См. также № 9/06
И.А.ЗЫРЯНОВ,
ВятГГУ, г. Киров
Изобретательские задачи
Педпрактика. 10-й класс
1. Как снизить скольжение ботинок по
льду?
Варианты ответов:
– Посыпать лёд песком. Тем самым мы
добавим неровности на поверхность льда, в
результате чего трение увеличится.
– Посыпать лёд реагентом, вследствие
чего лёд местами растает, его поверхность будет
неровной.
– Прицепить к ботинкам шипы.
– Натереть подошвы ботинок
картофелем, тем самым добавить неровностей на
подошвы.
– Приклеить к подошве наждачную
бумагу.
2. Как защитить стекло от намерзания?
Варианты ответов:
– Оборудовать подогрев стекла. Тем
самым мы не дадим влаге конденсироваться на
стекле.
– Натереть стекло маслом, таким
образом мы создадим водоотталкивающую плёнку,
благодаря которой вода не будет
конденсироваться на стекле.
– Обдувать стекло сухим воздухом.
– Покрыть стекло плёнкой.
3. Как сделать запись в невесомости?
Варианты ответов:
– Использовать карандаш и бумагу.
– Использовать дощечку и выжигатель.
– Использовать нестандартную систему
письма (например, узелками).
– Воспользоваться диктофоном,
магнитофоном.
4. Как измерить объём кусочка
пенопласта с помощью мензурки?
Варианты ответов:
– Налить в мензурку жидкость,
плотность которой меньше плотности пенопласта.
– Утопить кусок пенопласта, используя
очень тонкую проволоку, объёмом которой можно
пренебречь.
– Прикрепить к пенопласту груз
известного объёма, и полностью погрузить
пенопласт в жидкость.
– Укрепить пенопласт в мензурке
(например, расклинить) и залить жидкостью.
5. Как развести огонь?
Варианты ответов:
– С помощью спички (зажигалки).
– С помощью трения.
– Изготовить самовоспламеняющуюся
смесь.
– С помощью линзы при солнечном свете.
– С помощью кремня.
– С помощью дугового разряда.
6. Как заставить воздушный шарик,
наполненный гелием, пролететь несколько метров?
Варианты ответов:
– Толкнуть.
– Поместить в струю воздуха.
– Развязать нитку, тем самым получить
реактивную струю.
– Отпустить шарик. Так как гелий легче
воздуха, то под действием силы Архимеда шарик
поднимется на некоторую высоту.
7. Как сделать так, чтобы стрелка
электроскопа не реагировала на заряд?
Варианты ответов:
– Заземлить подводящий провод – все
заряды будут стекать на землю, минуя электроскоп.
– Жёстко закрепить стрелку.
– Сделать подводящий провод из
изолятора.
– Сделать стрелку из изолятора.
8. Как получить электрический ток?
Варианты ответов:
– Поместить вращающуюся рамку между
полюсами магнита (генератор).
– Между двумя заряженными телами
положить проводник.
– Изготовить химический элемент
(гальванический элемент).
– Использовать фотоэффект.
– Использовать термопару.
– Использовать пьезоэлемент.
11. Как без часов засечь промежуток
времени?
Варианты ответов:
– По падению шарика в жидкости.
– По истечению песка (песочные часы).
– По истечению воды (водяные часы).
– По движению Солнца (гномон).
– По растворению соли в воде.
– С помощью математического маятника.
– По сгоранию спички (лучину с
делениями использовали в старину).
– По сгоранию свечки с делениями.
12. Как убрать с поверхности воды
пролитый на неё бензин?
Варианты ответов:
– Поджечь бензин.
– Слить воду в другой сосуд.
– Выморозить.
– Выпарить. Так как температура
кипения бензина меньше, чем у воды, то бензин
начнёт испаряться раньше.
– Химически нейтрализовать.
– На поверхность положить салфетку,
тряпку.
13. Как заставить конус стоять на
вершине?
Варианты ответов:
– Раскрутить, как волчок.
– Изготовить подставку.
– Воткнуть в песок (грунт).
14. Как увеличить объём резинового
шарика, не добавляя в него газ?
Варианты ответов:
– Наполнить водой.
– Завязать и поместить в область
пониженного давления.
– Растянуть.
– Завязать и нагреть.
15. Как заставить плавать кусок металла?
Варианты ответов:
– Сделать из металла коробку (корабль).
– Положить кусок металла на плот (лист
пенопласта, пробки, дерева).
– Раскатать металл как можно тоньше.
Намазать его жиром.
– Положить в ртуть, кусок железа будет
плавать, т.к. плотность ртути больше плотности
железа.
– Растереть металл в порошок, высыпать
его в масло, перемешать так, чтобы каждую частицу
порошка обвалакивало масло, а затем рассыпать
тонким слоем по поверхности воды.
16. Как заставить опуститься воздушный
шарик, находящийся в жидкости в безразличном
состоянии?
Варианты ответов:
– Привязать тяжёлый груз.
– Налить холодной жидкости,
вследствие чего объём шарика уменьшится,
следовательно, сила Архимеда тоже уменьшится.
– Увеличить давление над жидкостью
(картезианский водолаз).
– Резко потянуть сосуд с шариком.
17. Что надо сделать, чтобы бумажная
полоска не сгорела, находясь над свечой?
Варианты ответов:
– Задуть свечу.
– Обмотать бумагу вокруг латунного
цилиндра. Тем самым от бумаги будет отводиться
тепло.
– Пропитать раствором, который
предотвращает загорание.
– Хорошо смочить бумагу в негорючей
жидкости (например, в воде.)
– Между свечой и бумажной полоской
продувать воздух.
– Между свечой и бумагой поместить
теплоизолятор.
18. Как снизить температуру
нагревательного элемента работающей
электрической плитки?
Варианты ответов:
– Выключить плитку.
– Дуть на плитку.
– Положить кусок льда.
– Увеличить площадь нагревателя.
– Уменьшить напряжение.
– Уменьшить силу тока.
19. Как ускорить таяние снежного
сугроба?
Варианты ответов:
– Раскидать снег на большую площадь.
– Посыпать сугроб солью.
– Посыпать сугроб сажей.
– Развести костёр.
– Направить на сугроб несколько
солнечных зайчиков от больших зеркал.
– Поливать сугроб водой (желательно
тёплой).
– На сугроб направить струю тёплого
воздуха.
– На сугроб направить струю пара.
20. Как отделить железные шарики от
пенопластовых, если они имеют одинаковый объём и
цвет?
Варианты ответов:
– Нагреть сосуд с шариками до 500 °С. При
этой температуре пенопласт расплавится,
останется только слить расплав и остудить
металл.
– Залить в сосуд с шариками
растворитель (ацетон). Пенопласт растворится,
останется лишь слить раствор.
– Воспользоваться магнитом.
– Поочередно взвешивать шарики и
проводить сортировку.
– Налить в ёмкость с шариками воду.
Пенопластовые шарики вплывут, останется лишь
собрать их, например, ложкой.
21. Как заставить красную часть стрелки
компаса показывать на север?
Варианты ответов:
– Поместить компас на Южный полюс.
Любое направление на Южном полюсе – северное.
– Перемагнитить стрелку.
– Перекрасить стрелку.
– Установить поблизости магнит.
– Поместить стрелку в катушку, по
которой протекает электрический ток.
_____________________________
Илья Андреевич Зырянов, студент
4-го курса ВятГГУ, придумал оригинальный приём,
проходя в 2005 г. педпрактику в школе № 5 (г.
Слободской, Кировская обл., руководитель – засл.
учитель РФ Виктор Иванович Елькин elkin52@yandex.ru). В «оставшиеся пять
минут» урока он ставил «проблему» – дети
предлагали решения, успевали решить одну-две
задачи. Самым активным ученикам ставилась «5».
Задачи также задавались на дом или
использовались в различных интеллектуальных
играх на внеклассных мероприятиях. За пять
различных решений домашней задачи ставилась «5»,
ещё одна «5» – за каждые два дополнительных
решения. Ученикам задачи очень нравились, они с
удовольствием их решали.