Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №23/2006
Формирование личности учащегося в процессе групповой работы на уроке

О.И.КОЗЛОВА,
МОУ СОШ № 30, г. Энгельс, Саратовская обл.

Формирование личности учащегося
в процессе групповой работы на уроке

Вопрос о качестве образования, его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства всегда был чрезвычайно важным. Ещё более важным становится всестороннее развитие личности ученика, его умение адаптироваться в окружающем мире, воспитание убеждённости в необходимости сотрудничества при совместном выполнении задач, уважительного отношения к мнению оппонента. Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует групповая работа учащихся на уроках физики. Представленные ниже три вида групповой работы можно применять в старших классах на уроках обобщения, систематизации и контроля знаний. У учащихся седьмых и восьмых классов часть предлагаемых разработок может вызвать определённые затруднения в связи с одновременным использованием на уроке всех трёх ведущих каналов восприятия (визуального, аудиального и кинестетического), необходимостью достаточно развитого уровня мышления и переработки информации и умением быстро адаптироваться в новых условиях работы.

1. Обмен знаниями по определённому разделу (теме) с обязательным активным участием каждого ученика

Цели урока. Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме; формирование умения плодотворно работать в группе при заданных условиях, опираясь на чувства справедливости и эмпатии; приобретение умения предъявлять требования к членам своей группы в соответствии с их способностями и достигать поставленной цели через максимальные возможности каждого; формирование адекватной самооценки.

Оценивание работы учащихся на уроке. Учитель оценивает работу группы в целом (количество и качество правильных ответов). Учащиеся выделяют работы лучших одноклассников.

Подготовка и проведение занятия. Учащиеся приходят на урок, подготовив по десять вопросов по заданной теме как теоретического, так и практического характера. Деление на две (три) группы происходит под руководством учителя уже на самом уроке, с учётом (по возможности) желания учащихся.

Группам даётся время на обсуждение. Затем они формулируют вопросы, которые представитель группы предъявляет остальным группам. Основное условие – каждый член группы должен задать свой вопрос и хотя бы один раз без помощи товарищей ответить на вопрос другой группы. Выбор отвечающего в группе происходит коллегиально, с согласия всех её членов.

2. Обмен знаниями по данному разделу (теме) с письменной аннотацией вопросов и ответов других групп

Цели урока. Наработка учащимися умений делать краткий письменный анализ ответов одноклассников по ходу их выступлений, ориентироваться и адаптироваться в новых условиях работы в группе, брать ответственность за результат её работы на себя; формирование лидерских качеств.

Оценивание работы учащихся на уроке. Работа каждого ученика оценивается учителем после урока на основе письменных аннотаций вопросов и ответов, записанных учащимися во время прослушивания диалогов между двумя другими группами.

Подготовка и проведение занятия. Вопросы практического и теоретического плана по теме готовятся учащимися заранее. Деление класса на три группы происходит на уроке, без предварительного согласования с учащимися. Каждая из этих групп последовательно проходит через три различные категории: задающих вопросы, письменно оценивающих ответы другой группы и отвечающих. По мере пребывания группы в каждой из указанных категорий каждый ученик должен задать хотя бы один вопрос, составить аннотацию услышанного, а также самому дать как можно больше правильных ответов на вопросы, предложенные его группе. Учитывая психологические сложности, возникающие у учащихся при переходе в различные категории и смене ведущего вида деятельности в ней, а также необходимость использования при этом всех каналов приёма информации (визуального, аудиального, кинестетического) и высоко развитых мыслительных процессов, конечный результат в данном виде работы может адекватно показать знания, умения и навыки, которыми владеют прежде всего учащиеся старших классов. Для письменного анализа можно предложить следующую таблицу:

Фамилия, имя задающего вопрос и отвечающего Сложность вопроса, полнота ответа Правильность ответа Что неверно? Замечания, дополнения
       

Основное условие работы групп. Обсуждение внутри группы запрещается. Группы начинают работать сразу после разделения класса. Поведение каждого члена группы диктуется его видением происходящей ситуации в данный момент и зависит от его личностных ценностей и позиций.

3. Противостояние. Защита своей теории

Цели урока. Формирование ораторских умений: отстаивать свою точку зрения, убеждать в своей правоте, полемизировать, доказывать в корректной форме несостоятельность мнения оппонента; а также воспитание убеждённости в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач.

Оценивание работы учащихся на уроке. Работу групп оценивает либо учитель, ориентируясь равно как на убедительность, научность и доказательность высказываний, так и на линию поведения, выбранную представителями групп, либо выделенная из класса группа рецензентов (тогда учитель оценивает представленный ею анализ – точность, правильность и аргументированность).

Подготовка и проведение занятия. Учащиеся по желанию заранее делятся на две группы, одна из которых должна быть защитником определённой теории, а другая – её противником. Дома первая группа готовит презентацию теории, опираясь и на теоретический, и на математический, и на практический материал. Вторая группа готовит вопросы пяти типов, направленные на то, чтобы оппоненты:

– склонились к мнению, что изучаемые по теме явления могут быть объяснены с помощью другой теории;

– убедились, что формулировки законов и определений составлены некорректно, что некоторые слова в них можно заменить другими или поменять местами, следовательно, теория не имеет права на существование;

– доказывали справедливость теории примерами или фактами (что? кто? где? когда? как? зачем?), графиками, расчётами, выводами формул;

– провели анализ формул, показали их физический смысл, рассмотрели частные случаи, интерпретировали наличие отрицательных знаков;

– показали, что знания этой теории обязательно пригодятся в жизни.

При проведении этого вида групповой работы учителю необходимо заранее определить время каждого этапа урока.

.  .