработка многопредметной игры. 8-й кл. № 16.

Сафонов Б.Н. (шк. № 1906, г. Москва). Кровообращение. Обобщающий интегрированный урок-семинар: БИОЛОГИЯ+ФИЗИКА. 8-й кл. № 1.

Струков Е.В. (СОШ с. Вербилово, Липецкая обл.). Музыка и графические образы. Предновогодняя НПК: ФИЗИКА+ИНфОРМАТИКА+МХК. № 2.

Суханькова Е.П. (шк. № 12, г. Орёл). Без физики армии создать нельзя. Танки. № 7.

Трусёнкин С.П. (CЛШ № 1, д. Козино, Московская обл.). Что? Как? Почему? Игра-викторина. 8-й кл. № 11.

Турова О.Р. (с. Солнцевка, Омская обл.). Физические игры. № 12.

Харитонова В.Е. (шк. № 80, г. Челябинск). Интегрированные уроки: ФИЗИКА+МАТЕМАТИКА. Курс опережающего обучения. 5–7-й кл. № 16.

Чернобылова Н.А. (шк. № 1692, г. Зеленоград-Москва). Восхождение на пик Знаний. Урок-соревнование по теме «Взаимодействие сил». 7-й кл. № 10.

Чернышёва М.В. (ЦО № 1943, г. Москва). «Следствие ведут семиклассники». Дидактическая игра. 7-й кл. № 22.

Чикин В.С. (г. Н.Новгород). Сценарии физических спектаклей. № 10 (Ошибка Галилея), 11 (Ультрафиолетовая катастрофа).

Шонина И.В. (шк. № 1191, г. Москва). Применение сообщающихся сосудов. План-конспект обобщающего урока-игры. 7-й кл. № 22.

Щербакова Н.В. (шк. № 17, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Летние задания для 7–8-го кл. № 12.

6. Я иду на урок

Арефьева Е.Ю. (шк. № 1969, г. Москва). Давление твёрдых тел. Комбинированный урок объяснения нового материала. 7-й кл. № 4.

Безродных А.Б. (шк. № 180, г. Москва). Магнитное поле. Магнитные силовые линии. Урок усвоения новых знаний. 8-й кл. № 3.

Вьюгова Н.М. (шк. № 102, г. Москва). Решение задач о молниях. Открытый урок совершенствования и применения теоретических знаний. Вставка о Г.В.Рихмане. 11-й кл. № 1.

Гуденко Е.В. (шк. № 814, г. Москва). Взаимодействие заряженных тел. Урок «колдовства» (фронтальная лабораторная работа). 8-й кл. № 24.

Ефимова В.Г. (с. Георгиевское, Пермский кр.). Закон Ома для участка цепи. Урок изучения и первичного закрепления нового материала, 8-й кл. № 24.

Жалыбина И.И. (шк. № 493, г. Москва). Этот вездесущий электрический заряд. Открытый урок объяснения нового материала. 8-й кл. № 4.

Изюмов И.А. (шк. № 3, г. Аксай, Ростовская обл.). Занимательное взвешивание. Урок комплексного применения знаний, 45 мин. 7-й кл. № 6.

Исакова Н.М. (шк. № 24, г. Сыктывкар, Респ. Коми). Источники света. Прямолинейное распространение света. Урок углубления и систематизации знаний в форме сказки. 5-й кл. № 18.

Крюкова В.И. (шк. № 7, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Гидростатическое давление. Урок объяснения нового материала. 7-й кл. № 20.

Ловягин С.А. (шк. № 1060, г. Москва). Что такое цвет? Открытый урок в рамках мастер-класса на конкурсе «Учитель года-2005». 11-й кл. № 6.

Мальцева Л.А. (п. Карымкары, Тюменская обл., ХМАО). Блицтурнир. Открытый урок решения физических задач: ФИЗИКА+ИНФОРМАТИКА. 7-й кл. № 19.

Новиков В.П. (шк. № 1902, г. Москва). Движение заряженной частицы в магнитном поле. Открытый урок объяснения нового материала. 10-й кл. № 4.

Плахова Е.В. (с. Варваровка, Пензенская обл.). Изменение агрегатных состояний вещества. Обобщающий урок, 2 ч. 8-й кл. № 17.

Попков Д.А. (СОШ п. Маяк, Липецкая обл.). Архимедова сила. Урок объяснения нового материала. 7-й кл. № 2.

Смотрова С.А. (п. Разумное, Белгородская обл.). Курение или здоровье? № 3.

Фещенко Т.С. (ОНМЦ ЮЗАО, шк. № 1279, г. Москва). Физические модели. План-конспект урока объяснения нового материала. 10-й кл. № 1.

Шмырёв А.А., Гуров И.С. (ЦО, г. Мичуринск, Тамбовская обл.) Источники звука. Звуковые колебания. Конспект урока объяснения нового материала c компьютерной поддержкой. 9-й кл. № 23.

Щербакова Н.В. (шк. № 72, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Урок объяснения нового материала. 7-й кл. № 20.

7. Эксперимент (натурный и компьютерный)

Борисов Ю.А. (шк. № 6, г. Волжск, Респ. Марий Эл). Магические демонстрации. № 9.

Головин П.П. (с. Ишеевка, Ульяновская обл.). Практикум по электродинамике. Лабораторные работы № 37 (Знакомство с осциллографом и определение параметров переменного тока по осциллограмме), 38 (Изучение устройства и принципа работы электромагнитных телефона и микрофона), 39 (Сравнение амплитудного и действующего значений переменного напряжения). 10-й кл. № 8.

Гущина Е.В., Коханов К.А. (ВятГГУ, г. Киров). Загадочный психрометр. № 19.

Еськов М.И. (шк. № 85, г. Москва). Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела. Нетрадиционная постановка лабораторной работы. 8-й кл. № 22.

Ковалёва С.Я. Учите, учитесь и... играйте. О конструкторе «Электроник» П.П.Головина. № 8.

Левищев И.Ф. (СОШ с. Н.Дубовое, Липецкая обл.). Самодельные приборы на уроках. 7–11-й кл. № 2.

Лисицын С.Г. (ОТИ МИФИ, ФМЛ № 39, г. Озёрск, Челябинская обл.). Компьютерные эксперименты в курсе физики. № 16.

Михайлова Ю.С. (шк. № 1744, г. Москва). Испарение жидкостей. Практическая домашняя работа. 8-й кл. № 22.

Новиков В.П. (шк. № 1902, г. Москва). Исследование коэффициента поверхностного натяжения воды. ЛР. Профильный урок. 10-й кл. № 4.

Овсянников А.Р. (шк. № 1, г. Микунь, Респ. Коми). Определение показателя преломления стекла. ЛР. 11-й кл. № 18.

Ольшевская Т.Н. (шк. № 853, г. Зеленоград-Москва). Занимательное повторение. 7–8-й кл. № 10.

Плесовский А.С. (Женская гимназия, г. Сыктывкар, Респ. Коми). Закон Кулона и электрофорная машина. № 18.

Плосков В.А. (КомиГПИ, КРИРОиПК, г. Сыктывкар, Респ. Коми). Подготовка к экспериментальному туру олимпиад. 9–10-й кл. № 18.

Раводин Е.М. (шк. № 2, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Изучение колебательного контура. Эксперимент с использованием компьютера. 10-й кл. № 20.

Сивков А.А. (шк. № 22, г. Сыктывкар, Респ. Коми). Демонстрационные опыты и самодельные приборы. № 18.

Старшов М.А. (лицей № 62, г. Саратов). Вода в решете – без решета. № 8.

Томашов В.Н. (Медиацентр ЮВАО, г. Москва). Аномальные свойства воды. Экспериментальное исследование. № 4.

Трифонов М.А. (ФМЛ № 31, г. Челябинск). Практикум в 8-м классе – это реально. № 16.

Хейло А.В. (шк. № 7, г. Старомарьевка, Ставропольский кр.). Измерение ёмкости и индуктивности. ЛР. 10-й кл. № 23.

Шилов В.Ф. (ИОСО РАО, г. Москва). Демонстрация стоячих волн. № 19.

8. История физики и техники. Новости. Рассказы о науке и технике

Барабанов Н.Н. (ОНМЦ ЦАО, г. Москва). Дж.-Дж.Томсон и его вклад в развитие физики ХХ в. № 21.

Белюстов В.Н. (БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Памятные даты. № 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24.

Буров А.В. (МИФИ, г. Москва). Нобелевская премия-2006. № 23.

Богданов К.Ю. (шк. № 1326, г. Москва). Где собака зарыта? № 2 (5. Что такое огонь?), 4 (6. Можно ли видеть сквозь стену?), 6 (7. Почему кость полая и прочнее гранита?), 8 (8. Что общего между чудом св. Януария и буровым раствором?)//Радуга. № 3.

Богданов К.Ю. (шк. № 1326, г. Москва), Хамитов В.А. (шк. № 1, пос. Октябрьский, Пермская обл.) Можно ли сделать… тихий самолёт? № 12.

Болотовский Б.М., проф. «Семинар Гинзбурга». К 90-летию академика В.Л.Гинзбурга. № 18.

Бражников М.А. (г. Москва). Опыты Гастона Планте и его реостатическая машина. № 24.

Далай-лама XIV. Начала заповедей квантовой физики. № 23.

Дианов Е.М., академик РАН, Курков А.С. (ИОФ РАН, г. Москва). Волоконная оптика. № 23.

Изюмов И.А. (шк. № 3, г. Аксай, Ростовская обл.). Wireless: к истории создания. № 9.

Как это устроено?.. № 1 (Компьютерная мышь), 3 (Лазерный принтер), 5 (Космический глаз), 7 (Бесшумная подлодка), 9 (Артроскопия), 11 (Определитель фальшивых купюр), 13 (Проигрыватель компакт-дисков), 15 (Охранные товарные этикетки), 17 (Считыватель штрих-кода), 19 (Полицейские радары), 21 (Игральные автоматы), 23 (Световоды).

Лазаревич Ю.Н. Сигнальные огни Агамемнона. № 23.

Лучков Б.И., проф. (МИФИ). Зимняя «радуга». № 3.//Нейтрино изучают Землю. № 8. (Испр. см. в № 12/06, с. 45.)

Менский М.Б., проф. (ФИАН им. П.Н.Лебедева, г. Москва). Странности квантового мира и тайна сознания. ч. I. КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА. № 2, 4, 6, 8, 10, 12, 16, 18. ч. II. КВАНТОВЫЙ МИР И СОЗНАНИЕ. № 20, 22, 24.

Некрасов А.В., проф. (РГГМУ, г. Санкт-Петербург). Морские приливы. № 10, 23 (ответ читателю).

Новости науки и техники. № 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23.

Пелиновский Е.Н., проф., Слюняев А.В. (ИПФ РАН, г. Н.Новгород). Волны-убийцы. № 2, 4.

Пигалицын Л.В. (шк. № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Л.С.Термен. № 11, 13, 15, 17, 19. //Экспедиция на Эльбрус: Полное солнечное затмение. № 11.

Рандошкин В.В. (ИОФРАН, г. Москва). Нобелевский лауреат Жорес Алфёров. № 14.

Русин И.Н., проф. (СПбГУ, г. Санкт-Петербург). Немного о тайфунах. № 12.

Самойленко П.И., проф. (г. Москва). Драма идей глазами классиков науки. № 19.

Сёмке А.И. (г. Ейск, Краснодарский кр.). Легенды о календаре: Древний Египет. № 23.

Сухочева Н.В. (шк.-интернат № 1 для детей-сирот, г. Воронеж). Квантовые компьютеры. № 22.

Урвалов В.А. (почётный член НТОРЭС им. А.С.Попова, г. Санкт-Петербург). А.С.Попов – изобретатель радио. № 8.

Хамитов В.А. (шк. № 1, п. Октябрьский, Пермская обл.). № 1 (Крутое пике); 3 (Удивительное открытие), 6 (Оптика и клей), 7 (Ещё раз о трении. Инерция. Победа ковалась и в лабораториях).

9. Астрономия

Барышников А.Н. (ВПГУ, г. Волгоград). Зона жизни. Где её искать? № 5.

Брусенцева Г.П. (ГОУ СОШ № 2001, г. Москва). Звёздная азбука. Программа спецкурса. 68 ч (2 ч/нед.). 9-й кл. № 5.

Вершинин П.А. (гимн. № 8, г. Глазов, Респ. Удмуртия). «Живые модели» на уроке астрономии. 11-й кл. № 8.

Сёмке А.И. (г. Ейск, Краснодарский кр.). Задачи по стихам. № 5, 15, 21.

Чаругин В.М., проф. (МГПУ, г. Москва). Звёздное небо в... № 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23.

10. Разное

Ананьевы О.А., В.Д. (шк. № 61, г. Оренбург). Прощай, школа! Здравствуй, жизнь! № 11.

Богуславский А.А., проф. (г. Коломна). Физика на сканере. № 24.

Закон Кулона. Ученица школы № 2, г. Озёры, Московская обл. Учитель О.Н.Кузнецова.

Замореева Г.В. (г. Новокубанск, Краснодарский кр.). Школа – жизнь моя! № 12.

Золотухина Т.В. (К 5-летию Марафона учебных предметов). № 15.

Иванов, к доске! № 1 (Коновалихин С.В., Белюстов В.Н.), 5 (Рябушкина В.М.), 10 (Кутко И.П.), 12, 13 (Белюстов В.Н.).

Сёмке А.И. (г. Ейск, Краснодарский кр.). Поговорки, пословицы, загадки о небесных светилах, мифы. № 13, 23.//Подборки стихов по астрономии. № 1, 17, 19.

Чопорова Е. Космические частушки. № 5.

11. Кроссворды, ребусы, чайнворды, головоломки

Белюстов В.Н. (БЦО, г. Борисоглебск, Белгородская обл.). Астрономический филворд. № 3.//Выдающиеся астрономы и астрофизики (кроссворд). № 5 (испр. фамилии автора в № 8).//Физический футбол для 7-классников. № 12.//Зеркало (головоломка). № 15.

Кротова Н. (ученица 11-го кл., п. Разумное, Белгородская обл.). Механика (кроссворд). № 3.

Хамитовы В.А. и Г.Ф. (п. Октябрьский, Пермская обл.). Физика в кроссвордах: № 9 (Физики), 20 (Плавание тел), 21 (Атомная физика).

12. Спецвыпуски

ЗелАО, г. Москва. Методист И.П.Кутко <kutko@zelnet.ru> № 10.

Липецкий. Методист Е.Е.Панова. <e_e_panova@rambler.ru> ОИРО. № 2.

СВАО, г. Москва. Методист К.В.Шевякова <svuo.edu@mtu-net.ru> № 3.

Прокопьевский. Методист Л.В.Савельева <ravodin@bk.ru> № 20.

Респ. Коми. Методист Г.Н.Китайгородская <kriropk@rambler.ru> № 18.

СЗАО, г. Москва. Методист Л.А.Иванчикова <lilandiva@mail.ru> № 22.

Челябинский. Методист А.Э.Пушкарёв <pushtoo@mail.ru> № 16.

ЮВАО, г. Москва. Методист О.А.Рыжикова <ryzhikova201@rambler.ru> № 4.

ЮЗАО, г. Москва. Методист Т.С.Фещенко <feschenko-va@rao.elektra.ru> № 1.

.  .