МАРАФОН-200624 марта 2006 г. «Маленькие и находчивые физики» Г.Ф.ТуркинойГалина Фёдоровна Туркина (ГОУ ЦО «Технологии обучения», школа № 1624 «Созвездие»), как всегда, представила простые и занимательные опыты к урокам. Удивительным был возраст демонстраторов – учеников 2–6-го классов, членов детского научного клуба «Созвездие». Несмотря на свой юный возраст, младшие школьники очень толково объясняли свои опыты, чем привлекали восхищённых учителей. Физика явно молодеет – и весьма успешно. Московский энтузиаст-педагог делится опытом с вятским энтузиастом-педагогом, заслуженным учителем России В.И.Елькиным, приглашённым гостем Марафона. Дегтярев Фёдор (4-й класс) показывает способности «шарика-йога»: сколько же надо налить воды, чтобы шарик наконец лопнул? (Ответ. 6 л.) Идея опыта подсмотрена на Марафоне-2005 Луговская Ира (2-й класс) с удовольствием демонстрирует модель работы лёгких с помощью двух воздушных шариков: всё предельно просто, наглядно и познавательно – и физика, и биология, и жизнь Лопатко Иван (3-й класс) делился своими открытиями в области электростатики, демонстрируя взаимодействие наэлектризованного трением о собственные волосы воздушного шарика и пластмассовой линейки-рычага Шаталов Никита (4-й класс) демонстрирует опыт «Шарик в парилке»: воздушный шарик под струёй горячей воды быстро раздувается. Закон Гей-Люссака будет изучаться аж в 10-м классе, а с его проявлением Никита уже познакомился. Иванов Саша (6-й класс) ест заслуженное «яблоко Ньютона» (яблоки, по традиции Дня физики, раздавались всем участникам) и знакомится с экспонатами своих коллег. Сашина работа вызвала неподдельный интерес. Ещё бы: с большого экрана демонстрировались более 40 занимательных физических опытов с воздушными шариками. Саша не только виртуозно экспериментировал, но и грамотно комментировал свои опыты. Свою работу он представил в виде компьютерного диска. Проект «Физика на воздушных шариках» снят на цифровую видеокамеру Гости Марафона, в том числе и виртуальныеЧтобы познакомиться с мастерами методики обучения физике, на Марафон приезжают учителя из дальних регионов России (Башкортостана, Рязанской, Владимирской и др. областей). В этом году фонд Дмитрия Зимина «Династия» выделил грант, и мы смогли пригласить лауреатов и постоянных членов жюри конкурса «Я иду на урок» (с оплатой проезда, проживания в Москве, экскурсии и посещением спектакля Театра оперетты). Это: семикратный Соросовский учитель Ольга Михайловна Заборьева (г. Волжский, Волгоградская обл.), Соросовские учителя Татьяна Иванован Радченко (г. Владикавказ), Ольга Петровна Суханькова (г. Орёл), Виктор Иванович Елькин (г. Слободской, Кировская обл.), заслуженные чувашские учителя братья Вениамин Николаевич и Геннадий Николаевич Петровы, лауреаты нашего конкурса прошлого года Татьяна Викторовна Гайдай (п. Молодёжный, Московская обл.) и Тамара Юрьевна Кузьмичёва (г. Дзержинск, Нижегородская обл.), почти бессменный член жюри Валентина Анатольевна Колегова (г. Кораблино, Рязанская обл.).
В переполненном Паркетном зале московского Дома учителя прошли мастер-классы. Первым провёл мастер-класс народный учитель СССР из Ульяновской области к.п.н. Пётр Петрович Головин (мы уже писали о его конструкторе по электродинамике для работы на уроках и дома в № 8/06; очень хорошие фотографии представлены на сайте http://elkin52.narod.ru/new/marafon6.htm). Его сменил московский учитель Леонид Александрович Логинов. Интересный вариант урока на тему поверхностного натяжения («Экспертиза туалетной бумаги», см. «Физику» № 15/06) автор дополнил демонстрацией элементов процесса звукозаписи и звуковоспроизведения с прерыванием потока света на фотоэлементе, подсоединённом к динамику, вращающимися дисками с прорезями. На третьем мастер-классом, который провёл к.п.н. Сергей Александрович Ловягин (урок «Что такое цвет?», см. «Физику» № 6/06), все с увлечением выполняли задания и, получив раздаточный материал, раскрашивали лошадок цветными мелками. Вопросам не было конца.
Один зал был отведён для показа учебных видеокассет и DVD-дисков, в том числе от наших виртуальных иногородних участников, приславших свои диски и кассеты. Вот 40-минутный диск учителя С.Г.Маюрова (663144, п. Епишино, Енисейский р-н, Красноярский кр.). Взгляните на переделанный измерительный прибор... Узнаёте корпус? А вот гироскоп на ножке, легко удерживающий равновесие. Не имея возможности приобрести для школы универсальный трансформатор со стандартными приставками, учитель со своими учениками сконструировал великолепную катушку Томсона. Она легко прячется в стол, что позволяет поражать школьников нестандартными экспериментами, например, «живыми шариками из пенопласта» в колбе. Нельзя не упомянуть замечательную демонстрацию действия гидравлического пресса, который также собран из подручного материала (шприцы разного диаметра, дощечки, трубочки, скобы, шурупы). Посмотрите – один грузик держит девять таких же! Ну может ли быть что-либо более наглядное для школьников? Интересных демонстраций много, и Сергей Георгиевич готов обмениваться опытом. Пишите! О методических находках рассказала в своём видеофильме учительница школы № 425 из г. Кронштадта Лариса Петровна Сотова (к сожалению, получить изображение хорошего для публикации в газете качества не удалось). Это – работа в тесном контакте с музеем А.С.Попова, занимательные тематические коллажи, сделанные с помощью иллюстраций из журналов, проектные сочинения о перспективах развития техники и науки, ассоциативные фигурки с подсказками по теме, которые разрешается прикреплять магнитами к доске перед уроком, задания по поиску и систематизации информации к урокам. Учитель собирает все творческие работы учащихся с 5-го по 11-й класс в индивидуальные папки и вручает при выпуске каждому его «творческий багаж». От методического объединения учителей физики г. Прокопьевска под руководством Е.М.Раводина пришёл диск с интересными экспериментами. О нём будет подробно рассказываться в № 20, спецвыпуске с работами прокопьевских учителей. В Малом зале заседания начались с лекции московского учителя (и зам. главного редактора газеты) к.ф.-м.н. Константина Юрьевича Богданова. Он расскзал о фульгуритах – удивительных образованиях из песка, остеклившегося при прохождении по нему разряда молнии, о способах вызвать молнию и защититься от неё (см. «Физику» № 17/06). Сами фульгуриты раздавались всем желающим. Затем зам. главного редактора журнала «Квант» Алексей Игоревич Черноуцан сообщил о результатах XIV Международной интеллектуальной олимпиады, проводимой клубом «Глюон», и продемонстрировал наиболее интересные опыты, которые предлагались участникам этой олимпиады для объяснения их механизма.
И просто яблоку было негде упасть на мастер-классе санкт-петербургского педагога д.п.н. Галины Николаевны Степановой (см. «Физику» № 15, 17/06), где она подробно раскрыла авторский подход к современным технологиям обучения школьников.
Фоторепортаж С.Я.КОВАЛЁВОЙ.Фото К.Ю.Богданова, С.Я.Ковалёвой,
|