Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №18/2006
Источники света. Прямолинейное распространение света

«Я ИДУ НА УРОК»

Н.М.ИСАКОВА,
школа № 24, г. Сыктывкар, Республика Коми

Источники света.
Прямолинейное распространение света

Урок углубления и систематизации знаний в форме сказки. 5-й класс

От сказки душе счастье и уму раздумье.

А.Платонов

Более десяти лет в нашей школе в части классов физика изучается по программе Г.Н.Степановой «Физика с пятого класса». Её пропедевтический курс, ориентированный на развитие личности ребёнка, позволяет пробудить интерес к познанию природы, заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений в окружающем мире. Для поддержания интереса детей к изучению предмета (с учётом возрастных особенностей) полезно часть уроков проводить в нестандартной форме, например, по мотивам сказок.

Цели урока:

  • образовательные: в занимательной форме повторить материал, связанный с законом прямолинейного распространения света; закрепить умение построения хода лучей с его использованием;

  • воспитательные: формировать познавательный интерес; воспитывать умение работать в паре и уважительно относиться к мнению одноклассников;

  • развивающие: развивать внимание, воображение, наблюдательность, логическое и критическое мышление.

Оборудование: линейки, карандаши, карточки-задания и карточки с ответами для проверки.

Ход урока

I. Основной этап

Учитель. Наш урок посвящён повторению закона прямолинейного распространения света и связанных с ним явлений природы. Задания вы будете выполнять в тетрадях, а в конце урока обменяетесь тетрадями и проверите работу товарища. Затем сверите правильность выполнения заданий с ответами, вывешенными на доске, оцените работу товарища, исправите ошибки. (Читает по книге Н.Носова «Приключения Незнайки».)

  • «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькими. Каждый коротышка был ростом с огурец... В домике на улице Колокольчиков жило 16 малышей-коротышей. Самым главным у них был малыш по имени Знайка. Его прозвали так за то, что он читал разные книги и потому многое знал. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.

Однажды Знайка побывал в Солнечном Городе и познакомился с учёными, которые готовили в то время свой второй полёт на Луну. Знайка совершил с ними полёт на Луну.

Вернувшись в Цветочный Город, он много рассказывал о своём путешествии на Луну. А однажды вечером пригласил малышей понаблюдать за Луной. Знайка, чтобы ориентироваться в темноте, взял с собой электрический фонарик, Винтик и Шпунтик – керосиновую лампу, а Незнайка – лучину».

Задание 1. Назовите по два достоинства и по два недостатка этих источников света. (Учащиеся выполняют письменно все задания в рабочей тетради. чтение отрывков продолжает ведущий.)

  • «Наконец-то они пришли в обсерваторию, где малыши могли в телескоп полюбоваться Луной. Это было необыкновенное зрелище. Лучи Солнца, рассеянные атмосферой Земли, отчасти освещали лунный диск. Луна продолжала быть видимой, но была кроваво-красного цвета, размеры её были значительно больше обычного».

Задание 2. Какое явление природы наблюдали малыши? Нарисуйте схему, поясняющую это явление. (Дети рисуют примерно то, что показано внизу.)

  • «Самым известным среди малышей был малыш по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал. Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем их рассказывал.

Особенно Незнайка прославился после одной истории. Однажды он гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.

– Кто это меня ударил? – подумал Незнайка, – Может быть, сверху упало что-нибудь?

Он задрал голову и поглядел вверх. Но только яркое солнце сияло над головой Незнайки. Край солнца был чёрным:  .

– Это, наверное, от Солнца оторвался кусочек и ударил меня по голове.

Он побежал домой и встретил группу малышей, которые через зачернённые стёкла наблюдали за Солнцем, а местный поэт Цветик, что-то быстро записывал в своём блокноте.

– Слушайте, – сказал Незнайка, – понимаете, какая история вышла: от Солнца оторвался кусочек и ударил меня по голове.

– Что ты, Незнайка! – засмеялся Стекляшкин, –

– Если бы от Солнца оторвался кусочек, он раздавил бы тебя в лепёшку. Солнце ведь очень большое. Оно больше всей нашей Земли. Если бы от Солнца оторвался хоть маленький кусочек, то он раздавил бы в лепёшку весь наш город. А теперь вот тебе затемнённое стеклышко, и ты можешь вместе с нами наблюдать за Солнцем.

Когда малыши вернулись домой, Цветик прочитал им то, что написал:

“Тишина. Проходит полчаса. День сияет почти всё также, облачка закрывают, открывают солнце, теперь плывущее в вышине в виде серпа.

День начинает заметно блёкнуть. Лица малышей принимают испуганный оттенок, тени от их фигур лежат на земле бледные, неясные. Пейзаж будто расплывается в чём-то, трава теряет зелень. Пока остаётся тонкий серповидный ободок солнца, всё ещё царит впечатление сильно побледневшего дня.

Вот искорка солнца исчезла. И вместе с этим пролилась на землю густая тьма. В какое-то мгновение набежала полная тень.

Но это не была обыкновенная ночь. Было настолько светло, что глаза невольно искали серебристого лунного сияния, пронизывающего насквозь синюю тьму обычной ночи. Но нигде не было сияния, не было синевы. Казалось, тонкий, неразличимый для глаза пепел рассыпался сверху над Землёю или тонкая густая сетка повисла в воздухе.

Круглое, тёмное, враждебное тело, точно как наук, впилось в солнце, и они несутся вместе в заоблачной вышине. Какое-то сияние, льющееся изменчивыми переливами из-за тёмного цвета, придавая зрелищу движение и жизнь, и облака ещё усиливают иллюзию своим тревожным бесшумным бегом”».

Задание 3. Какое явление наблюдали малыши, а Цветик описал? Выполните рисунок, поясняющий это явление. (Дети рисуют.)

Когда усталые малыши вернулись домой, то устроили весёлый праздник. Пончик испёк вкусные пирожки, а Винтик и Шпунтик внесли в комнату таинственный ящик (ведущий проецирует рисунок на экран) и, когда нажали на кнопку, то из отверстий на боках ящика полился изумительный свет.

 

Задание 4. Определите, в каком месте находится источник света. Сделайте необходимые построения. (Дети рисуют примерно то, что показано справа.)

 

  • На пути таинственных лучей Торопыжка поместил непрозрачный предмет (ведущий проецирует рисунок на экран).

Задание 5. 1. Постройте тень от предмета на экране. (Дети выполняют.)

2. Объясните, почему вы так нарисовали.

3. Что произойдёт с размерами тени, если: а) источник света приближать к предмету? б) удалять экран от предмета?

  • Незнайка побежал и принёс ещё один «чёрный» ящик, в котором находился источник света (ведущий проецирует рисунок на экран).

 

Задание 6. Помогите Незнайке нарисовать световые лучи, которые выходят из щелей ящика. Объясните, почему вы так нарисовали. (Дети выполняют.)

II. Взаимоконтроль. Оценивание.

III. Коррекция ошибок в рабочих тетрадях.

IV. ДЗ. Повторить § 1–3 (учебник Г.Н.Степановой «Физика-5». – СПб: Валери СПД, 2005), просмотреть записи в тетради; подготовиться к контрольной работе.

Нина Михайловна ИсаковаНина Михайловна Исакова окончила Бердянский ГПИ им. П.Д.Осипенко в 1965 г. Педагогический стаж 42 года. Руководитель ГМО учителей физики. Под её руководством для учащихся 9–11-го классов учебных заведений города организована интеллектуальная игра «Физический марафон». В свободное время любит читать, вязать, работать на даче.

.  .