Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №19/2006
Звёздное небо в ноябре

ЗВЁЗДНОЕ НЕБО В НОЯБРЕ

(Звёздные карты и описания звёздного неба даются примерно на 20ч 15 ноября в Москве.)

Солнце при своём движении по эклиптике 21 ноября в 23ч 24м переходит из зодиакального знака Скорпиона (Знак Скорпиона) в знак Стрельца (Знак Стрельца); 23 ноября – из созвездия Весов – в созвездие Скорпиона, а 30 ноября – в созвездие Змееносца.

Созвездие Скорпиона
Созвездие Скорпиона (http://www.rainfall.com/posters/hodgepodge/31138.htm

1 ноября – 2 453 918-й юлианский день. Солнце взойдёт в 7ч 36м, а зайдёт в 16ч 49м, истинный солнечный полдень наступит в 12ч 13м по московскому времени; продолжительность дня составит 9 ч 13 мин, а продолжительность ночи – 14 ч 47 мин. Если учесть, что на широтах, близких к широте Москвы, продолжительность астрономических сумерек, по окончании которых появляются самые слабые, видимые невооружённым глазом звёзды, составляет почти 2 ч, то звёздное небо в полной своей красе предстанет перед нами около 19ч. В конце месяца, 30 ноября, в 2 453 947-й юлианский день темнеть начнёт ещё раньше: на широте Москвы солнце взойдёт в 8ч 35м, зайдёт в 16ч 01м, истинный полдень наступит в 12ч 18м; астрономические сумерки длятся 2 ч 46 мин, поэтому благоприятные условия для астрономических наблюдений наступают после 19ч. Конечно, самые яркие звёзды и планеты появляются уже после окончания гражданских сумерек, которые в ноябре в среднем длятся около 40–50 мин, поэтому к астрономическим наблюдениям можно приступить и раньше. Учитывая то, что большинству читателей удобнее всего проводить наблюдения в вечерние часы, но не слишком поздно, мы опишем основные созвездия и небесные явления, которые можно увидеть в ноябре около 20ч.

В этом месяце жители Дальнего востока и Камчатки будут свидетелями сравнительно редкого явления – прохождения Меркурия по диску Солнца, которое случится в ночь с 8 на 9 ноября. Покрытие начнётся в 19ч 11м UT и закончится в 00ч 10м (по московскому времени – 19ч 41м и 00ч 40м соответственно), т.е. в Москве покрытие видно не будет. Только на Дальнем Востоке и Камчатке рано утром можно будет наблюдать это явление, начиная с середины и до конца.

Явление прохождения Меркурия по диску Солнца случается раз в несколько лет и связано с тем, что орбита планеты наклонена к эклиптике под углом 7°. Если бы Меркурий двигался вокруг Солнца в плоскости эклиптики – плоскости, в которой Земля обращается вокруг Солнца, – то прохождения повторялись бы через каждые 3 месяца и 20 сут. (синодический период), в моменты нижнего соединения Меркурия. Прохождения бывают обычно в начале мая и в начале ноября, цикл повторяется через 36 лет, в каждом цикле 6 прохождений – через 13, 7, 10, 3, 10 и 3 года. Так что следующее прохождение из этого цикла будет через 10 лет – в 2016 г. Известный астроном Э.Галлей наблюдал прохождение Меркурия по диску Солнца в 1677 г. и определил по нему расстояние от Земли до Солнца.

Открытие планеты Меркурий в Древнем Египте
Открытие планеты Меркурий в Древнем Египте (К.Фламмарион. Живописная астрономия. 1898 г.)

Так как благоприятные условия наблюдений Меркурия наступят в третьей декаде месяца, то постарайтесь увидеть Меркурий. Это тоже довольно трудно. Создатель гелиоцентрической системы мира Н.Ко-перник так ни разу в жизни и не увидел Меркурий, хотя много времени проводил за наблюдениями небесных светил. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца, совершая один оборот за 88 сут. и быстро меняя своё расположение по отношению к светилу. Он часто становится то вечерней, то утренней звездой, не уходя далеко от Солнца. Период таких перемен составляет около 120 сут. В древности сначала полагали, что существуют две планеты: египтяне называли их Сет и Гор, индусы – Будда и Рохинея, а греки – Аполлон и Гермес. В конце концов египтяне первыми пришли к выводу, что имеют дело с одной планетой, и впервые предположили, что Меркурий вращается вокруг Солнца. Быстрота движения Меркурия, его «проворство», приписывало ему соответствующие божественные атрибуты. Так, Меркурию приделали крылья на ногах – он служил вестником богов и был также покровителем воров, торговцев и медиков.

Долгое время оставалась загадкой свойство орбиты Меркурия. Именно наблюдения прохождения планеты по диску Солнца позволили заметить, что её движение не совсем точно следует законам Кеплера. Оказалось, что эллипс, по которому он движется, слегка поворачивается в пространстве, – это явление называют движением перигелия Меркурия. Поворот составляет около 575" за 100 лет. Когда астрономы учли влияние других планет Солнечной системы на движение Меркурия, то остался необъяснённым угол 43,02". Предположили, что между Меркурием и Солнцем должна существовать ещё одна планета – Вулкан, – которая и вызывает наблюдаемое движение перигелия Меркурия. Все астрономы бросились искать эту планету, надеясь увидеть её, когда она будет проходить по диску Солнца. Но все попытки оказались безрезультатными. Правда, удалось обнаружить много других интересных явлений, в частности, 11-летний цикл солнечной активности. И только в ХХ в., с созданием общей теории относительности (релятивистской теории гравитации) удалось объяснить это медленное движение перигелия Меркурия. Так что встаньте перед восходом Солнца и попытайтесь увидеть эту планету в лучах утренней зари.

Созвездия, расположенные на севере, находятся низко над горизонтом, их лучше изучать в другое время, через полгода или под утро, поэтому мы лишь кратко опишем наиболее заметные.

Созвездия над северной частью горизонта (на широте Москвы)

Х в о с т   Б о л ь ш о й   М е д в е д и ц ы указывает на запад, на созвездие Волопаса. Его ярчайшая звезда Арктур уже заходит за горизонт, но можно различить три звезды – , и . На широте Москвы эти звёзды являются незаходящими и в течение суточного вращения небесной сферы всегда находятся над горизонтом. Цепочка звёзд Северной Короны расположилась западнее Волопаса и тоже приближается к горизонту.

На северо-востоке взошла яркая звезда Капелла – ярчайшая в созвездии Возничего, которое по форме напоминает неправильный четырёх-угольник.

На западе, ниже Г о л о в ы   Д р а к о н а, рядом с Северной Короной, находится созвездие Геркулеса, которое через 1,5–2 ч зайдёт за горизонт.

Теперь посмотрим на созвездия вблизи зенита. Здесь находятся хорошо узнаваемое созвездие Кассиопеи, имеющее W-образную форму, и созвездие Цефея, пять наиболее ярких звёзд которого расположены в вершинах неправильного пятиугольника. Точка зенита находится рядом с известной пульсирующей переменной звездой Цефея. Едва заметный К о в ш   М а л о й   М е д в е д и ц ы  ничем не выделен. Только Полярная звезда одиноко сияет вблизи Полюса мира. На западе, вблизи зенита, вокруг Малой Медведицы извивается созвездие Дракона. Го л о в а   Д р а к о н а – маленький неправильный четырёхугольник из звёзд , , и , наиболее заметная часть созвездия, – расположена как раз посередине между Ковшом М.Медведицы и ярчайшей звездой северного неба Вегой ( Лиры). Если вы найдёте Голову Дракона, то легко проследите и за всеми остальными звёздами этого, в общем-то, довольно незаметного созвездия. Знакомое созвездие Лебедя с ярким Денебом ( Лебедя) легко найти вблизи зенита на западе. Звезда Альбирео ( Лебедя), лежащая в основании К р е с т а, – красивейшая двойная (золотисто-жёлтая и голубая пара), двойной является и Лебедя.

Созвездия вблизи зенита

На западе, под К р ы л о м   Л е б е д я, ещё хорошо видно созвездие Лиры. Рядом с Вегой найдите четырёхкратную звезду e Лиры и переменную звезду Лиры (период изменения блеска почти 13 сут.). Между и Лиры попытайтесь рассмотреть в телескоп знаменитую планетарную Кольцеобразную Туманность М57.

Линия, проходящая через Полярную звезду и точку зенита, называется небесным меридианом. Если мысленно продлить эту линию на юг, то мы увидим, что две крайние звезды Б о л ь ш о г о   К в а д р а т а   П е г а с а – Маркаб () и Шат () – как раз находятся вблизи этой линии, т.е. в верхней кульминации. Так астрономы называют явление пересечения звёздами южной небесной полусферы небесного меридиана. Звёзды Альгениб ( Пегаса) и Альферац ( Андромеды) дополняют Маркаб и Шат до четырёхугольника. Большой Квадрат Пегаса, Альферац ( Андромеды) и цепочка из трёх других сравнительно ярких звёзд созвездия Андромеды, вытянувшаяся на северо-восток, образуют фигуру, напоминающую увеличенный Ковш Б.Медведицы. Немудрено, что имена звёзд означают: Маркаб – повозка, телега или просто то, на чем ездят; Шат – это, по-видимому, искажённое саид (рука или плечо); Альгениб – от Сиррат аль-фарас, что означает пупок лошади. Самая яркая в созвездии Пегаса – звезда красного цвета Эниф () 2,54m, а Маркаб () имеет блеск 2,57m, ненамного слабее. Довольно яркая звезда Шат () является полуправильной переменной звездой, блеск которой меняется от 2,4m до 2,8m без выраженного периода.

Созвездия над южной частью горизонта (на широте Москвы)

Ноябрь – самое время внимательно изучить созвездие Андромеды. Цепочка звёзд Альферац (), Мирак () и Аламак () указывает на ярчайшую звезду созвездия Персея Мирфак ( Персея). Над Мираком, в направлении зенита, можно увидеть две слабенькие звёздочки и Андромеды, а недалеко от последней, невооружённым глазом, – туманное пятнышко Туманности Андромеды, ближайшей к нам гигантской спиральной галактики М31, очень похожей на наш Млечный Путь и содержащей около 100 млрд похожих и не похожих на наше Солнце звёзд.

Почти в зените, на продолжении линии, соединяющей и Пегаса, лежит слабенькое созвездие Ящерицы. Оно содержит лишь одну звезду ярче 4m и всего 35 звёзд, доступных невооружённому глазу. В созвездии Дельфина найдите красивую двойную звезду (жёлтая и зелёная компоненты).

В большинстве звёздных атласов Пегаса изображают в виде передней половины коня с крыльями. К западу от него расположено едва заметное созвездие Малого Коня. Оба эти созвездия упоминаются с глубокой древности. Западнее, чуть выше звезды Эниф и на таком же расстоянии от Малого Коня, расположено яркое шаровое скопление звёзд M15 (в бинокль можно различить круглое светящееся туманное пятнышко). В школьный телескоп в тёмную и ясную ночь можно увидеть, что сердцевина этого пятнышка очень яркая, а к краям по всем направлениям яркость постепенно падает. Диаметр скопления 7', звёздная величина 7m, координаты: = 21ч 27,8м; = + 11° 57'.

Если посмотреть на северо-запад, то на продолжение линии между звёздами и Пегаса, на расстоянии около трёх отрезков между ними увидим созвездие Лисички из слабых звёзд (его трудно различить на фоне Млечного Пути). В том месте, куда указывает конец отрезка, находится необычная, крупная и яркая планетарная туманность М27, очень причудливая по форме (7m), она отчётливо видна в бинокль, а в школьный телескоп можно разглядеть и форму (угловые размеры 8'  4').

Под созвездием Пегаса расположено протяжённое созвездие Рыб, по очертаниям напоминающее пару связанных вместе рыбин. Непосредственно под Б о л ь ш и м   К в а д р а т о м   П е г а с а, чуть севернее небесного экватора, маленький кружок из пяти звёзд Ю ж н о й    Р ы б ы. Самая яркая звезда ( Рыб) является кратной системой из четырёх звёзд, обращающихся вокруг общего центра масс. Главная звезда (4,3m) – голубого цвета, – имеет температуру поверхности около 10 000 К. На расстоянии 2,65" от неё расположена такая же горячая, но чуть менее яркая (5,2m) звезда. Рыб носит арабское название Аль-Риша, что в переводе означает верёвка, – она находится в том месте, где связаны узлом ленты, идущие от C е в е р н о й  и  Ю ж н о й   Р ы б. Найти эту звезду можно на продолжении, чуть вкось, нижней стороны Большого Квадрата Пегаса. От Аль-Риша отходят две линии слабых звёзд: одна на север, к Андромеды, а другая – на запад. Первая оканчивается у С е в е р н о й   Р ы б ы, которая готова укусить Андромеду, а вторая у Ю ж н о й   Р ы б ы, лежащей на спине крылатого коня Пегаса.

Три созвездия (Козерог, Водолей и Рыбы) позволяют проследить эклиптику – годичный путь Солнца среди звёзд. В созвездии Рыб Солнце бывает в марте.

ПЛАНЕТЫ

Меркурий движется попятно по созвездию Весов, находясь рядом с Солнцем. 8 ноября произойдёт его нижнее соединение с Солнцем и сравнительно редкое явление – прохождение Меркурия по диску Солнца. 17 ноября произойдёт стояние, планета сменит попятное движение на прямое. 25 ноября наступит максимальная западная элонгация Меркурия, он отойдёт от Солнца почти на 20°. Начиная с 15 ноября будет наилучший и продолжительный период утренней видимости Меркурия, а блеск планеты составит –0,4m.

Венера находится рядом с Солнцем, условия её наблюдений неблагоприятны.

Марс находится рядом с Солнцем, а т.к. в последней декаде произошло его соединение с Солнцем, то условия его наблюдений также неблагоприятные.

Юпитер находится рядом с Солнцем; 21 ноября произойдёт соединение планеты с Солнцем, так что и Юпитер в ноябре наблюдать нельзя.

Сатурн движется по созвездию Льва, его блеск +0,5m, он хорошо виден во второй половине ночи.

Уран движется по созвездию Водолея, около звезды , после 20 ноября он сменит попятное движение на прямое, блеск около 6m. В телескоп с диаметром объектива свыше 10 см и увеличением свыше 80 можно разглядеть диск планеты.

Нептун движется соответственно по созвездиям Козерога и Змеи, увидеть его в школьные телескопы невозможно. (Решением Международного астрономического союза в 2006 г. Плутон исключён из числа больших планет.)

МЕТЕОРНЫЕ ПОТОКИ

Тауриды (от лат. Taurus – Телец) Северные активны в период с 18 октября по 30 ноября, максимум активности 14 ноября (до 5 мет./ч), движутся по орбите известной кометы Энке. Тауриды Южные активны в период с 29 октября по 25 ноября, максимум активности в начале месяца (до 10 мет./ч). Эти два метеорных потока наблюдались ещё в XI в. в Китае. Метеоры имеют жёлто-оранжевый цвет, медленные.

Ариетиды (от лат. Aries – Овен) активны весь месяц, максимум активности 12 ноября (до 12 мет./ч).

Андромедиды активны с 10 по 27 ноября с максимумом около 12 ноября, связаны с кометой Биэлы. Метеоры очень медленные, красноватого цвета. Наблюдались звёздные дожди 27 ноября 1872 г. и 1885 г.

Леониды (от лат. Leo – Лев) активны с 8 по 18 ноября с максимумом 17 ноября (5–15 мет./ч); связаны с кометой Темпеля–Туттля, период которой 33,25 г. Метеоры очень быстрые, с зеленоватыми следами. Впервые поток был замечен в Египте в 899 г. Неоднократно отмечались дожди. Так, 17 ноября 1966 г. наблюдалось 140 000 мет./ч.

Моноцеротиды (от лат. Monoceros – Единорог) активны 21–22 ноября. Поток открыт недавно, был очень активен в 1925 и 1935 гг. (до 100 мет./ч).

При организации наблюдений метеоров нужно иметь в виду, что 28 ноября будет полнолуние и в течение недели до этой даты наблюдать будет очень трудно из-за ослепляющего света Луны.

Фазы Луны

Проф. В.М.ЧАРУГИН (МПГУ, г. Москва)
charugin@yandex.ru

Над чернотой твоих пучин

Горели дивные светила,

И тяжко зыбь твоя ходила,

Взрывая огнь беззвучных мин.

Она глаза слепила нам,

И мы бледнели в быстром свете,

И сине-огненные сети

Текли по медленным волнам.

И снова, шумен и глубок,

Ты восставал и загорался –

И от звезды к звезде шатался

Великой тростью зыбкий фок.

За валом встречный вал бежал

С дыханьем пламенным муссона,

И хвост алмазный Скорпиона

Над чернотой твоей дрожал.

***

Стемнело. Вдоль аллей, над сонными прудами,

Бреду я наугад.

Осенней свежестью, листвою и плодами

Благоухает сад.

Давно он поредел, – и звёздное сиянье

Белеет меж ветвей.

Иду я медленно, – и мёртвое молчанье

Царит во тьме аллей.

И звонок каждый шаг среди ночной прохлады.

И царственным гербом

Горят холодные алмазные Плеяды

В безмолвии ночном.

***

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного. Вдали

Я вижу ночь: пески среди молчанья

И звёздный свет над сумраком земли.

Как письмена, мерцают в тверди синей

Плеяды, Вега, Марс и Орион.

Люблю я их теченье над пустыней

И тайный смысл их царственных имён!

Как ныне я, мирьяды глаз следили

Их древний путь. И в глубине веков

Все, для кого они во тьме светили,

Исчезли в ней, как след среди песков:

Их было много, нежных и любивших,

И девушек, и юношей, и жён,

Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших

Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!

И.БУНИН

Подборку стихов прислал А.И.СЁМКЕ (г. Ейск, Краснодарский кр.).

.  .