А.О.ЕВГЕНЬЕВ, А.Б.РЫБАКОВ,
гимназия № 144, г. Санкт-Петербург
О коэффициенте трения и
добросовестности исследователя
В № 20/05 опубликовано ученическое
исследование «Зависимость тормозного пути и
времени торможения школьного автомобиля-такси
от скорости движения и массы». Нам
представляется, что публикация – это публичная
защита проекта. А при публичной защите
необходимо участие оппонентов. Вот нам и
хотелось бы выступить в роли оппонентов.
Мы вполне согласны с теми
качественными выводами, которые сделали авторы
(заметим только, что все они хорошо известны). Но
всё, что относится к коэффициенту трения,
порождает много недоумённых вопросов.
1. Авторы пишут, что они измеряли
коэффициент трения резины об асфальт. О каком
трении идёт речь? Говорить о трении скольжения
резины об асфальт можно, если только происходит
скольжение колеса по дороге, т.е. при торможении
юзом (когда колёса заблокированы и не
прокручиваются). Но авторы ничего не написали о
том, какой режим торможения осуществлялся в их
опытах: юзом или колёса при торможении вращались?
По-видимому, происходило последнее, – тогда мы
имеем дело с трением покоя. Но вести речь о
коэффициенте трения можно только в том случае,
когда сила трения покоя достигает своего
максимального значения. Почему авторы думают,
что дело обстояло именно так? В дорогих иномарках
стоят электронные системы, которые позволяют
тормозить без проскальзывания, используя
максимальную силу трения покоя. На «Газели»
таких систем, конечно, нет, и очень трудно
предположить, что водитель может усилием ноги
обеспечить столь сложный режим. Но что же тогда
измеряется в этом эксперименте?
Бросается в глаза малое различие в
результатах летних и зимних измерений тормозных
путей – около 5% (?!). Любой автомобилист знает, как
резко отличаются условия экстренного торможения
на сухом асфальте и на снегу. Нам представляется,
что авторы измеряют коэффициент трения не резины
об асфальт, а тормозной колодки о тормозной диск
колеса.
2. Оценка погрешности каждого
измерения и окончательного результата –
неотъемлемая часть любой экспериментальной
работы. А мы видим, что эта часть вообще
отсутствует. Заметим, что за годы преподавания
физики и работы в науке нам не приходилось
видеть, чтобы результаты столь сложного,
многофакторного эксперимента с идеальной
точностью укладывались на гладкую кривую.
Хотелось бы узнать о методике, с
помощью которой авторам удавалось засекать
моменты начала и конца торможения с точностью до
тысячных (!) долей секунды (именно с такой
точностью приведены данные в таблице). А какую
измерительную систему они использовали? Понятно,
что о простом секундомере речь идти не может. Как
они учитывали время реакции экспериментаторов?
Ничего не сказано о том, как именно
измерялась скорость автомашины. Наверное, по
спидометру. Однако погрешность измерения
скорости по спидометру автомобиля около 5 км/ч.
У авторов же в таблице приведены значения
скорости с четырьмя значащими цифрами! Знают ли
авторы, что такое погрешность измерения?
В школьном курсе часто не обращают
внимания на грамотную запись числовых значений
физических величин. Но авторы проекта, работа над
которым длилась полгода, должны были проработать
этот вопрос. Мы же видим, что в таблице
соседствуют числа 2 и 2,048! При грамотной записи
число значащих цифр должно указывать на точность
измерения.
3. У авторов везде получается, что
тормозные пути и времена торможения гружёного и
порожнего автомобилей различаются. Так почему же
авторы считают, что коэффициенты трения в этих
случаях одинаковы? Как же это удалось получить из
формул, «написанных по учебнику»?
4. В работе отсутствует
интерпретация, осмысление полученных
результатов, их сравнение с результатами других
авторов. А ведь даже обращение за консультацией к
любому сотруднику ГИБДД на улице избавило бы от
конфуза.
5. Один из нас провёл собственные
опыты. Ввиду отсутствия «Газели» пришлось
использовать автомобиль «Жигули» с зимней
шипованной резиной. Погодные условия в
Петербурге в конце зимы позволили найти и
заснеженную дорогу, и свободный от снега асфальт
(к сожалению, влажный). Машина разгонялась до
скорости свыше 60 км/ч, коробка передач
переводилась в нейтральное положение (таким
образом исключалось дрожание стрелки спидометра
и тем самым повышалась точность измерения
скорости в начале торможения). В момент, когда
спидометр показывал 60 км/ч, тормозная педаль
вдавливалась до упора. После чего измерялся
тормозной путь. По результатам многих измерений
было получено: для влажного асфальта = 0,83 ± 0,07, для
заснеженной дороги = 0,52 ± 0,09.
Заинтересовавшийся этими опытами
сотрудник ГИБДД ознакомился с результатами и
счёл их достаточно реалистичными. Но нам не
хотелось бы преувеличивать значение этих опытов.
Сила трения может зависеть от скорости, а это не
учитывалось в расчёте.