УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ
И.В.ШОНИНА,
школа № 1191 СЗАО, г. Москва
Применение сообщающихся сосудов
План-конспект обобщающего
урока-игры. 7-й класс
Класс делится на 9 групп по интересам,
каждая получает задание. В течение 45 минут урока
группы достигают нужной цели и предоставляют
отчёт – составленный кроссворд, выполненное
задание и т.п. Ответы оцениваются по 5-балльной
системе.
Используются диафильм «Сообщающиеся
сосуды», слайды «Фонтаны Петродворца».
Задание 1. Историческое. Жители
современного Рима до сих пор пользуются
остатками водопровода, построенного их предками.
Но римский водопровод прокладывался не в земле, а
над ней, на высоких каменных столбах. Инженеры
опасались, что в водоёмах, соединённых очень
длинной трубой (или жёлобом), вода не установится
на одинаковом уровне, что, следуя уклонам почвы, в
некоторых участках вода вверх не потечёт.
Поэтому они обычно придавали водопроводу
равномерный уклон вниз на всём пути (для этого
нередко требовалось либо вести воду в обход, либо
возводить высокие прочные подпоры). Одна из
римских труб имеет длину 100 км, между тем как
прямое расстояние между её концами вдвое меньше.
? Правы ли были
инженеры Древнего Рима? Если нет, то в чём их
ошибка? Почему строительство
водопровода-акведука экономически невыгодно?
Задание 2. Строительное. В вашем
распоряжении имеются линейка и сообщающиеся
сосуды, наполненные жидкостью.
? Как с их помощью
начертить на доске строго горизонтальную линию?
Продемонстрируйте это. Подумайте, где на
практике вы можете столкнуться с такой
проблемой.
Задание 3. Мелиоративное. Недалеко
от С.-Петербурга находится Петергоф – ансамбль
парков, дворцов и фонтанов. Это единственный
ансамбль в мире, фонтаны которого (их больше 100)
работают без насосов и сложных водонапорных
сооружений. Здесь используется принцип
сообщающихся сосудов – разница в уровнях, на
которых расположены фонтаны и пруды-хранилища.
? В вашем
распоряжении сосуд с водой, трубки и сопло на
подставке. Постройте модель фонтана и
продемонстрируйте его действие. Объясните
принцип работы фонтана.
Задание 4. Геологическое. На рис. 112
вашего учебника по физике* изображён
артезианский колодец. Представьте себе, что
вместо водяного пласта залегает нефтяной слой.
? Возможен ли
такой способ добычи нефти? Объясните, почему
нефть будет подниматься по трубе.
Задание 5. Теоретическое. С
помощью приборов, расположенных на вашем столе,
продемонстрируйте принцип сообщающихся сосудов.
Приборы: две стеклянные трубки,
резиновый шланг, стакан с водой, линейка.
? Докажите (и
покажите на доске), что уровни однородной
жидкости в сообщающихся сосудах одинаковые.
Задание 6. Корабельное. Рыбак для
хранения живой рыбы отделил часть лодки,
поставив вертикальные перегородки, и в
отгороженной части сделал отверстие в дне.
? Не зальёт ли
лодку так, что она потонет? Ответ обоснуйте и
проверьте его с помощью модели из консервной
банки.
Задание 7. Экономическое. На
берегу канала нужно построить водонапорную
башню для снабжения водой двух сёл.
? Выберите место
для башни с таким расчётом, чтобы длина труб была
наименьшей. Объясните принцип действия этой
башни.
Задание 8. Занимательное.
Составьте кроссворд с использованием терминов
из главы «Давление жидкостей и газов» (с. 71–81
учебника).
Задание 9. Поэтичное. Просмотрев
фотографии и слайды с изображением
дворцово-паркового ансамбля Петергоф, до конца
урока сочините стихотворение о том, что увидели;
обязательно хотя бы раз употребив слова: сообщающиеся
сосуды, фонтан, давление, закон Паскаля.
Ирина
Владимировна Шонина – выпускница МГЗПИ,
учитель физики высшей квалификационной
категории, педстаж 23 года, из них 13 – в школе
№ 1191. Вместе с мужем вырастила двоих сыновей:
старший – юрист, младший заканчивает МГТУ (МАМИ).
Ирина Владимировна одинаково любит свою семью и
свою работу. Увлекается логическими
компьютерными играми и домашней кулинарией.
Успехи педагога – это успехи учеников,
медалистов и призёров олимпиад: Кальченко
Анна, Лисичкин Андрей, Кошеверский Игорь,
Воробьёв Александр, Ахлынини Виктор. Многие
учатся в технических вузах (МАИ, МГТУ «МАМИ»,
МАТУ, МГИ). Профессиональная деятельность Ирины
Владимировны в 2003 г. была отмечена почётным
дипломом «Грант Москвы» в области наук и
технологий в сфере образования», а также
неоднократно – грамотами МИОО и ОМЦ.
___________
* Пёрышкин А.В. Физика-7. – М.: Дрофа, 2001.