Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №21/2006
Рекомендации по внутришкольному контролю

М.Ю.ДЕМИДОВА demidovaktv1@yandex.ru, В.В.МАРГОЛИНА, А.О.ТАТУР,
Московский институт открытого образования,
Московский центр качества образования

Рекомендации по внутришкольному контролю

Контроль знаний учащихся составляет важную часть учебного процесса, его систематичность и планомерность способствует повышению качества обучения. Основным видом контроля является текущая проверка. Обычно это итоговая проверка знаний учащихся, которая проводится по завершении темы, четверти, года или курса основной или средней школы. Требования к результатам обучения за курс определяются исходя из федерального компонента государственного стандарта. Ориентиром уровня сложности и критериями оценки достижений учащихся могут служить примерные билеты по физике для сдачи экзамена по выбору в 9-м и 11-м классах общеобразовательных учреждений РФ, а для профильного уровня – материалы ЕГЭ.

При организации внутришкольного контроля на старшей ступени следует обращать внимание на соответствие объёма учебной нагрузки, выделяемого в школе на изучение предмета, и требований программно-методического обеспечения к недельному количеству часов. В настоящее время сложилась крайне напряжённая обстановка в школах, где физика изучается на базовом уровне (2 ч/нед. в 10–11-м классах). Однако программ и УМК, реально обеспечивающих такой курс физики, пока нет.

При проведении тематических проверок требования к результатам обучения определяются исходя из содержания программы и конкретного УМК, а также времени, отводимого на изучение предмета.

Как итоговая, так и тематическая проверка уровня учебных достижений по физике строится так, чтобы можно было оценить три основных элемента: теоретические знания, умение применять физические законы при решении расчётных задач, экспериментальные умения. Наиболее распространёнными формами внутришкольного контроля являются фронтальный опрос, контрольная работа, зачёт, тест.

  • Фронтальный опрос целесообразно проводить при необходимости оценить достаточно широкий спектр теоретических знаний и понимание учащимися смысла изученных понятий, величин и законов. Каждый элемент знаний должен проверять (по возможности на нескольких уровнях сложности): воспроизведение, понимание, т.е. использование понятия в измененной ситуации, и применение – при ответе на несложные качественные вопросы по физике. Можно выделить следующие стадии, через которые должен проходить каждый вопрос: проверка самого факта знания или незнания понятия (величины, закона и т.д.); проверка понимания понятия (величины, закона и т.д.); использование данного понятия (величины, закона и т.д.) для объяснения наблюдаемого явления и т.п.

  • Контрольную работу (КР) используют, как правило, для оценки сформированности экспериментальных умений и умения решать типовые расчётные задачи – текстовые (аналитические и графические) или экспериментальные. Тематические КР составляются в соответствии с программными требованиями, содержанием учебника, стабильного задачника и уровнем подготовки учащихся, но не ниже требований государственного стандарта. Перед проведением КР учащимся сообщаются основные типы задач и нормы выставления оценок. Рекомендуется предложить школьникам для самостоятельного решения на уроке перед КР или в качестве домашнего задания её примерный вариант. Существуют различные способы подготовки вариантов КР, но для внутришкольного контроля целесообразно использовать варианты с избыточным количеством разноуровневых задач. Это могут быть:

– «уровневые» КР – задания разделены на две части (визуально их разделяют горизонтальной чертой). В первой части – «над чертой», которая обеспечивает получение оценки «3», – помещаются простейшие задания на применение одной формулы или закона. Для получения более высокого балла надо выполнить ещё (частично или полностью) задания более сложного уровня (в два-три уравнения, с переводом единиц и т.п.) «под чертой»;

– КР «по баллам» – количество задач заведомо больше, чем необходимо для получения максимальной оценки. Каждая задача имеет определённый «вес», выраженный в баллах и отражающий реальную сложность задачи. Например, три задачи по 1 баллу, две – по 2 балла и одна на 3 балла.

Решение расчётной задачи считается полностью правильным, если верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. Удовлетворительным может считаться решение, в котором записаны только исходные формулы, необходимые для решения, таким образом учащийся демонстрирует понимание представленной в задаче физической модели. При этом допускается наличие ошибок в математических преобразованиях или неверной записи одной из исходных формул.

При оценке экспериментальных заданий максимальный балл ставится в том случае, если учащийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности действий; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, а для профильного уровня изучения физики – ещё и правильно выполняет анализ погрешностей. Удовлетворительная оценка ставится при условии понимания учащимся проверяемого в экспериментальном задании физического явления и правильном проведении прямых измерений.

  • Зачёт проводится для определения достижений каждым учащимся конечных результатов обучения по определённой теме. В зависимости от содержания учебного материала зачёты могут быть письменными или устными. Как правило, в содержание зачёта включаются: вопросы, проверяющие теоретические знания школьников о физических явлениях, закономерностях, теориях и т.д. (здесь предполагается развёрнутый ответ в соответствии с принятой в методике преподавания структурой различных элементов физических знаний); расчётные задачи или задания, проверяющие умения школьников применять полученные знания на практике; практические задания для контроля экспериментальных умений. В рамках зачётов проверяется сформированность не только предметных умений, но и ряда общеучебных умений и способов деятельности.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Например, при рассказе о физическом законе учащиеся пользуются следующим планом: 1) словесная формулировка закона; 2) *математическое выражение закона; 3) *опыты, подтверждающие справедливость закона; 4) *примеры применения закона на практике; 5) условия применимости закона. Элементы, обозначенные знаком «*», считаются обязательными результатами обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу, без выполнения которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.

  • Тестовая проверка знаний является наиболее технологичной и экономичной формой внутришкольного контроля по физике с точки зрения проведения, обработки и анализа результатов. Использование стандартизованных измерительных материалов позволяет не только определить уровень усвоения тех или иных дидактических единиц, но и сравнить результаты данной группы учащихся со средними статистическими показателями.

Приводим подборку стандартизованных измерительных материалов для внутришкольного контроля по физике за курс основной школы, основанную на анализе аттестационных тестирований и диагностики в Москве в 2005/06 уч.г.

Краткий анализ

Наиболее проблемными (усвоение ниже 60%) для выпускников основной школы были темы: «Взаимодействие и силы» (7-й, 9-й классы), «Сила трения» (7-й, в 9-м классе рекомендуется повторить); «Закон всемирного тяготения» (9); «Закон сохранения механической энергии и импульса» (7, 9); «Звук» (9); «Количество теплоты» (8). Почти половина учащихся не справляется с проведением измерений основных физических величин. Практические задания на реальном лабораторном оборудовании – крайне важный аспект проверки уровня подготовки выпускников основной школы. Используемые при аттестационном тестировании практические задания базируются на типовых лабораторных работах курса физики 7–9-го классов и проверяют умения, освоение которых предусмотрено нормативными документами. При выполнении этих заданий учащиеся проводят измерения физических величин, необходимых для расчёта заданного параметра: объёма тела для расчёта его плотности при заданной массе; массы цилиндра для расчёта его плотности при известном объёме; веса тела в воздухе и в воде для расчёта архимедовой силы; объёма цилиндра для расчёта архимедовой силы при известной плотности жидкости; площади поверхности для расчёта давления твёрдого тела на опору при известной массе; веса тела и силы трения для расчёта отношения силы трения к весу тела; силы упругости и удлинения пружины для расчёта её жёсткости; силы тока и напряжения для расчёта сопротивления резистора; фокусного расстояния собирающей линзы при построении изображения удалённого предмета. Для контроля уровня сформированности экспериментальных умений учащихся можно использовать предлагаемую ниже работу из трёх практических заданий (45 мин).

Приводим примеры результатов тестирования знаний наименее усваиваемых тем (правильные ответы выделены).

  • Тема «Тепловые явления»:

– Трём телам равной массы удельными теплоёмкостями с, 2с и 3с сообщили одинаковое количество теплоты. Какое из этих тел нагреется до более высокой температуры?

1) Первое (49%); 2) второе; 3) третье (32%); 4) температуры всех тел будут одинаковы.

Особенно трудно даются вопросы: внутренняя энергия, превращение энергии при изменении агрегатных состояний, а также расчётные задачи на уравнение теплового баланса.

  • Тема «Законы сохранения энергии и импульса»:

– Железнодорожный вагон массой m, движущийся со скоростью , сталкивается с первоначально покоящимся вагоном массой 3m и сцепляется с ним. Чему равен импульс вагонов после столкновения?

1) m (31%); 2) 2m; 3) 3m; 4) 4m (58%).

Учащиеся допускают арифметические ошибки (при возведении в квадрат), а также демонстрируют полное непонимание сущности закона, как в приведённом выше примере. К сожалению, в наиболее распространённом в настоящее время в г. Москве учебнике для 9-го класса Пёрышкина А.В., Гутник Е.М. закон сохранения энергии практически не рассматривается, следовательно, и не решается необходимый минимум задач, а закон сохранения импульса не обеспечен должным аппаратом для освоения темы. Однако усвоение этих законов требуется нормативными документами и крайне важно для продолжения обучения.

  • Графики зависимости физических величин: График

– На тело действует единственная сила, зависимость от времени которой приведена на графике. Ускорение тела не изменялось в течение:

1) 1-й и 3-й секунд; 2) 2-й и 3-й секунд; 3) 3-й и 4-й секунд (39%); 4) 2-й и 4-й секунд (41%).

Затруднения вызывают ЛЮБЫЕ графики независимо от тематической принадлежности. Очевидно, здесь необходима координация действий учителей физики и математики. Эти проблемы целесообразно выявить с целью дальнейшей коррекции на этапе перехода из основной школы в старшую.

Приводим три комплекта (по два варианта) проверочных материалов для внутришкольного контроля в 8–9-м классах:

– тематический тест по теме «Тепловые явления» (8-й класс);

– проверка сформированности экспериментальных умений за курс основной школы (9-й класс);

– итоговый тест по разделу «Механика» (9-й класс).

В варианты включены задания типа А – с выбором одного ответа из четырёх предложенных, типа В – задания с кратким ответом и типа С – с развёрнутым ответом, а также ответы на задания типа А и В, ответы и критерии оценивания заданий типа С и шкала оценивания.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ», 8-й класс

Цель проверки: 1) определение уровня подготовки учащихся по программным темам; 2) выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения при усвоении.

Время тестирования: 45 мин.

Условия тестирования: использование дополнительных материалов не допускается.

Шкала оценивания: максимальный балл 15; средний уровень выполнения 75%.

Итоговый балл 15–14 13–11 10–8 Менее 8

Отметка

Отлично (5)

Хорошо (4)

Удовл. (3)

Неудовл. (2)

Вариант 1        

1. Тело сохраняет объём, но не сохраняет форму при внешних воздействиях. Вещество, из которого состоит тело, может находиться в состоянии:

А) только жидком;

Б) только твёрдом;

В) только газообразном;

Г) или твёрдом, или газообразном.

2. Четыре бруска разной массы из одного и того же металла имеют одинаковые температуры и установлены на неподвижной и движущейся тележках. Какой из брусков имеет наибольшую внутреннюю энергию?

3. Воздух в цилиндре двигателя внутреннего сгорания быстро сжимают. Его внутренняя энергия увеличивается вследствие:

А) теплопередачи;

Б) совершения работы внешними силами;

В) совершения работы воздухом;

Г) теплопередачи и совершения работы внешними силами.

4. Какое из следующих положений противоречит основам молекулярно-кинетической теории?

А) вещество состоит из молекул;

Б) молекулы вещества движутся беспорядочно;

В) все молекулы взаимодействуют друг с другом;

Г) все молекулы вещества имеют одинаковые скорости.

5. В чайнике подогрели воду. При этом у молекул воды:

А) увеличилась кинетическая энергия;

Б) уменьшилась кинетическая энергия;

В) увеличилась потенциальная энергия;

Г) уменьшилась потенциальная энергия.

6. Каким видом теплопередачи в основном обеспечивается процесс нагревания комнаты батареями водяного отопления?

А) конвекцией;

Б) теплопроводностью;

В) излучением;

Г) всеми тремя видами теплопередачи примерно в равной мере.

7. Для плавления 1 кг меди необходимо затратить 210 кДж теплоты. При отвердевании 2 кг меди:

А) поглощается 210 кДж тепла;

Б) выделяется 210 кДж тепла;

В) поглощается 420 кДж тепла;

Г) выделяется 420 кДж тепла.

8. Три тела одинаковой массы нагревались одним и тем же источником тепла. Из графика зависимости температуры T от времени t, представленного на рисунке, следует, что:

А) удельная теплоёмкость тела А наименьшая;

Б) удельная теплоёмкость тела Б наименьшая;

В) удельная теплоёмкость тела В наименьшая;

Г) удельные теплоёмкости трёх тел одинаковы.

9. Стакан со льдом вынули из морозильной камеры и оставили в тёплой комнате. График зависимости показаний термометра в стакане от времени представлен на рисунке. Сколько времени продолжался процесс плавления льда?

А) 5 мин; Б) 10 мин; В) 15 мин; Г) 30 мин.

10. В двигателе внутреннего сгорания клапаны закрыты, образовавшиеся при сгорании горючей смеси газы давят на поршень и толкают его. Этот такт называется:

А) выпуск; Б) рабочий ход; В) впуск; Г) сжатие.

11. Тепловой двигатель, имеющий КПД, равный 40%, получил при сгорании топлива количество теплоты, равное 100 кДж. Какую полезную работу он совершил?

А) 0; Б) 10 кДж; В) 40 кДж; Г) 60 кДж.

12. Пользуясь табличными данными, определите, какое из веществ при нормальных условиях находится в газообразном состоянии.

Вещество Температура плавления, °С Температура кипения, °С
А – 210 – 196
Б         0    100
В       18     290
Г     232   2270

Задание С1. Приведите полное решение на обороте бланка ответов. Пишите разборчиво и аккуратно.

Какую массу платины, взятой при температуре её плавления 1774 °С, можно расплавить, сообщив ей количество теплоты, выделяющееся при сгорании 1 кг природного газа? (Удельная теплота плавления платины 110 кДж/кг, удельная теплота сгорания газа 44 000 кДж/кг.)

Ответы

Задание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Ответ А А Б Г А А Г А Б Б В А

Задание С1 (максимальный балл 3)

3 балла: решение правильное и полное, включающее 3 элемента: 1) запись уравнения теплового баланса (Q1 = Q2, где Q1 = m1, Q2 = qm2); 2) ответ в общем виде (m1 = qm2/); 3) числовой ответ (m1 = 400 кг);

2 балла: решение включает элементы 1 и 2;

1 балл: верно приведён элемент 1 или 2;

0 баллов: все элементы представлены неверно или отсутствуют.

ПРОВЕРКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ, 9-й класс

Цель проверки: 1) определение уровня подготовки учащихся по программным темам; 2) выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения при усвоении.

Время тестирования: 45 мин.

Условия тестирования: использование дополнительных материалов не допускается.

Шкала оценивания: максимальный балл 9; средний уровень выполнения 70%.

Итоговый балл 9–8 7–6 5–4 Менее 4
Отметка Отлично (5) Хорошо (4) Удовл. (3) Неудовл. (2)

Вариант 1

С1. Практическое задание

Оборудование: динамометр, сосуд с водой, стальной цилиндр с крючком для нити.

Рассчитайте архимедову силу, действующую на груз, полностью погружённый в воду.

Запишите: значения промежуточных измерений веса груза; расчётное значение архимедовой силы.

С2. Практическое задание

Оборудование: мензурка с водой, латунный цилиндр на нити из набора калориметрических тел. Масса цилиндра 170 г.

Определите плотность вещества, из которого изготовлен цилиндр.

Запишите: значение объёма цилиндра; формулу для расчёта плотности; значение плотности вещества.

С3. Практическое задание

Оборудование: деревянная доска (от трибометра), деревянный брусок с тремя отверстиями, набор из трёх грузов по механике (масса каждого 100 г), динамометр.

Рассчитайте отношение силы трения скольжения деревянного бруска с грузами по деревянной доске к весу этого бруска с грузами.

Запишите: значение силы трения скольжения; вес бруска вместе с тремя грузами (с указанием единиц); отношение силы трения скольжения к весу тела.

Критерии оценивания

С1. Максимальный тестовый балл – 3.

1. С помощью динамометра измеряем вес груза. (Например, P1 1,5 Н.) – 1 балл. 2. Опускаем груз в сосуд с водой и измеряем вес груза в воде. (P2 1,3 Н.) – 1 балл. 3. Архимедова сила равна <...> (FA = P1P2 0,2 Н.) – 1 балл.

С2. Максимальный тестовый балл – 3.

1. Опускаем груз в сосуд с водой и измеряем объём цилиндра. (Например: V = V2V1 = 150 – – 130 = 20 см3.) – 1 балл. 2. Записываем формулу для расчёта плотности. ( = m/V.) – 1 балл. 3. Рассчитываем плотность вещества. ( = 170/20 = 8,5 г/см3.) – 1 балл.

С3. Максимальный тестовый балл – 3.

1. Производим измерения при максимальной массе (при этом погрешности минимальны). (Например: Р = Рбр + 3mg. Р = 0,7 H + 3 H 3,7 H.) – 1 балл. 2. Измеряем силу трения скольжения при равномерном перемещении бруска с тремя грузами по горизонтальной доске (с помощью динамометра). (Например, Fтр = Fупр = 0,95 Н.) – 1 балл. 3. Находим отношение Fтр/P. (Fтр/P = 0,95/3,7 0,25.) – 1 балл.

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «МЕХАНИКА», 9-й класс

Цель проверки: 1) определение уровня подготовки учащихся по программным темам; 2) выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения при усвоении.

Время тестирования: 45 мин.

Условия тестирования: использование дополнительных материалов не допускается.

Шкала оценивания: максимальный балл 17; средний уровень выполнения 74%.

Итоговый балл 17–16 15–13 12–10 Менее 10
Отметка Отлично (5) Хорошо (4) Удовл. (3) Неудовл. (2)

Вариант 1

1. Лыжник скатывается с горы. При этом он движется:

А) равномерно, действие всех тел на него скомпенсировано;

Б) равномерно, действие всех тел на него не скомпенсировано;

В) с ускорением, действие всех тел на него скомпенсировано;

Г) с ускорением, действие всех тел на него не скомпенсировано.

2. На рисунке представлен график зависимости координаты x движущегося тела от времени t. Модуль скорости тела равен:

А) 1 м/с; Б) 1,5 м/с; В) 3 м/с; Г) 4,5 м/с.

3. Тело начинает двигаться равноускоренно с начальной скоростью 2 м/с и ускорением 4 м/с2. За 2 с его скорость увеличивается на:

А) 1 м/с; Б) 2 м/с; В) 4 м/с; Г) 8 м/с.

4. На рисунке изображён график зависимости проекции скорости x от времени t. Ускорение тела равно:

А) 6 м/с2; Б) 18 м/с2; В) 2 м/с2;   Г) 0,5 м/с2.

5. Тело бросили вертикально вверх с начальной скоростью 10 м/с. Сопротивление воздуха мало. Принять g = 10 м/с2. Наибольшая высота подъёма:

А) 100 м; Б) 50 м; В) 10 м; Г) 5 м.

6. По закруглению дороги автомобиль движется с ускорением 1 м/с2 при скорости 36 км/ч. Радиус кривизны закругления равен:

А) 1296 м; Б) 100 м; В) 36 м; Г) 4 м.

7. Катер плывёт против течения реки. Скорость катера относительно воды 18 км/ч, скорость течения реки 3 м/с. Скорость катера относительно берега равна:

А) 8 м/с; Б) 2 м/с; В) 3 м/c; Г) 4 м/c.

8. Как изменится период колебаний груза на лёгкой пружине, если массу груза увеличить в 4 раза?

А) увеличится в 2 раза; Б) увеличится в 4 раза; В) уменьшится в 2 раза; Г) уменьшится в 4 раза.

9. На тело действует единственная сила, зависимость модуля которой от времени приведена на графике. Модуль ускорения тела равен нулю в течение интервала времени:

А) [0–1] с; Б) [1–2] с; В) [2–3] с; Г) [3–4] с.

10. Под действием одинаковых сил две пружины растянулись: первая – на 4 см, вторая – на 2 см. Жёсткость второй пружины по отношению к жёсткости первой пружины:

А) больше в 2 раза; Б) меньше в 2 раза; В) больше в 4 раза; Г) меньше в 4 раза.

11. Конькобежец массой 80 кг скользит по льду. Определите силу трения скольжения, действующую на конькобежца, если коэффициент трения скольжения коньков по льду равен 0,02.

А) 1,6 H; Б) 16 H; В) 40 H; Г) 400 H.

12. На тело, находящееся на искусственном спутнике Земли:

А) действует сила притяжения к Земле;

Б) действует сила трения;

В) действует сила реакции опоры;

Г) не действуют никакие силы.

13. Чему равен модуль изменения импульса тела, если на него действовала сила 10 Н в течение 5 с?

А) 2 кг • м/с; Б) 5 кг • м/с; В) 10 кг • м/с; Г) 50 кг • м/с.

14. Представлены варианты взаимного расположения векторов силы F, действующей на тело, и скорости  тела при прямолинейном движении. В каком случае работа силы отрицательна?

 

15. Чему равна кинетическая энергия тела массой 3 кг, движущегося со скоростью 4 м/с?

А) 6 Дж; Б) 12 Дж; В) 24 Дж; Г) 48 Дж.

16. Тело массой 1 кг свободно падает с высоты 5 м. Начальная скорость тела равна нулю. На расстоянии 2 м от поверхности Земли кинетическая энергия тела приблизительно равна:

А) 0 Дж; Б) 10 Дж; В) 20 Дж; Г) 30 Дж.

Ответ на задание B1 запишите в указанном месте в бланке ответов, не забыв указать единицы.

В1. Тело массой 20 кг, движущееся со скоростью 3 м/с,  догоняет тело массой 30 кг, движущееся со скоростью 2 м/с. Определите скорость, с которой будут двигаться тела после неупругого соударения.

Бланк ответов
Бланк ответов

КОММЕНТАРИИ РЕДАКЦИИ

1. На наш взгляд (с. 3, левая колонка, конец 1-го абзаца), было бы желательно указать как обязательное знание условия применимости закона.

2. В задачах 5 и 12 указанные правильные ответы не являются единственными. Так, в задаче 5 правильные ответы – А и В; в задаче 12 – А, Б (завязанный узел на верёвке не развяжется) и В (сила реакции опоры действует, если тело зажато в тисках).

.  .