ЭКСПЕРИМЕНТ
А.С.ПЛЕСОВСКИЙ,
женская гимназия, г. Сыктывкар, Республика Коми
Закон Кулона и электрофорная
машина
Определение напряжённости
электрического поля между разрядниками
электрофорной машины и напряжения на этих
разрядниках
1. Собираем установку по рис. 1,
состоящую из электрофорной машины и
приспособления (рис. 2).
Приспособление представляет собой
согнутый в виде буквы «П» лист органического
стекла (толщина 4 мм, ширина 40 мм) –
держатель, на котором укреплены две полые
стеклянные трубки (диаметр 8 мм, длина 150 мм),
разнесённые на 20 мм. Они являются
направляющими, по которым свободно катается
теннисный шарик, оклеенный алюминиевой
конденсаторной фольгой. Приспособление может
устанавливаться под некоторым углом к горизонту,
для чего к держателю снизу приклеен уголок из
оргстекла (высотой 40 мм), который позволяет
крепить приспособление в лапке штатива.
В боковых стенках держателя
просверлены по два отверстия, куда свободно
вставляются трубки-полозья. По этим же полозьям
можно перемещать и жестяные электроды,
вырезанные из коробок для киноплёнок, для чего в
них на расстоянии 20 мм друг от друга
просверлены два отверстия.
2. Устанавливаем приспособление под
углом к
горизонту, кладём на трубки шарик, ставим
электроды на определённом расстоянии друг от
друга, подключаем их к разрядникам электрофорной
машины и вращаем ручку. Добиваемся того, чтобы
теннисный шарик остановился в положении
равновесия. Говорим учащимся, что поле обладает
силовой характеристикой, и рассматриваем силы,
действующие на шарик (рис. 3).
Выбираем систему отсчёта, направляя
ось Х вдоль трубок. Пренебрегая трением,
записываем:
Fэл + mg + N = 0.
В проекции на ось X
Fэл + mgx = 0.
где Е – напряжённость поля, q
– заряд шарика, m – масса шарика.
Величину заряда можно найти
экспериментально, пользуясь законом Кулона (для
простоты считаем шарик точечным) и решив
cтандартную экспериментальную задачу со
«своими» данными:
Акцентируем внимание учащихся на том,
что поставленную в начале урока задачу – найти
напряжённость поля и напряжение на разрядниках
электрофорной машины – можно решить, узнав
величину заряда шарика, воспользовавшись,
например, законом Кулона. Такой подход вызывает
большой интерес у учащихся.
Берём ещё один такой же фольгированный
шарик, подвешиваем оба на одинаковых нитях в
одной точке и соединяем оба шарика с одним из
разрядников электрофорной машины, не меняя их
взаимного расположения. Шарики расходятся на
расстояние x, которое можно измерить (рис. 4).
В нашем опыте при длине нити 25 см получилось x 7 см, 7,5°.
В выбранной системе отсчёта Fэл
+ Fупр + mg = 0.
В проекции на ось Х
Поскольку , то:
Тогда
Подставляя оценочные значения из
экспериментальной задачи, получим:
Напряжённость электрического поля
между электродами приспособления в точке, где
находится шарик, приблизительно равна:
[Считаем, что напряжённость
электрического поля между электродами
постоянна. – Ред.] Тогда напряжение между
электродами равно U = E • l,
где l – расстояние между ними. Подставив
числовые значения, получим U105 В. Напряжение на
разрядниках электрофорной машины будет таким же,
как между электродами нашего приспособления, а
если и расстояние между разрядниками будет таким
же, как между электродами приспособления, то и
напряжённости электрического поля будут
одинаковыми.
Установку можно использовать при
изучении электрического тока (условия его
возникновения и существования); при введении
напряжения электростатического поля. Её можно
поставить вертикально (или близко к этому) и
добиться того, чтобы шарик в электрическом поле
висел (задачи на равновесие заряда в
электрическом поле). Можно продемонстрировать
опыт с определением величины элементарного
заряда (надо осветить ультрафиолетом шар,
обёрнутый в фольгу). Опыты лучше всего проводить
с большой электрофорной машиной.
ДОПОЛНЕНИЕ РЕДАКТОРА. Демонстрации и
их качественное объяснение представляют
интерес. Однако неплохо было бы добавить
физическое содержание. В обеих установках мы
наблюдаем перемещение шарика (или двух шариков)
одновременно в электрическом и в гравитационном
полях. Оба поля являются потенциальными, поэтому
работа сил этих полей зависит только от
начального и конечного положений тел и не
зависит от пути. В обоих экспериментах изменение
положения каждого шарика приводит к увеличению
потенциальной энергии системы на mgh, где h
– высота подъёма шарика по вертикали.
Одновременно на столько же уменьшается
потенциальная энергия электрического поля
системы заряженных тел. Подсчитать изменение
потенциальной энергии шарика в гравитационном
поле достаточно просто (см. рис. 3, 4), но изменение
потенциальной энергии электрического поля
значительно сложнее. Надо иметь в виду, что в
случае расталкивания двух шариков учитывается
взаимодействие только двух зарядов по закону
Кулона, а в установке с полозьями присутствует
ещё и третий заряд (второй электрод), – он имеет
противоположный знак и притягивает подвижный
шарик. В этом заключается существенное отличие
двух описанных установок, что следует учитывать
при вычислении зарядов и изменений
потенциальной энергии электрического поля.
Чтобы можно было использовать результаты
измерений, проведённые на второй установке,
следует иметь в виду, что изменения
потенциальной энергии на обеих установках
вследствие подъёма шарика (шариков) должны быть
одинаковыми.
В.А.КОЗЛОВ
Альберт Степанович Плесовский
окончил Коми ГПИ в 1961 г. и 40 лет проработал
учителем физики в СШ № 3 г. Печоры. Сейчас
работает учителем физики в женской гимназии г.
Сыктывкара. Участник VI Всесоюзных
педагогических чтений, отличник просвещения,
заслуженный учитель школ России и Республики
Коми. Награждён медалью им. Н.К.Крупской. В
свободное время любит работать на даче, ходить в
лес за ягодами и грибами, охотиться и рыбачить. У
Альберта Степановича четверо внучек, две из них
– школьницы, отличницы. Жена – заслуженная
учительница РФ, теперь на пенсии, заядлая
дачница. Дочь – учительница математики и
информатики.