МАРАФОН-2006.
ПОРТФОЛИО
АЛЕКСАНДРА ЧОПОРОВА
(Московская банковская школа).
Руководитель Ж.В.ЧОПОРОВА, школа № 1951, г.
Москва
10 игр по физике
Цель этой проектной работы – положить
начало игротеке в кабинете физики, похожей на
игротеку Политехнического музея. Мы разработали
и опробовали доступные игры – что-то нашли в
учебной литературе, что-то сконструировали сами.
Теперь познание такого сложного предмета, как
физика, начинается с увлечения. В наши игры можно
играть после уроков, на дружеских вечерах, при
проведении КВНов. Как сто лет назад сказал Том
Тит: «Они (научные опыты) заставят полюбить
физику, чудесную науку, которой мы обязаны
открытием пара, телефона, фотографа, и которая,
быть может, завтра откроет нам новые тайны (Париж,
1 января 1890 г.)».
1. Волчки
Протыкаем металлической или
деревянной палочкой (зубочисткой, карандашом)
тело вращения (половинку от пластмассового
«киндер-сюрприза», круглую крышку от пузырька с
лекарством, сотку, картонный кружок с рисунком –
разноцветными точками, линиями, секторами).
Запускаем его. У кого крутится дольше всех?
(Интереснее оказалось засекать время не по часам,
а по устному отсчёту секунд вслух – один
запускает, а остальные хором считают.)
Берём готовый волчок (из дерева,
деталь часового механизма), запускаем его,
подбрасываем и ловим на гладкую дощечку. Считаем,
сколько раз на ней удалось удержать волчок. (Даже
если в процессе игры дощечку случайно наклонить,
волчок не скатывается, направление оси вращения
сохраняется.)
Разные волчки
Берём готовый волчок с металлической
осью, запускаем его и с помощью магнита поднимаем
вверх – волчок продолжает вращаться, а мы
считаем секунды. (Продолжение вращения волчка
неизменно вызывает бурные эмоции учащихся.)
Андрей Белов (5-й класс) демонстрирует
вращение «примагниченного» волчка
-
Варим яйцо особым способом, – придерживая его в
кастрюле щипцами для консервирования так, чтобы
оно стояло. А теперь запускаем и смотрим, у кого
яйцо-волчок дольше остаётся в вертикальном
положении.
Александра Чопорова на Московском
марафоне-2006 в гигантском мыльном пузыре,
сделанном ученицами школы № 307 (учитель физики Ольга
Борисовна Лущекина).
Жанна Владиславовна Чопорова с юными
любителями физических игр, учениками 5-го класса.
Слева направо: Катя Галушина, Оля Бученкова,
Алёша Тюрин, Женя Калмыков, Максим Савельев,
Сергей Шагов, Ксения Ларионова, Иван Суранов
2. Забрось орехи
Берём в одну руку большой пластиковый
стакан из-под сметаны, а в другую – два грецких
ореха. Немного разводим руки и стараемся по
очереди забросить в стакан орехи. Первый
забросить легко, а вот как забросить второй,
чтобы не вылетел первый, надо думать. (Эту игру
лучше проводить сразу со всеми учащимися в
школьном коридоре.)
3. Выдуй монетку
В рюмку кладём копейку, а сверху –
пятак. Нужно дунуть в рюмку так, чтобы копейка
вылетела, а пятак остался. (Успех зависит не от
силы дыхания, а от направления струи воздуха, –
она должна проходить вдоль рюмки. В струе
давление понижается, и атмосферное давление
выталкивает монетку из рюмки.)
Монетку легко выдувает Богдан Данилкович
(7-й класс)
4. Портрет из опилок
Рисуем карандашом на альбомном листе
портрет (мужчину с бородкой, женщину с
кудряшками), помещаем его в прозрачный файл и
засыпаем туда же железные опилки. Водя по файлу
магнитом, перемещаем опилки и рисуем портрет.
(Это кропотливый процесс, но результат
оправдывает затраченные усилия.)
Рисует Ирина Моргунова (7-й класс)
5. Мыльные пузыри
Для приготовления мыльного раствора
берём воду и строгаем туда любое мыло, добавляем
немного глицерина и сахара, чтобы пузыри
держались дольше. Фанерку обматываем шерстяной
тряпкой. Выдуваем мыльный пузырь (с помощью
согнутой проволочки или пластмассовой трубочки
для коктейля) и подбрасываем его, как мячик, на
фанере или картонке. У кого больше подпрыгнет?
(Эту игру мы придумали, когда заметили, что
мыльные пузыри на шерстяном ковре прыгают, как
мячики, – мыльная плёнка достаточно упруга.
Пузыри выдуваются лучше, если пластмассовую
трубку разрезать на конце.)
Слева: Максим Савельев, Женя Калмыков, Иван
Суранов, Катя Галушина (5-й класс) выдувают
пузыри.
Справа: Оля Бученкова (5-й класс)
заставляет пузыри прыгать
6. «Леталки»
Придумываем, изготавливаем из бумаги,
ниток и полиэтиленовых пакетов, раскрашиваем
различные «леталки» – колпачки, вертолётики,
кружочки, парашюты. Можно изготовить двойной
парашют: сначала раскрывается один, затем –
второй. Чья «леталка» будет дольше и красивее
кружиться? Где её можно использовать? (Тем, у кого
не получается самому придумать «леталку»,
советуем взять готовую выкройку, например, из
журнала «Мастерилка». Карапуз, 09.96.)
Иван Суранов, Алёша Тюрин, Максим Савельев,
Женя Калмыков (5-й класс) со своими «леталками»
Катя Галушина, Алёша Тюрин (5-й класс)
Сергей Шагов (5-й класс)
Сергей Юрченко (7-й класс) и его «леталки»
(бумеранг, вертолётик, солнышко, колпачки,
«бомбочки»)
7. Водяные игрушки
«Перенеси воду»: продырявливаем
в 5–6 местах шилом или ножницами пластмассовую
бутылку, в разных концах комнаты ставим тазы с
отметками (чтобы был виден результат игры).
Разбиваемся на две команды и выполняем задание:
перенести воду дырявой бутылкой в пустой таз.
(Если вы догадались закрыть бутылку сверху рукой,
то атмосферное давление поможет. Не забудьте
подготовить тряпки!)
Алёша Тюрин (5-й класс) умеет носить воду
«в решете»
«Помоги игрушке»: положите
игрушку из «киндер-сюрприза» в глубокую тарелку
с водой (тарелки – по числу играющих). Кто быстрее
осушит игрушку, пользуясь пластмассовой
трубочкой (или полой макарониной)? (Надо зажимать
сверху трубку пальцем и переносить в ней воду в
пустой сосуд.)
«Водяные лилии»: вырезаем каждый
себе по красивому цветку из бумаги или газеты,
складываем его лепестками внутрь, бросаем цветок
в воду. У кого красивее и оригинальнее раскроется
цветок? (Чтобы было эффектно, лепестков должно
быть не меньше четырёх.)
«Достань монетку, не замочившись».
На железный поднос ставим тарелку, на дно тарелки
кладём монетку, наливаем воду. в воду рядом с
монетой опускаем ракушку (глубокую, чтобы в неё
не заливалась вода), в неё кладём кусок газеты, но
так, чтобы он не промок. Поджигаем газету, и
быстро накрываем пустым стаканом – вода
всасывается в стакан, монетка остаётся сухой.
-
«Шарики на газировке». По сигналу надеваем
шарик на бутылку с газированной водой. Чей шарик
больше и быстрее надуется?
Богдан Данилкович (7-й класс), Оля
Бученкова (5-й класс), Костя Данилин (7-й
класс)
8. У кого лучше?
«Тауматроп». Рисуем на картоне
кружок, на нём с разных сторон – картинки.
Например, с одной стороны – книга, с другой –
перо. Делаем шилом на картоне с боков по две
дырки, через которые продеваем нитки (кружок
должен свободно вращаться). При быстром вращении
обе картинки сливаются в одну. У кого картинка
затейливее? (Глаз способен в течение 0,1 с
сохранять образ уже исчезнувшего изображения.)
Ученики 10-го класса с «неваляшками»
«Неваляшка». Проделываем в
скорлупе яйца иглой две дырочки и выдуваем его
содержимое, внутри хорошо просушиваем. Яйцо
устанавливаем вертикально, через дырочку сверху
заполняем скрепками, гвоздиками и т.п., заливаем
отверстия воском, раскрашиваем (красками,
фломастерами; можно из шерстяных ниток сделать
волосы, бородку, приклеить шляпку). (Запаситесь
десятком яиц, т.к. они могут лопнуть при
выдувании, раскрашивании, случайном нажатии.
Если с первого раза не получилось, не
расстраиваетесь, – это долгий и очень
кропотливый труд. Заливать яйца нужно на
металлическом подносе, т.к. воск капает с горящей
свечи.)
Иван Суранов, Максим Савельев (5-й класс)
«Надувной язык». Полоску бумаги
склеиваем так, чтобы получился мешочек, с
открытого конца вставляем пластмассовую
трубочку для коктейля и плотно заклеиваем.
Раскрашиваем мешочек, закручиваем другой конец и
надуваем через трубочку. У кого «язык» длиннее?
(Язык выдувается лучше, если нет дырочек. Лучше
взять красивую бумагу с рисунком.)
Меркулов Олег (7-й класс)
«Зеркало». Смотря в зеркало
прямо перед собой, берём чистый лист бумаги и
делаем какой-либо рисунок. (Рисунок получается
лучше, если он симметричный: ёлочка, цветок и т.д.)
10. Загадка
Катя Смирнова (7-й класс)
-
Берём две нитки. Одну несколько раз обмакиваем в
раствор поваренной соли и высушиваем.
Подвешиваем нитки (назовём их «А» и «Б») к
металлической трубке, привязываем к ним бусинки.
Спрашиваем: «А и Б сидели на трубе. А упала, Б
пропала, что осталось на трубе?» Поджигаем нитки.
Нитки сгорают, одна бусинка падает, а вторая
остаётся. Почему? («На трубе» остались спёкшиеся
кристаллики соли, и бусинка висит на них. Очень
красивый опыт, но следует остерегаться
сквозняка.)
ОТ РЕДАКЦИИ. Часть опытов была
показана на Марафоне-2006 и вызвала большой
интерес из-за простоты, эффектности и
занимательности. Кроме того, школьники
продемонстрировали игру «Клуб знатоков» – много
занимательных заданий. Например, на двух «чёрных
ящиках» сверху выложено то, что составляет суть
находящегося внутри – приборов, элементов,
устройств: на первом лежит солёный огурец с
медной и цинковой пластинами и проводами (внутри
– батарейка); на втором – крупа чечевица (внутри
ящика – собирающая линза, т.к. в переводе с лат. lens
– чечевица). Организация такой игры не требует
большой затраты времени – были выбраны вопросы
из брошюры № 7 (1)/2006 библиотечки «Первого
сентября» серии «Физика» (Остерман Л.А.
Нетривиальные задачи на развитие логического
мышления. 8–11-й классы).
«Клуб знатоков»: Антон Шипов, Ольга Белова,
Юлия Калинина – 11-й класс)
|