1. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к образованию (только то содержание усваиваивается прочно и сознательно, которое стало предметом активных действий ученика). 2. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения (определение зон развития ученика по Выготскому: зона оптимального развития, или ближайшая, – то, что для ученика ново, существуют трудности, сложности; зона актуального развития – та, где нет затруднений в выполнении заданий). Знание зоны актуального развития ученика даёт возможность повышать сложность заданий. Давая ученику 4 задания различного уровня сложности, учитель в состоянии оценить зону его развития: – зона актуального развития: ученик выполнил 4 задания самостоятельно; – зона ближайшего развития: ученик выполнил 4-е задание с помощью; – хороший уровень обучаемости: ученик выполнил 3 задания самостоятельно; – низкая зона обучаемости: ученик сделал самостоятельно 2 задания. Всех учащихся необходимо разделить на группы, соответствующие зоне их ближайшего развития (3–4 группы в классе). 3. Модульное обучение – это программированное обучение: чётко программируется ход деятельности ученика, плюс самоконтроль, плюс деление учебного материала на мелкие части. 4. Модульное обучение – это поэтапное формирование умственной деятельности. Различают четыре этапа: предъявление ученику материала объектов или материала форм; проговаривание в громкой речи; проговаривание про себя; проговаривание во внутренней речи. 5. Модульное обучение – это чёткое управление, переходящее в самоуправление (из кибернетики). 6. Модульное обучение – это проблемный подход, при котором идёт процесс развития. Это интенсивное обучение, поэтому необходимо продумывать нагрузку и разрядку, чтобы не было перегрузки. 7. Модульное обучение – это умение рефлексировать на себя (как я работал, почему допустил ошибку, как работал в группе, кто наиболее компетентен в группе по этому вопросу,– я?), это взято из психологии. С модульного урока ученик уходит, зная, на каком уровне он усвоил материал и зафиксировав это в тетрадь в конце урока: Компоненты учебного модуля: – завершённый информационный блок; – целевая программа действий ученика; – руководство деятельностью учащегося. Роль учителя – управление мотивацией учения.
1. Выделение в предмете стержневых линий курса (научные идеи курса). 2. Составление технологической карты по каждому классу (см. внизу страницы). 3. Разработка модульной программы (название – по теме образовательной программы) с комплексной дидактической целью (КДЦ). КДЦ имеет два уровня: 1-й уровень направлен на усвоение учебного содержания учеником (что знать, что уметь, чему научиться), 2-й уровень направлен на использование учебного материала в практике, а также на изучение учебного содержания в будущем. 4. Выделение из КДЦ интегрирующих дидактических целей (ИДЦ) и формирование модулей. (Не проще ли название дидактическая цель модуля? – Ред.) Каждый модуль (как правило, тема урока) имеет свою ИДЦ. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение КДЦ. 5. Так как в модули входят крупные блоки учебного содержания, то каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы (УЭ). Каждой ЧДЦ соответствует один УЭ. В результате создаётся дерево целей, в соответствии с которым конструируется учебное содержание. Технологическая карта
1. Обязателен входной контроль: на доске или на отдельных листах указываются правильные ответы (проверка знаний, взаимопроверка, тестирование), – с последующим разбором ошибок. 2. Обязательны промежуточный контроль и текущий контроль в конце каждого учебного элемента (т.е. каждый УЭ заканчивается контролем), цель которого – выявить затруднения, испытываемые учеником. Затруднения преодолеваются с помощью учителя или консультанта группы. 3. Обязателен выходной контроль (в конце модуля), цель которого – выявить уровень усвоения содержания модуля. Впоследствии он обязательно дорабатывается. За базовый уровень берётся зачёт. 4. Содержание должно излагаться доступно, методические указания (руководство по усвоению учебного материала) обязательны. 5. В структуру модуля входят его содержательные учебные элементы плюс четыре стандартных: УЭ0 – входной контроль; УЭ1 – интегрирующая цель модуля (ИДЦ); УЭ(n–1), предпоследний, – резюме (обобщение, вывод); УЭn, последний, – выходной контроль.
– Задания составлять минимально – на два уровня сложности, максимально – на три; – в заданиях стремиться осуществить проблемное обучение; – модуль строить от восприятия до обобщения; – в материал включать повторение изученного.
– Ученик учится сам в зоне своего ближайшего развития; – ученик осуществляет самоуправление и взаимоуправление в ходе деятельности; – ученик учится обращаться к товарищам и к учителю; – ученик учится распределять время; – ученик осуществляет рефлексию по ходу обуучения и в комплексе каждого учебного занятия. 2. МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА»КДЦ: закрепление полученных ранее знаний о механической работе, о потенциальной и кинетической энергии (из курса физики для 7-го класса); знакомство учащихся с механической работой потенциальных сил и связи механической работы с изменением кинетической энергии тела; формирование понятий о замкнутой системе и о полной механической энергии; воспитание ответственности за результат своего труда – своего и товарища.
ЛитератураМодульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы: Под ред. Шамовой Т.И. – М.: МПГУ, 1994. Модульный внутришкольный контроль на рефлексивной основе: Физика. – М.: Центр инновационной педагогики, 1998. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография. Под ред. Шамовой Т.И., Третьякова П.И. – Москва-Тюмень: Изд. Тюменского Госуниверситета, 1994. Система промежуточной аттестации школьников: Из опыта работы гуманитарной гимназии-лаборатории № 1504: Под ред. Шамовой Т.И. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. Школа-лаборатория № 137 МКО (из опыта работы): Отв. ред. Курнешова Л.Е. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.
Надежда Васильевна Горовая окончила МГПИ им. В.И.Ленина в 1977 г., учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 28 лет. Награждена почётной грамотой Министерства образования РСФСР и ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР, медалью «В память 850-летия Москвы», дипломом лауреата всероссийского конкурса «Трудовая слава России», грамотой МИОО «За вклад в развитие методики преподавания физики». Имеет звания «Почётный работник общего образования Российской Федерации», ветеран труда. Девиз жизни: «Быть полезной людям». Любит вязать и шить, читать и смотреть детективные сериалы. Не может стоять на месте, поэтому всегда в поиске. |