Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №22/2006
О физическом образовании в СЗАО

Герб СЗАО

В голубом щите московской формы центральный зелёный щиток, окаймлённый серебряной нитью и обременённый серебряной сосной. В правом верхнем углу щита серебряный лёт (два распростёртых крыла) с золотым пропеллером крестообразно. Щит наложен верхней частью на красный, мурованный золотом, фигурный зубец стены Московского Кремля. Над зубцом золотая лента с надписью красными буквами «Москва». Щитодержатели: два лебедя натуральных цветов, стоящие на золотых башнях шлюза канала им. Москвы с золотыми закрытыми шлюзовыми воротами и зелёными холмами. Внизу на голубой ленте с серебряным подбоем надпись серебряными буквами «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОКРУГ».

О физическом образовании в СЗАО

Северо-Западный административный округ образован в 1991 г. (площадь 107 км2, население около 700 тыс. человек). Система образования СЗАО (более 70 000 детей) – это 256 образовательных учреждений: 132 ДОУ, 110 общеобразовательных школ различного типа, 14 вузов и филиалов, 10 ссузов, 8 учебных заведений начального профессионального образования. В том числе учреждений повышенного уровня обучения: 3 лицея, 8 гимназий, 3 прогимназии,15 школ с углублённым изучением отдельных предметов, 19 – с лицейскими и гимназическими классами). Приоритеты нашей образовательной политики:

  • равные условия – всем,

  • заботу и внимание – каждому ученику,

  • качество образования – качество жизни,

  • профильное обучение – выбор жизненного пути,

  • здоровые дети – здоровое будущее,

  • информационно-коммуникативные технологии – каждому участнику образовательного процесса.

В округе работают около двухсот учителей физики, обладающие высоким образовательным и профессиональным уровнем:

  • 51 имеют звание «Почётный работник образования»;

  • 9 – звание «Заслуженный учитель России»:

Зоя Павловна Глазова (гимназия № 818);

Галина Александровна Далецкая (школа №1286);

Татьяна Даниловна Доронина (гимназия № 1515);

Серафима Владимировна Жданова (лицей № 1560);

Алексей Юрьевич Крыгин (школа № 147);

Ирина Владимировна Масленникова (гимназия № 1515);

Татьяна Борисовна Мельникова (гимназия № 1522);

Наталья Борисовна Мухина (гимназия № 1538);

Мария Ивановна Саныгина (школа № 69);

  • 12 учителей имеют учёную степень;

  • 8 учителей являются обладателями грантов Правительства Москвы. В 2006 г. премией Мэрии в области образования награждены Ольга Николаевна Морозенко (школа № 1327) и Елена Ивановна Силаева (школа № 1302).

Качественное образование – один из важнейших вопросов современности. Многие учителя используют дифференцированный подход к обучению физике, а именно уровневую дифференциацию как здоровьесберегающую технологию, среди них М.И.Еськов (школа № 85), И.В.Шонина (школа № 1191),
Н.В.Горовая (гимназия № 1619). Элементы открытых технологий используют З.П.Глазова (школа № 1571), Е.В.Степанова (школа № 1302).

Уроки с использованием информационных технологий, в том числе с комплектом L-микро, освоили М.Э.Малышева (школа № 132), Т.К.Фёдорова (школа № 2004), Л.П.Макутонина (школа № 1538), Т.А.Сергеева и Г.Д.Судакова (школа № 1184), Л.Е.Капустина (гимназия № 1551), В.И.Тимофеев (школа № 11), Т.В.Иванова (школа № 1605), И.А.Хмелевская (школа № 69).

Личностно-ориентированные технологии используют Е.П.Никитинская (школа № 7), Г.Н.Филиппов (школа № 93). Делают акцент на развивающее обучение (познавательную деятельность) учителя Н.Б.Мухина (гимназия № 1538), А.А.Ткаченко (школа № 677), Е.А.Борисова (школа № 1056).

Многое делается с целью отработки перехода на профильное обучение. Активно разрабатывают элективные курсы, программы для кружков, системы творческих заданий, спецкурсы О.В.Гуляева (школа 1327), Е.В.Ветшина (гимназия № 1538), М.В.Чернышёва (ЦО № 1943), Ю.С.Михайлова (гимназия № 1549), И.Н.Тарасова (школа № 1058), Л.Ф.Обухова (школа № 677), С.Д.Полунина (лицей № 1560). Организации предпрофильной подготовки много внимания уделяют В.П.Сивцова (школа № 1964) и М.И.Саныгина (школа № 69). Огромный опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся имеют
О.Н.Морозенко (школа № 1327), О.К.Николаева (школа № 1155), Е.В.Тарасова (школа № 883), Т.С.Грачёва (школа № 116), Е.И.Силаева (школа № 1302).

Становится традицией проведение творческих мастерских для педагогов округа. В частности, Э.П.Августинович (школа № 821) с успехом провела мастер-класс «Использование новых технологий в ходе проведения практических работ по физике и астрономии».

С 2000 г. в рамках программы «Одарённый ребёнок» в округе проходит «Проектная неделя на Северо-Западе» для среднего звена и научно-практическая конференция «Лидер» для старшеклассников, в которых за последние два года в секции «Физика и астрономия» 41 общеобразовательное учреждение представили к защите 52 работы.

Проекты и исследования – это необычный, но интересный вид работы с учащимися. Так, работа «Судьба человека» Нахатакяна Давида, ученика 5-го класса школы № 1747 (рук. Диана Георгиевна Митяева) была рекомендована для представления на городскую НПК «Космический патруль», где Давид успешно выступил и занял призовое 2-е место. Анализ работ окружной НПК показывает высокое качество работ и их презентаций, что говорит о развитии творческо-поисковой и исследовательской работы учащихся, а также целенаправленной работе учителей с учащимися.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся под руководством педагогов-физиков Л.П.Савиновой (гимназия № 1517), В.Е.Закладной (ЦО № 1619), Е.В.Степановой (школа № 1302), А.Н.Квятковской (школа № 599) позволяют решать важнейшие задачи современного образования.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является основной составляющей программы развития окружной системы образования на 2005–2008 гг. с 2005 г. под научным руководством НИИ инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) Департамента образования г. Москвы реализуется программа «Северо-Запад – научное будущее России», главная цель которой – построение новой модели окружного образования, основанной на интегративной связи науки, образования и промышленности.

Знакомство с современной проблематикой и методами научного исследования, активное включение школьников в реальную жизнь для решения стоящих перед районом и округом задач, развитие общественно значимой мотивации и сотрудничества детей и взрослых, а также возникновение новой элитарной образовательной практики легли в основу Школы генеральных конструкторов им. П.Г.Кузнецова. Под руководством представителя НИИ ИСРОО И.С.Чаусова наше ОМЦ при активном участии учителей физики Г.И.Науменко (школа № 1964), В.Е.Дмитриевой (школа № 705), М.В.Чернышёвой (ЦО № 1943), Н.П.Попковой (школа № 1136) совместно с учениками разрабатывает пилотные проекты детско-взрослых образовательных производств в области ядерно-водородной энергетики, которые позволят в будущем обеспечить взаимосвязанное развитие российской науки, российского образования, российской промышленности.

Особой благодарности заслуживают учителя, подготовившие большое число победителей и призёров олимпиад за последние три года. Среди них хотелось бы отметить:

Т.Б.Мельникову (гимназия № 1522),

Т.Д.Доронину (гимназия № 1515),

Л.М.Николаеву (школа № 114),

Л.А.Ваганову и Л.Е.Капустину (гимназия № 1551),

С.В.Журавлёву (гимназия № 1519).

Учащиеся ГОУ СОШ № 1189 им. И.В.Курчатова стабильно побеждают не только на окружных и городских, но и на всероссийских олимпиадах. Так, Киселёв Александр, ученик 11-го класса школы № 1189 в этом году был награждён диплом I степени всероссийской олимпиады по физике, а также получил золотую медаль международной олимпиады по физике, прошедшей в г. Сингапуре (учителя Сергей Владимирович Толоконников, Георгий Шотович Гоциридзе).

Конкурс «Учитель года» традиционно проходит в округе уже несколько лет. Именно на нём впервые выявляются имена талантливых учителей. В этом году в конкурсе приняли участие три учителя физики: Людмила Александровна Алейникова (школа № 599), Диана Георгиевна Митяева (школа № 1747) и Любовь Евгеньевна Добринова (школа № 106). Во второй тур вышли две конкурсантки: Л.А.Алейникова и Д.Г.Митяева. Знание методики преподавания предмета, умение вести диалог с учениками, высокое профессиональное мастерство позволили стать лауреатом конкурса Л.А.Алейниковой. На окружной конференции победителей и призёров она с блеском провела презентацию урока.

Сегодня работа с учителями физики нацелена на переосмысление традиционных подходов к вопросам содержания образования и работе со знанием. Надпредметные знания, научные прорывы в содержании, мыслительная педагогика – вот небольшой перечень вопросов, над которыми предстоит работать.

Л.А.ИВАНЧИКОВА, методист СПМП ОМЦ СЗУО
lilandiva@mail.ru

Наши «стотысячницы»

.  .