Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №20/2006
 Элементы экологии в курсе физики

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Т.М.СИМОНЕНКО (СОШ № 15),
Г.Н.СИМОНЕНКО (СибГИУ),
г. Прокопьевск

Элементы экологии в курсе физики

Методическое пособие. 7–11-й классы

(Даётся в значительном сокращении, в основном за счёт уже приведённого во многих источниках материала, в том числе и в наших публикациях (в частности, см. материал Т.М.Симоненко в № 41/01, где дан перечень экологических вопросов, увязанный с темами курса физики). – Ред.)

Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек,
его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям.

С.П.Залыгин

Экологическое образование и воспитание учащихся – сложный процесс. В конечном счёте он должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природе, умение предвидеть и оценивать последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, приумножать которое – долг каждого гражданина. В содержание школьного образования должны быть включены система знаний о взаимодействии общества и природы, ценностная экологическая ориентация, система норм и правил отношения к природе, система формирования умений и навыков по её изучению и охране. Чтобы социально позиция учащихся могла активно проявиться, им должна предоставляться возможность принимать участие в простых природоохранительных работах.

Поскольку охрана природы должна трактоваться как охрана единого целого, а не отдельных компонентов (воды, почвы, воздуха, растительности, животного мира, космоса), основы экологии должны изучаться не в курсе специального предмета, а в курсах разных школьных учебных дисциплин – биологии, физики, химии, географии и т.д. В основе экологического образования и воспитания должен лежать возрастной принцип: детям 6–10-летнего возраста сообщаются общие и элементарные знания по экологии; школьники 11–15 лет изучают разнообразные отношения между человеком и окружающей средой, вопросы сохранения и рационального использования природных ресурсов; у учащихся 15–17 лет формируются обобщённые представления об экологических проблемах, сознательное отношение к природе.

Ниже представлены тексты экологического содержания, которые можно использовать на уроках при изучении конкретных тем курса физики.

  • Саморегуляция биосферы

Палеонтологи и геохимики выявили, что лик планеты в ходе эволюционного процесса постоянно изменялся вместе с живыми организмами. Эпохи значительного видообразования и широкого распространения животных и растений сменялись периодами массового вымирания, сокращения ареалов, изоляции видов. В.И.Вернадский обратил внимание на существование критических периодов в истории земной коры, когда усиление темпа геологической деятельности сопровождалось крупными изменениями структуры животного вещества. Сегодня этот феномен объясняется рядом гипотез, одна из которых – концепция катастрофизма. Согласно ей, на Земле на протяжении длительного существования жизни (возраст биосферы оценивается примерно в 3,8 млрд лет) произошёл ряд крупных катастроф, во время которых отмечалось массовое вымирание организмов в течение геоисторически коротких временных интервалов. Причины этих крупномасштабных событий геофизики, палеонтологи, исследователи истории климата усматривают в различных явлениях: попадании гигантских космических тел в атмосферу Земли, влиянии мощного радиационного излучения вследствие взрывов сверхновых звёзд, воздействии других факторов космического и земного характера. Многие версии имеют как внушительную аргументацию, так и уязвимые стороны. Тем не менее многие исследователи приходят к выводу, что катастрофы и кризисы являются обыденными явлениями в биосфере, характерной особенностью её развития. Катастрофы – двигатель эволюционного процесса, т.к. уничтожение определённой части живого под влиянием различных факторов в итоге освобождает пространство для заселения его новыми жизненными формами. Биосферные перестройки можно назвать одним из видов саморегуляции биосферы.

Глобальные вымирания (обозначены провалами на диаграмме) – инструмент эволюции, они обычно расчищали путь представителям новой фауны
Глобальные вымирания (обозначены провалами на диаграмме) – инструмент эволюции, они обычно расчищали путь представителям новой фауны

Биосфера представляет собой уникальное природное явление. Её особенностью является способность важнейшего её компонента – живых организмов (живого вещества) – к экологическому самообеспечению. Наиболее исследованы к настоящему времени процессы регулирования численности определённого вида организмов, не позволяющие ей выйти за определённые пределы, – за счёт усиления или уменьшения внутривидовой борьбы за существование, различных способов поддержания равновесия экосистем. Известно, что экосистемы Земли характеризуются ёмкостью среды обитания (способностью среды обитания, позволяющей экосистеме существовать без ущерба для составляющих её компонентов). Такое равновесие не является статичным – оно подвижно, изменчиво в некоторых пределах, определяемых условиями поддержания основных параметров функционирования экосистемы. Выход за эти пределы (зачастую не без участия человека) может привести к деструктивным процессам в данной системе или смене её основополагающих компонентов. Изучение механизмов адаптации живых организмов к поддерживаемой ёмкости среды способствует выявлению механизмов, позволяющих соотнести потребности человеческого общества с возможностями биосферы.

Экосистема является основной функциональной единицей в экологии, она представляется как целостность, в которой связаны в единый процесс все внутренние отношения, все явление физического, химического и биологического факторов. Экосистема есть совокупность живых организмов и абиотических компонентов окружающей среды. Круговорот вещества и энергии происходит только в рамках экосистемы, в котором за каждым компонентом закреплена определённая роль. Функционирование различных экосистем можно представить в виде цепей и сетей питания, экологических пирамид – биомассы, энергии, различных числовых соотношений.

Вместе с тем выявлено, что современная антропогенная деятельность вызывает искусственное циклическое движение разных веществ – азота, серы, фосфора – в масштабах, сопоставимых с естественным циклом этих элементов.

Возможных путей уничтожения человечества на нашей планете выявлено сегодня немало – это и глобальная катастрофа (космического происхождения, ядерная война, мутация вируса СПИДа и т.д.), и постепенная деградация человека как биологического вида под влиянием факторов внешней среды (культурная деградация и т.п.). Академик Н.Моисеев замечает, что биосфера может перейти в новое состояние (без человека) за очень короткий срок: «Катастрофа может разразиться совершенно неожиданно и столь стремительно, что никакие наши действия уже ничего не смогут изменить»!

  • Экологические проблемы

Необходимость охраны окружающей среды обусловлена действием ряда факторов. Остановимся на важнейших из них.

1. Численность населения очень быстро увеличивается. Если около 200 тыс. лет назад на Земле было приблизительно 1 млн человек, то сейчас уже 6–7 млрд. Такой быстрый рост населения, безусловно, усиливает воздействие человека на природу, особенно в крупных городах. А процесс сосредоточения промышленности и населения в крупных городах (урбанизация) характерен для развития общества (с 1920 по 1960 гг. городское население в мире увеличилось втрое).

Динамика численности населения

Динамика численности населения

2. В связи с развитием производства резко возрастает потребление топлива и энергии. Так, только за последние 100 лет выработка энергии на душу населения увеличилась в 20 раз. Значительно возросла добыча полезных ископаемых. Многие запасы, ранее казавшиеся неисчерпаемыми, теперь истощились. Ведь ежегодно добывается почти 100 млрд  т руды, горючих и строительных материалов. Общество вынуждено переходить к использованию менее богатых запасов, расширять территории разработок.

3. Значительно увеличивается распашка земель. Раньше большие площади земли находились в природном обороте, всё воспроизводство на них регулировалось самой природой. Теперь таких земель остаётся всё меньше, они вовлекаются в хозяйственный оборот. Большое влияние оказывает человек и на водные ресурсы: создаёт многочисленные крупные водохранилища, каналы, выемки горных пород в связи с расширением добычи полезных ископаемых и пр.

4. Реальной стала угроза повышения температуры поверхности Земли на 2–3 °С в первой четверти ХХI в. вследствие усиления парникового эффекта, создаваемого атмосферой планеты и зависящего от содержания в ней углекислого газа и других веществ. Ухудшается прозрачность воздушной оболочки Земли, а также чистота вод. Например, около 1/5 поверхности Мирового океана покрыто нефтяной плёнкой, в воздух ежегодно выбрасывается около 1 млрд т различных взвесей, среди которых есть не встречающиеся в природе канцерогенные вещества. Главное же, человечество столкнулось с возможностью потери равновесия в природе: темп увеличения безвозвратного забора воды на промышленные и бытовые нужды достиг 4–5% в год; каждые 15 лет удваивается площадь отчуждаемых земель.

5. Сфера вторжения человека в природу быстро расширяется вследствие увеличения масштабов использования традиционных и новых природных ресурсов, что связано с внедрением научно-технических достижений, а также расширением производственной деятельности человека.

7-й класс

  • Инерция. Очистка воздуха при помощи инерционного газового фильтра.

– При резком изменении направления движения воздуха в таком устройстве более массивные, чем молекулы воздуха, частицы пыли, обладающие, следовательно, большей инертностью, движутся в прежнем направлении и оседают на дно фильтра; газ же выходит без твёрдых примесей.

8-й класс

  • Теплопроводность. Конвекция. Водяное отопление.

– Зольную пыль используют в качестве добавки к цементам и бетону. Экологически чистым жильём являются деревянные дома. Но опять-таки прессованные строительные материалы (ДСП) является источником естественной радиации, т.к. в них применяется лак и смолы. Среди других промышленных отходов с высокой радиоактивностью, применяющихся в строительстве, следует назвать кирпич из красной глины, отходы производства алюминия.

– Оказывается можно заболеть от домашнего воздуха! Городской житель проводит в помещении 80% своего времени. Воздух в комнатах в 4–6 раз грязнее и в 8–10 раз токсичнее, чем наружный. Любая постройка накапливает радиоактивный газ радон, особенно много – кирпичные и крупнопанельные дома. Его выделяют стены, перекрытия и даже водопровод, не говоря уже о бытовом газе. Не следует забывать о постоянном проветривании, создании хороших сквозняков, стараться больше находиться на природе.

  • Гальванические элементы и аккумуляторы.

– В гальванических цехах детали из стали покрывают никелем, кадмием, оловом, цинком, медью, серебром, хромом, а перед электролизом их промывают в кислоте или щёлочи. Если сточные воды производства с ионами этих металлов Ni2+, Cd2+, Sn2+, Zn2+, Сu2+, Cr2+ попадут в реки, то рыба в них может отравиться. Человек, съевший такую рыбу, заболеет. Во избежание этого предусматриваются очистные сооружения, в которых ионы превращаются в нерастворимые гидроксиды. Используется раствор гашеной извести. Нерастворимые гидроксиды осаждаются в отстойниках, высушиваются и отправляются на регенерацию на химические заводы, где из них снова получают соли металлов, которые возвращаются в гальванический цех.

9-й класс

  • Механические колебания. Звуковые явления. Резонанс.

– Звуковой шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен. Врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Шумовое загрязнение, по данным австрийских ученых, укорачивает жизнь жителей больших городов на 10–12 лет. Ведь в городах промышленность и транспорт, бытовые приборы, радио и телевидение порождают сильную «шумовую атаку» на человека. В Древнем Китае, например, была придумана жестокая расправа с людьми, непочтительно относящимися к религии: «Кто поносит всевышнего, не должен быть повешен, но флейтисты, барабанщики и крикуны должны непрерывно играть перед ним днём и ночью, пока он не упадёт замертво».

– Вредное действие шума при одинаковой громкости и длительности зависит не только от частоты звука (в быту высокие звуки опаснее низких), но и от расстояния до его источника, причём «чистый» звук намного опаснее шума такой же громкости.

Однако заметим, что шум может приносить и пользу – низкочастотные звуковые волны способны рассеивать и осаждать пыль. Это свойство используется, в частности, для очистки воздуха в заводских цехах.

– Опасен не только шум, но и музыка, если она «потребляется» в недопустимых количествах. Слабоуправляемые звуковые потоки, окружающие человека, по своей негативной силе превышают роль курения, неблагополучной наследственности и нездоровых природно-климатических условий. Их воздействие сопоставимо лишь с разрушительным влиянием алкоголизма, а число жертв – с последствиями всех катастроф, от автомобильных до профессиональных. Повышенный уровень звучания – это повышенная утомляемость, атрофия воли у молодых, разрушение этической стабильности, разгул немотивированной жестокости. Как воспринимают это серьёзное неблагополучие сами музыканты? Вот что пишет ведущий российский звукорежиссёр П.В.Лобанов, много лет проработавший на фирме «Мелодия», преподаватель Российской музыкальной академии им. Гнесиных: «Примечательно, что контроль за уровнем шумов проводится сейчас повсюду – на производстве, в жилых помещениях, на транспорте. Инженеры и техники борются против каждого лишнего децибела при конструировании моторов, станков и других механизмов. И только сфера искусства, культурные мероприятия в этом плане остаются бесконтрольными. Здесь вопрос о максимальных уровнях звука решают часто совершенно некомпетентные люди, не представляющие себе возможные последствия своих безграмотных действий».

По мнению В.Маяковского, «если на технику не надеть эстетического намордника, она перекусает всё человечество». Тем не менее мировой дизайн строится как бы для глухих: в нём совершенно отсутствует аудиоизмерение! А ведь исследования звуковой среды дают неутешительные результаты. Еще в 70-е гг. прошлого века в институте им. М.Планка (Германия) проводилось изучение психологического и психофизического воздействия масс-культуры. Выяснено, что сила звука, превышающая 65 дБ, вредна для человека. А на концертах поп-музыки сила звука достигает 120 дБ (кстати, реактивный самолёт на старте создаёт шум 90 дБ), что ведёт к повреждению и даже разрушению тонких структур мозга, особенно если ритм не соответствует ритму биологических токов. В исследованиях также отмечается появление бессонницы, раздражительности, ведь сердце и сосуды в момент музыкального стресса работают, как в состоянии тревоги и обороны.

Сердце называют солнцем нашего организма. Именно его здоровье определяет жизнедеятельность организма в целом. Как известно из психофизики, колебания низкой частоты рождают чувства угнетения, страха, отчаяния. Мы же своими руками модулируем в музыке подобные разрушительные низкочастотные воздействия.

Профессор М.А.Сапожков в своей книге «Электроакустика» отмечает, что за последние годы у молодёжи резко ухудшился порог слышимости. Причина этого – увлечение поп-музыкой, отличающейся очень высоким уровнем громкости. Отмечено, что в больших аудиториях московских вузов, где ещё 15 лет назад лекции и общественные мероприятия проводились без звукоусиления, теперь необходим микрофон, иначе даже хороший лектор не в силах овладеть вниманием аудитории.

Таково воздействие одного из сильнейших ядов – музыкального наркотика. Любой наркотик, вызывая сильное нервное напряжение, влияет на спинномозговую жидкость и нарушает почечную «гармонию». Под наркотической музыкой понимается поп- музыка, с её изобилием ударных, многие века являвшихся принадлежностью ритуальных и военных оркестров.

Согласно последним исследованиям, ритмы, широко проникшие в нашу эстраду, – это ритмы ритуальных плясок африканских людоедов. Но то, что было безопасно для людоеда, опасно для современного человека! Установлено, что низкие частоты безвозвратно уничтожают хранилища памяти, а высокие – разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта. Сегодня неопровержимо доказано, что подобная наркотическая музыка замедляет рост, снижает жизнедеятельность и защитные силы любых организмов и даже вызывает их гибель. Японские учёные установили, что увлечение беременными женщинами эстрадной музыкой ведёт к рождению дебильных детей. Трёхчасовая дискотека по своему отрицательному наркотическому воздействию эквивалентна одной бутылке водки и требует двух недель для восстановления расстроенной психики и умственного потенциала.

«Кто обладает сознанием молодёжи, тот обладает будущим», – заявил Гитлер. По данным немецкого исследователя Ван Хелзинга в течении многих десятилетий поставщиками аудиопродукции осуществляется воздействие на слушателей с помощью «максировки обратного звучания» и высокочастотных составляющих звука. Так, во время записи рок-группы вместе с музыкой записываются специальные сообщения на ультравысокой частоте (сублимальное сообщение). Например, группа «Kizz»: в песне «Бог грома» – сообщение «Дьявол – сам бог»; Мадонна: в песне «Наподобие девы» – сообщение «Я трансформируюсь в грехе»; Принс: в песне «Пурпурный дождь» – сообщение «Небеса нужно было взорвать ещё раньше». То же – с хэви-металл, рэйв- и техномузыкой.

Концерн «Зодиак продакшнс», крупнейший в США поставщик аудиопродукции, совместно с предприятием «Маранта» использует музыку с позитивным текстом, но наполняет её деструктивными сообщениями. Первым проектом такого рода была рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Уэббера. Такое звуковое кодирование широко используется в шоу-бизнесе для уничтожения нежелательных конкурентов. На основании медицинских показаний составляется код мелодий и ритмов, так или иначе влияющих на зрение или сердце, печень или центральную нервную систему, вызывающих сокращение мышц, спазмы сосудов или негативные проявления.

Но музыка – это и один из самых древних и самых действенных способов врачевания, не только тела, но и души. У нас в стране под руководством академика В.М.Бехтерева велись исследования в области музыкотерапии. Санк-Петербургская медицинская академия и сейчас ведёт большую работу в этом направлении. Для лечения используется классическая музыка: И.-С.Бах, В.-А.Моцарт, Л. ван Бетховен, С.В.Рахманинов. Курс из 10–15 сеансов дает стойкую стабилизацию давления, повышение работоспособности, помощь в диетотерапии. Поскольку гипертония – это обычно следствие дисбаланса тонких центров организма, именно музыка способствует установлению их равновесия и оказывает положительное терапевтическое действие. В Индии с древнейших времен лечили пением птиц. Следовательно, высокохудожественные произведения искусства воздействуют на нашу как физическую, так и духовную сферу.

10-й класс

  • Электрический ток в газах. Ионизация атмосферного воздуха. Биологическое действие лёгких и тяжёлых ионов. Понятие об электрофильтрах. Экологические преобразователи энергии. Плазменный МГД-генератор.

– При приложении высокого напряжения между проволокой, натянутой по оси вытяжной трубы, и стенкой трубы возникает коронный разряд (напряжённость электрического поля вблизи проволоки около 3 • 106 В/м), газ сильно ионизуется, и часть ионов оседает на частицах аэрозоли. Заряженные частицы движутся к внутренней поверхности трубы, где оседают. При периодических ударах по трубе осадок отделяется и в виде крупных хлопьев падает в специальный сборник.

11-й класс

  • Отражение и поглощение света. Различие в отражательной способности разных поверхностей с экологической точки зрения.

Эксперимент. Покажем, что различные поверхности обладают разной отражательной способностью, причём чем больше доля отражённого света по сравнению с поглощённой, тем меньше поверхность нагревается. Например, зеркальная поверхность водоёма, прибрежный светлый песок и расположенный рядом свежевспаханный чернозём нагреваются солнцем по-разному. В общепланетном масштабе отражательная способность лесов, степей, пустынь, морей и океанов, ледников определяет баланс энергии Солнца, поглощаемой земной поверхностью и отражаемой ею в космическое пространство, что определяет и климат Земли. Хозяйственная деятельность заметным образом изменяет соотношение площадей с разной отражательной способностью, это таит в себе угрозу нарушения привычного климата и появления других экологически вредных последствий.

Располагая исследуемую поверхность на демонстрационном столе неподалеку от окна, используем естественное освещение. В качестве измерителя используем чувствительный фотоэлемент, соединённый с демонстрационным гальванометром. Сначала кладём на стол плоское зеркало и обводим мелом его контур, чтобы в дальнейшем другие исследуемые тела помещать на то же место. Штатив с фотоэлементом располагаем так, чтобы тень от него не падала на зеркало, записываем на доске показания гальванометра. Делаем вывод о меньшей отражательной способности всех поверхностей по сравнению с зеркальной. (В зимнее время можно продемонстрировать отражательную способность чистого и загрязнённого снега, льда.)

– В результате поглощения солнечной энергии воздухом с содержащимися в нём водяными парами, а также водой рек, озёр, морей и океанов воздушная и водная оболочки Земли нагреваются. Изменение прозрачности этих сред вследствие загрязнения существенно влияет на их прогревание, так что техногенное уменьшение прозрачности может привести к необратимым тепловым изменениям на Земле, едва ли благоприятным для жизни на нашей планете.

Эксперимент. Берём в качестве источника света диапроектор, дающий достаточно сильный и равномерный световой поток, а в качестве измерителя энергии – фотоэлемент, соединённый с демонстрационным гальванометром. Поглощающую среду (задымлённый и запылённый воздух, чистое и грязное стекло, прозрачную и мутную воду, лёд и т.д.) помещаем в вертикальной плоскости между диапроектором и фотоэлементом. Включив источник света, снимаем показания гальванометра. По отношению этих показаний делаем вывод об изменении поглощения света той или иной средой в случае наличия в ней загрязнителей. Помещая между диапроектором и фотоэлементом слои стекла или воды разной толщины, демонстрируем зависимость поглощения света от пройденного им в среде расстояния.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Краски на диване.рф». Если вы решили приобрести качественные и надежные лакокрасочные изделия для ремонта, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазина «Краски на диване.рф». Перейдя по ссылке: «Краска для декора», вы сможете, не потратив много времени, заказать лакокрасочные изделия по выгодной цене. В интернет-магазине «Краски на диване.рф» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Литература

Демкович П.В. Физические задачи с экологическим содержанием.

Земля и Вселенная. 1998, № 2, 3.

Криксунов Е.А. Экология. 9-й класс.

Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. Охрана окружающей среды.

Мизун Ю.Г. Ионосфера Земли.

Мухина Л.И., Толстихин О.Н. Природа и научно-техническая революция.

Небе Б. Наука об окружающей среде.

Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек.

Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России.

Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды.

Суравегина И.Т. Как учить экологии.

Социально-гуманитарные знания, 1999, № 3.

Социально-политический журнал. 1997, № 6.

Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике.

ОТ РЕДАКЦИИ  (Подборка публикаций за последние 10 лет)

Абдуллаева А.В. (шк. № 43, г. Калининград). Ядерная физика. Урок-разноуровневый зачет. 11-й кл. № 15/03.

Балаганский А. (ученик 11-го кл., шк. № 26, г. Улан-Удэ, Респ. Бурятия). Использование и перспективы энергоэффективных технологий. Ученический научно-иссл. проект. Рук. Савельева Е.М. № 11/06.

Бобова О.А. (шк. № 23, г. Краснотурьинск, Свердловская обл.). Радиоизотопы, их применение и влияние на окружающую среду. Урок-пресс-конференция. 11-й класс. № 15/2000.

Богданов К.Ю. (шк. № 1326, г. Москва). Почему и куда дуют ветры, откуда ураганы берут энергию? № 1/06.

Борисова Т.А. (шк. № 1121), Гуленко Т.Н., Речкалова Н.И. (шк. № 222), г. Москва. Транспорт и окружающая среда. План-конспект семинара. 10-й кл. № 38/00.

Валухова Т.С. (п. Первомайский, Тульская обл.). Вода и её свойства. Урок воспитывающей физики. 8-й кл. № 30.

Гончарова Л.И., Белов А.В. (МПК № 6, г. Москва). Физика в музыке. Конференция Физика+Музыка+Биология+Экология+Анатомия. 2-й курс (10-й класс). № 9/04.

Гусева Л.Е. Физика. Человек. Здоровье. № 7/2000.// Лазерная медицина. № 11/2000.

Дороненко Т.В. (шк. № 59, г. Курск). Рентгеновское излучение. Урок-конференция, 2 ч. 11-й кл. № 6/04.

Замковая Н.Н. (ПУ № 49, г. Москва). Атомная энергия: «За» и «Против». Открытый коммуникативный урок. № 12/04.

Зиятдинов Ш.Г. (лицей при Бирском ГПУ, Респ. Башкортостан). Радиационная безопасность. Урок-семинар, 2 ч. 11-й кл., угл. курс. № 21/02.//Радиометрические ребусы. Основные радиметрические величины. 11-й кл. № 5/03.//Народонаселение и энергопотребление. № 21/03.//Альтернативные источники энергии. № 25-26/03.

Изюмов И.А. (шк. № 3, г. Аксай, Ростовская обл.). Ядерный век: бремя решения. Театрализованная постановка. № 37/03.

Камзеева Е.Е. (шк. № 987, г. Москва). Санитарная и экологическая обстановка в школе. Иссл. ученический проект. 8-й кл. № 41/03.

Киркова С.И. (шк. № 1138, г. Москва). Звуковые волны. Инфразвук и ультразвук. Выдержки из ученических проектов. 9-й кл. № 3/06.

Коклюшкина О.Л., Лашкул А.В. (школа № 5, г. Пенза). Человек и его здоровье. 5 уроков авторского интегрированного курса БИОЛОГИЯ+ФИЗИКА. 9-й кл. № 23/00. Опечатки см. в № 38, с. 7.

Колдобский А.Б. (МИФИ, г. Москва). Сравнительные технологии уничтожения химического оружия. Ядерные взрывные технологии: когда с ними лучше, чем без них. № 33/98. //«Ядерные сверхматериалы»: Судьба неслучайных мифов. № 7/00.// Политика. Физика. Экология. Воздействие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на радиационную обстановку в областях и регионах России.
№ 29/2000.//Ядерный и радиационный терроризм: между физикой, политикой и психологией. № 17/02.//Ещё раз о ядерном и радиационном терроризме. Заметки инженера. № 14/03.

Костенко Е. (ученица 10-го класса Измайловской гимн. № 1508, г. Москва). Экологические аспекты физики. Исследовательский проект. Рук. Лущик М.Ф. № 26/99.

Котов П. (11-й кл., шк. № 26, г. Улан-Удэ, Респ. Бурятия). Степень вредного влияния сотовой связи. Рук. Е.М.Савельева. № 7/06.

Ломакин А.В. (СОШ с. Ладомировка, Белгородская обл.). Освоение космоса и глобальные проблемы. № 5/06.

Ляхова Н.А. (с. В.Ключи, Курганская обл.). Экология. Безопасность. Жизнь. Устный журнал, 2 ч. 9–10-й кл. № 5/03.

Макарова Т. (уч. 11-го кл., шк. № 26, г. Улан-Удэ, Респ. Бурятия). Рук. Савельева Е.М. К проблеме космического мусора. Ученический научно-иссл. проект. № 5/06.

Макарова Е. (уч. 11-го кл. шк. № 138, г. Москва). Плюсы и минусы плеера. Реферат-исследование. № 35/04.

Миронова Ю. (шк. № 5, г. Старая Русса, Новгородская обл.). Электрическая природа нервного импульса. Ученический иссл. проект. Рук. Л.И.Дубровская. № 24/04.

Миронова Ю., Терентьев В. (уч. 10-го кл. шк. № 5, г. Старая Русса). Влияние цивилизации на природу и человека. Ученический научно-иссл. проект, рук. Л.И.Дубровская. № 22/03.

Митрофанова Н.В. (шк. № 12, ст. Павловская, Краснодарский кр.). Тепловые двигатели и охрана природы. Урок-размышление. 8-й кл. № 12/00.

Морозов И.А. (с. Усинское, Самарская обл.). Транспорт и экология. 8-й кл. № 44/03.

Муравьёв А.Г. (НПО «Кристмас», г. Санкт-Петербург). Оценка состояния окружающей среды. Физические параметры. № 1/04.

Новости: № 39/00 (Ветротурбины мешают работе радаров); № 19/04 (Энергия из нечистот); № 8/05 (Глобальное потепление), 9/05 (Полезны ли магнитные браслеты?), 15/05 (Вреден ли сотовый?); № 3/06 (Ядерные испытания и определение возраста человека), 7/06 (Опасно ли находиться вблизи антенн систем мобильной телефонной связи? Опасно ли разговаривать по мобильному телефону?).

Почему же, почему?.. № 1 (Торнадо. Циклоны и тайфуны. Побелка крыш и парниковый эффект), 9 (Почему зима 2005-2006 гг. была аномальной?), 15 (Эти удивительные облака...).

Пшеничнер Б.П. Космические опасности для земной цивилизации. № 13/98.

Симоненко Т.М. (шк. № 15 им. В.Л.Гриневича, г. Прокопьевск). Элементы экологии в курсе физики. 7–11-й кл. № 41/01.

Смотрова С.А. (п. Разумное, Белгородская обл.). Курение или здоровье? № 3/06.

Сорохтин О.Г., акад. РАЕН (Институт океанологии им. П.П.Ширшова РАН). Адиабатическая теория парникового эффекта. № 11/05.

Сотникова А.В. (г. Усолье-Сибирское, Иркутская обл.). Суд природы над обществом. Внеклассное занятие. 8–11-й кл. № 10/98.

Увицкая Е.С. (шк. № 6, г. Лысьва, Пермская обл.). Охрана воздушной оболочки Земли. Урок природоведения (2 ч). 5-й кл. № 44/2000.

Фабрикантова О.В. (гимн. № 2, г. Оренбург). Тепловые двигатели и проблемы экологии. Урок-пресс-конференция. 10-й кл. № 21/01.//«Мир после ядерной войны». Сюжетно-ролевая игра.
11-й кл. № 43/04.

Фещенко Т.С. (шк. № 1279, г. Москва). Ядерная энергия: «За» и «Против». Урок-конференция. 11-й кл. № 13/01.

Шибаева А.В. (ПЛ ИГАСА, г. Иваново). Влажность воздуха и её значение. Методическая разработка урока-беседы объяснения нового материала. 10-й кл. № 37/04.

Экологический календарь. № 12/05.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРЕКРАСНЫЕ ОБЗОРЫ к.п.н. Ш.Г.Зиятдинова shamilz2@rambler.ru:

Экология на уроках физики. – Бирск: БГПИ, 2002.

Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике. – М.–Бирск: ФАО–ГОУ ВПО «Бирская государственная социально-педагогическая академия», 2005.

.  .