Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №17/2006
Построение логических последовательностей

В.В.ПЕРЕПЕЛИЦИНА, В.И.ЧУРИЛОВ,
школа № 1716, г. Москва

Построение логических последовательностей

7-й класс

В связи с большим информационным потоком перегрузка учеников приводит к низкому уровню усвоения учебного материала. Эффективно повысить качество образования при преподавании физики 2 ч/нед. можно, применяя современные дидактические приёмы, а также используя на уроках такое мощное привлекательное средство, как компьютер. Мы разработали как дополнение к учебнику две версии построения логических последовательностей основных знаний: компьютерную и бумажную, в виде карточек.

Весь материал учебника А.В.Пёрышкина был разбит на семь тем: «Строение вещества», «Плотность вещества», «Механическое движение», «Сила», «Давление», «Золотое правило механики», «Работа силы и механическая энергия». Учитель в течение нескольких первых уроков раскрывает содержание каждой темы, записывая на доске «опорные знаки» (структурные элементы) в виде основных понятий, законов, физических явлений, формул, графиков и т.д., и таким образом подготавливает основу для построения логической последовательности (структурной схемы). Изучение темы сопровождается, конечно, лабораторными работами и демонстрационными опытами.

Дома ученик изготавливает карточки с этими «опорными знаками» и, дополнительно, со своими, почерпнутыми при чтении учебника и справочной литературы. Размещая все карточки в определённой последовательности, он подготавливает свою версию логической структуры. При проверке домашнего задания учитель убеждается в наличии карточек и обсуждает содержание наиболее важных, без которых невозможно раскрыть тему.

По завершении темы класс разбивается на группы, каждая группа строит и защищает свою версию логической последовательности. В совместном обсуждении создаётся окончательная версия, собираемая с помощью карточек. Иногда, если необходимо связать различные главы учебника, логическая последовательность выстраивается поэтапно в течение 1–3-й четвертей. В этом случае анализируется предшествующий этап и обосновывается его связь с последующим. Для многократного повторения темы и закрепления навыков построения логической последовательности можно создать компьютерные варианты задания и версию структурной схемы. Каждое задание, таким образом, содержит набор «опорных знаков» и перечень вопросов.

Ученик, располагая карточки (бумажные или электронные) в определённом порядке, выстраивает логическую последовательность основных знаний в соответствии со своим пониманием темы и составляет рассказ, раскрывающий содержание раздела или главы. Затем он отвечает на вопросы учителя (или класса), которые не затронул в рассказе. Таким образом, ученик с помощью построенной им структурной схемы сам устанавливает логическую связь основных понятий, законов, физических явлений, формул, примеров (рисунков), графиков, лабораторных работ, демонстрационных опытов и раскрывает содержание раздела (главы).

Высокая концентрация информации высвобождает время на решение физических задач, что позволяет в 4-й четверти приступить к анализу каждой логической последовательности и не только увеличить список решённых задач, но и попытаться самостоятельно построить новые.

В качестве примера показано построение компьютерной версии логической последовательности по теме «Плотность вещества». Задание выдаётся в виде набора «опорных знаков» (структурных элементов) и списка вопросов (рис. 1). Ученик может построить нескольких вариантов логической последовательности (один из вариантов представлен на рис. 2) и составить рассказ. Задача учителя – проконтролировать полноту и правильность раскрытия темы.

Рис.1

Рис.2

.  .