Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №18/2006
О физическом образовании в Республике Коми

Государственный герб Республики КомиГосударственный герб Республики Коми был утверждён 6 июня 1994 г. Описание герба: «Государственный герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещённой на красном геральдическом щите; на груди птицы – лик женщины в обрамлении шести лосиных голов».

О физическом образовании в Республике Коми

Республика Коми входит в состав Северо-Западного федерального округа. От южных до северных границ – 1275 км, проживают 1,1 млн человек. В республике высокий образовательный уровень – 21 среднее специальное учебное учреждение, 11 вузов, 500 школ, где обучаются около 180 тыс. детей, около 430 учителей физики. углублённо изучают физику в специализированных школах, а также в республиканских лицеях-интернатах – физико-математическом (учителя физики высшей квалификационной категории Говырин В.И. и Бушуев Е.Ф.) и для одарённых детей из сельской местности (к.ф.-м.н. Трошев С.А. и к.п.н. Плосков В.А.).

Основой государственной образовательной политики является республиканская программа «Развитие образования в Республике Коми». Ежегодно творческие, инициативные учителя представляют свой педагогический опыт на республиканских мероприятиях: выставке «Школа», педагогических чтениях «Гуманизация образования. XXI век», конкурсе «Учитель года». В разные года в конкурсе принимали участие учителя физики, в том числе Чиркова Л.Н. (г. Сосногорск), Куликова Г.Н. (г. Усинск), Ушанёва Л.И. (с. Сторожевск), Купина Е.Д. (г. Ухта). Особое внимание уделяется:

  • личностно-ориентированному обучению учащихся – развитию мыслительных операций через приёмы практической направленности (Туголукова С.П., МОУ «Гимназия» Эжвинского района г. Сыктывкара);

  • алгоритмизации процесса решения задач как средству формирования творческого мышления (Хижняк Н.С., МОУ СОШ № 19, г. Ухта);

  • развитию познавательных способностей детей с задержками психического развития (Сикержицкая И.И., МСОШ № 2, г. Усинск);

  • развивающему обучению физике (Палкина Е.А., п. Благоево);

  • методическим особенностям обучения физике в вечерней школе (Галыгин А.Ю., МОУ «Вечерняя (сменная)» общеобразовательная школа № 2, г. Воркута);

  • технологии интегрированного обучения (Варнавин А.В., СШ № 4, г. Сыктывкар; Головченко В.В., МОУ СОШ № 12, г. Инта);

  • экологическому образованию (Худяева В.И., СОШ № 1, п. Усогорск).

В республике проводится большая внеклассная работа по предмету, различные внеклассные мероприятия, как, например, интеллектуальные игры «Школа физиков» (Комисарова О.В., Туголукова С.П., Мишарина Т.В., МОУ «Гимназия» Эжвинского района г. Сыктывкара), «Физический марафон» (Алёшин С.И., Технологический лицей при Сыктывкарском лесном институте), «Праздник фонтанов», «Физика восковых фигур» (Щука С.С., СОШ № 3, г. Усинск). Многие учителя занимаются разработкой методических и дидактических материалов к урокам, составляют тренировочные тематические тесты для подготовки учащихся к ЕГЭ (Евсюгин В.Е., Вишератин В.А., Костливых О.А., Ухтинский технический лицей; Попов Н.С., СОШ № 2, п. Троицко-Печорск; Овсянников А.Р., СОШ № 1, г. Микунь).

Многие увлечены пропедевтическим курсом Степановой Г.Н. и обучают физике уже в 5–6-м классах (Платонова Г.Г., МСОШ №13, г. Ухта; Пружинская М.Н., СОШ № 35, г. Сыктывкар; Бура Е.С., СОШ № 1, г. Сыктывкар; Чиркова Л.Н., кадетская школа-интернат, г. Сосногорск).

Важное место в постдипломном образовании учителей республики играет Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров (КРИРОиПК). Обучаясь на курсах повышения квалификации, проблемных курсах и семинарах, учителя физики повышают свою профессиональную компетентность, учительское мастерство. Сотрудники кафедры преподавания физики и математики оказывают большую консультативную помощь учителям школ, осуществляют научное руководство опорно-методическими площадками образовательных учреждений. В рамках учебного предмета «Физика» кафедра активно сотрудничает с издательствами «Просвещение», «Дрофа», «Мнемозина», с авторами учебников – Гутник Е.М., Пурышевой Н.С., Степановой Г.Н. Хотя наша республика не входит в число субъектов РФ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения, учителя проявляют повышенный интерес к организации и содержанию предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников.

В Коми ГПИ создана научно-методическая лаборатория проблем профильного обучения, осуществляется подготовка будущих учителей в рамках обязательного спецкурса, профессорско-преподавательским коллективом института оказывается консультативная помощь учителям. На кафедре преподавания физики и математики КРИРОиПК учителя проходят подготовку по этому направлению в рамках программы «Особенности организации и содержания профильного обучения по физике и математике». Учителя пробуют свои силы в проектировании курсов по выбору: курсов предпрофильной подготовки и элективных курсов, а также реализации их на практике (Ушанёва Л.И., с. Сторожевск; Лебедева З.У., СОШ № 1, г. Емва; Матвеева Н.В., СОШ с. Айкино; Шмидт Л.И., СОШ № 10, г. Печора, и многие другие). Все наши учителя физики влюблены в свой предмет, творчески относятся к учебному процессу, стремятся сделать процесс обучения интересным и результативным.

Г.И.КИТАЙГОРОДСКАЯ, зав. кафедрой преподавания
физики и математики КРИРОиПК, к.п.н.;
КАТАЛЕВСКАЯ Н.Н., доцент, методист КРИРОиПК
kriroipk@rambler.ru

.  .