Т.П.ЮРКЕВИЧ,
с. Лебедево, Новосибирская обл.
Организация деятельности
учащихся
Тема «Законы постоянного тока».
10-й класс
Описанный ниже приём – «кольцовка
уроков» – результат недостатка измерительных
приборов для фронтальных лабораторных работ.
Пришла я к нему не сразу, а методом проб и ошибок.
На изучение темы запланировано 10 ч. На первом
уроке повторяем то, что известно из 8-го класса:
понятие «электрический ток», описывающие это
явление величины, виды соединения проводников и
их особенности, основные закономерности и их
математическое и графическое выражения. На
втором уроке –лекции – даю новый материал:
электронную теорию проводимости металлов,
понятие электродвижущей силы, закон Ома для
полной цепи. На дом задаю проработать эти вопросы
по учебнику. Таким образом я готовлю платформу
для дальнейшей самостоятельной работы учащихся.
На следующем уроке класс разбиваю на
пять групп, которые работают в постоянном
составе пять уроков (этапов). Так как классы
небольшие, то в группе не более четырёх человек.
На каждом последующем уроке название группы, а
следовательно, и характер заданий, меняется, так
что в результате каждая группа проходит через
все этапы. Рассмотрим структуру и задачи групп на
первом этапе.
1-я группа (Т – теоретики) выполняет
тренировочные тесты. Задания должны быть похожи,
но в четырёх вариантах, что позволяет группе
проработать несколько аспектов одного элемента
знания (оптимально 5–7 вопросов в варианте).
2-я группа (Э1 – экспериментаторы)
выполняет лабораторную работу «Изучение
последовательного и параллельного соединений
проводников». За один урок две пары выполняют,
меняясь, разделённую на две части работу.
3-я группа (Э2 – экспериментаторы)
выполняет в том же режиме лабораторную работу
«Определение ЭДС и внутреннего сопротивления
источника тока».
4-я группа (К – конструкторы)
выполняет варианты задания по карточкам (типа
показанной).
5-я группа (Р – расчётчики) выполняет
расчётные задачи по теме, выбирая из
предложенных карточек трёх уровней сложности
задание «своего» уровня (см. пример).
Такая форма организации позволяет
включить всех учащихся в активную работу и
сформировать у них умение самостоятельно
организовать познавательную деятельность. У
детей развиваются навыки
информационно-коммуникативной деятельности: им
приходится пользоваться учебником, тетрадью,
справочником для поиска решений задач. Работа в
группе позволяет тренироваться в проговаривании
формулировок, элементов алгоритмов, в
использовании научной терминологии.
В состав группы входят учащиеся с
различным уровнем обученности, что позволяет
развивать и «сильного», и «слабого» ученика:
«слабый» учится новому, «сильный», объясняя,
усваивает лучше. Учитель выступает в роли
консультанта и координатора. При выполнении
задания в группе Т отрабатываются основные
элементы знания по теме. Для выполнения
лабораторных работ (группы Э1, Э2) необходимо
продемонстрировать практические навыки по
сборке электрической цепи, определению
показаний приборов, а также умение оценить
результаты эксперимента. В группе К учащиеся
вспоминают в ходе работы правила изображения
электрических схем, обозначения входящих
элементов, определения показаний приборов. Дети
должны самостоятельно выбрать необходимые
данные, сформулировать задачу, затем решить её.
Задания 5 и 6 – повышенного уровня, они позволяют
определить уровень понимания учеником
процессов, происходящих в электрической цепи. В
группе Р ученик сам должен оценить свой уровень и
соответственно выбрать задачи. Результат
выполнения или невыполнения выбранных задач
даёт повод ребёнку подумать над правильностью
самооценки.
После «кольцовки» обобщаем тему,
проводим контрольную работу.
Хочу отметить: несмотря на то, что я
пришла к такой форме изучения темы вынужденно,
сейчас реально вижу её преимущества по сравнению
с традиционной формой работы.
ОБ АВТОРЕ. Татьяна Петровна Юркевич
закончила в 1980 г. Новосибирский ГПИ по
специальности «Учитель физики и информатики».
Педагогический стаж 26 лет.